Особенности предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:36, контрольная работа

Описание

Понятие некоммерческих организаций сформулировано в п. 1 ст. 50 ГК РФ, согласно которому некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское - контр1.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)


Вариант 10

Вопрос

              Особенности предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления.

 

              Понятие некоммерческих организаций сформулировано в п. 1 ст. 50 ГК РФ, согласно которому некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки некоммерческой организации:

1)     отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности;

2)     полученная прибыль не может быть распределена между участниками коммерческой организации.

              Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Как видно из указанного положения, данный перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим, дополнительные формы некоммерческих организаций предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ и др.

              Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством, и соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

              Объем специальной правоспособности зависит от воли учредителей, которые определяют цели и виды деятельности некоммерческой организации.

              Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 3 ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

              Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях», такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Кроме того, в силу п. 4 ст. 24, в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

              Исходя из п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 1, 2 ст. 24 указанного ФЗ, законодательством могут предусматриваться ограничения видов деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации, включая осуществление предпринимательской деятельности. Данное правило корреспондирует с положениями п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 1 ГК РФ, предусматривающими, что гражданские права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

              Правовые ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций можно разделить на прямые и косвенные.

              Прямые ограничения предполагают наличие четких нормативных запретов, установленных федеральными законами.

              Косвенные ограничения, в большинстве случаев, исключают возможность некоммерческих организаций совершать определенные действия путем указания на исчерпывающий перечень иных субъектов соответствующих отношений. Например, согласно п. 3 ст. 1027 ГК РФ, сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ, участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

              Сделки, совершенные некоммерческими организациями, которые противоречат целям и видам их деятельности, являются ничтожными (согласно ст. 168 ГК РФ). Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Задача

              Государственное унитарное предприятие «Прогресс» создало дочернее хозяйственное общество ООО «Восток», которое было зарегистрировано 4 мая 1995 г. Управлением государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности г. Екатеринбурга. Указанный регистрирующий орган 30 июля 1998 г. отменил свое решение, сославшись на то, что в соответствии с областным законом «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» решение о создании ООО «Восток» должно было принять правительство области.

              Дайте мотивированное заключение с указанием всех допущенных нарушений законодательства. Правомерно ли заявление Управления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности г. Екатеринбурга? Могут ли государственные унитарные предприятия создавать дочерние организации? Если да, то в какой организационно-правовой форме? Каков срок исковой давности по делам о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц?

 

              Заявление Управления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности г. Екатеринбурга является частично правомерным.

              Согласно п. 7 ст. 114 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01 декабря 2002 года, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Поэтому в случае, если Государственное унитарное предприятие «Прогресс» основано на праве хозяйственного ведения, то оно вправе было создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Создание Государственное унитарным предприятием «Прогресс», основанным на праве хозяйственного ведения, Общества с ограниченной ответственностью «Восток» является неправомерным. Если Государственное унитарное предприятие «Прогресс» основано на праве оперативного управления, то оно не вправе было создавать дочернее предприятие в какой-либо организационно-правовой форме. Право создавать дочерние предприятия в форме хозяйственных обществ унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления,  ГК РФ не предусмотрено. Таким образом, Государственное унитарное предприятие «Прогресс» неправомерно создало Общество с ограниченной ответственностью «Восток».

              Кроме того, в настоящее время Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ пункт 7 из ст. 114 ГК РФ исключен. Статья 114 ГК РФ приведена в соответствие со ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которой унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В соответствии с п. 3 ст. 37 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

              Ссылка Управления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности г. Екатеринбурга на то, что в соответствии с областным законом «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» решение о создании ООО «Восток» должно было принять правительство области, является несостоятельной. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. Так, согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Аналогичного положения в отношении государственных органов действующим законодательством не предусмотрено.

              Требование о признании недействительной государственной регистрации юридического лица является способом защиты, предусмотренным статьей 12 ГК РФ, в отношении которого применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ. Исходя из п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Учитывая, что Управление государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности г. Екатеринбурга являлось уполномоченным органом по регистрации юридических лиц, оно должно было узнать о нарушении своего права непосредственно в момент регистрации ООО «Восток», то есть 04 мая 1995 года. Таким образом, срок исковой давности в этом случае истек. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исходя из п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.


Список использованных источников и литературы

 

1.      Нормативные правовые акты

 

              1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

              2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями от 29 июня, 17 июля 2009 г.).

              3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 3 июня, 27 сентября 2009 г.).

              4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от  3 июня, 17 июля 2009 г.).

              5.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 19 июля 2009 г.).

              6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 19 июля, 2 августа 2009 г.).

              7. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 24 июля, 1 декабря 2007 г.).

              8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 7 мая 2009 г.).

              9. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта 2002 г.).

              10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями от 19 июля 2009 г.).

              11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 23 июля 2008 г.).

              12. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изменениями 30 декабря 2008 г.).

              13. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июля 2008 г.).

2.      Литература

 

              1. Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. М., 2010.

              2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю.); - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

              3. Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". – М., 2009.

              4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ. М., 2009.

              5. Малумов А.Ю., Шевцов П.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный). М., 2009.

              6. Пашин А.Л., Чуряев А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М., 2009.              

              7. Стукалова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – М., 2009.

Информация о работе Особенности предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления