Основные формы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:13, доклад

Описание

История предпринимательства – тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Современная историческая наука проявляет большой интерес к развитию предпринимательства имеет свои задачи. Они заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе исторических фактов в их хронологической взаимосвязи.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 Основные формы организации предпринимательской деятельности.docx

— 63.09 Кб (Скачать документ)

Глава 1 Основные формы организации  предпринимательской деятельности

1.1. История развития  предпринимательства

История предпринимательства –  тема весьма актуальная и вызывающая живой

научный и общественный интерес. Современная  историческая наука проявляет

большой интерес к развитию предпринимательства  имеет свои задачи. Они

заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе

исторических фактов в их хронологической  взаимосвязи.

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время

купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих

предпринимателей. Деятельность купцов была нацелена на использование

существовавших несоответствий между  спросом и предложением, а источником их

дохода служили разницы в  ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. В

данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось

использованием возникающих рыночных неравновесий, а его доминирующим

предлогом была сопряженность с  высокой степенью риска. [5, 227]. С

зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получать

неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный

и цивилизованный характер. Нередко  предприниматель, будучи собственником

средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своём заводе.

С середины XVI в появляется акционерный капитал, организуются акционерные

общества. Первые акционерные кампании возникли в сфере международной

торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для

торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-

Индийская торговая компания, в 1670 году – кампания Гудзонова залива. В

дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие экономики.

С середины XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был

основан на акционерных началах  Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В

конце XVIII и начале XIX в.в. акционерная  форма организации банковского  дела

получает широкое развитие во многих странах.

В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно  ещё в

Киевской Руси в торговой форме  и в виде промыслов. Первыми предпринимателями

в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие

предпринимательства относится к  годам правления   Петра I (1689 - 1725). По

всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли

промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим

представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась

семья Демидовых, родоначальником  которой был тульский купец.

Дальнейшее развитие предпринимательства  сдерживалось существованием

крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала

реформа 1861 года. Начинается строительство  железных дорог, реорганизуется

тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и

переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 90-е годы

XIX века в России окончательно  складывается индустриальная база

предпринимательства [5,5-6].  В XV- первой половине XIX века шел процесс

формирования национального типа российского предпринимателя, главным  чертами

которого были патриотизм и приверженность к православным ценностям [5, 139].

В начале XX века предпринимательство  становится массовым явлением в России.

Начинается  процесс монополизации  фирм. Среди крупных фирм известны

«Продамет», «Продвелом», «Продуголь», товарищества Российско-американской

мануфактуры, братьев Нобель и другие.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух

революций – Февральской и Октябрьской  – был взят курс на ликвидацию рыночных

экономических связей.

Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая политика

– НЭП (1921-1926 гг.). Однако с конца 20-х  годов предпринимательство вновь

сворачивается и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре

1990 года был принят Закон «О  собственности в РСФСР», в декабре  1990 года –

Закон «О предприятии и предпринимательской  деятельности». С того момента,

когда частная собственность и  предпринимательская деятельность были

восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ,

товариществ и других форм деятельности предприятий.

В настоящее время в России насчитывается  около 10 000 акционерных предприятий

и свыше  1 500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 2003 года из

общего числа 3 573 тысяч предприятий  и организаций 2 973 тысячи, или 70 %,

находились в частной собственности 

 

1.2 Этапы развития предпринимательства

Существует неправильное мнение, что предпринимательство - удел лишь отдельных частных лиц, мелких фирм; такой взгляд характерен для  экономики прошлых времен.

Простота основных потребительских  изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления -- вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось.

Появились новые формы  собственности: общественная и государственная. За последнее время почти полностью  видоизменились производство и быт  людей, а потребность поиска все  более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому  по-прежнему сохранилась надобность в предпринимательстве - изменились лишь его формы, многократно увеличились  масштабы, в основном в связи с  развитием производительных сил.

Не плуг и телега с конной тягой, к примеру, нужны современному крестьянину, а трактор и автомобиль с набором различных инструментов и приспособлений. Их производство и обслуживание технологически весьма сложно и требует больших капиталовложений.

Все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство  становится делом коллективным. Конечно, остается место и малому, в том  числе индивидуальному, предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично сельским хозяйством. Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного  многочисленными коллективами.

Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Предприниматель  в мелком бизнесе активен и  ориентирован прежде всего на какие-то достижения. Вложив в собственное предприятие огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, предприниматель в мелком бизнесе, как правило, демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Поэтому человек, владеющий большим капиталом и заинтересованный в развитии крупных компаний, стремится придать менеджменту предпринимательские черты.

Изначально предпринимательство  появилось в сфере ремесленничества и торговли и в течение столетий приобретало современные черты.

Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин "предпринимательство", который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение  дохода.

Ко второй половине XIX в. появилась, однако, необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала - капиталистом. Новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступают в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являются капиталистами. Конечно, различия между капиталистом и предпринимателем будут стираться, если капиталист придерживается предпринимательского стиля управления.

Старое понятие "предпринимательство" в последнее время получило, таким  образом, новое содержание. В современном  мире предприниматель -- это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода. Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

V производство;

V коммерцию;

V финансы;

V интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить  различный доход, однако главной  из них является производство.

Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые  для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы  существуют лишь потому, что люди, которые  заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи  и деньги для их покупки; поэтому  экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем  количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального  производства на протяжении всей истории  в любой стране придавалось первостепенное значение.

Производство - наиболее динамичная сфера деятельности, характе

ризующаяся непрерывными изменениями и совершенствованиями. По

этому спрос на предпринимательскую  инициативу очень высок впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных  и технических разработок, требующих  вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно  отличаться от ожидаемого -отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряжено предпринимательство. К производственной сфере принято относить:

V промышленность;

V сельское хозяйство,  рыболовство, лесничество;

V общественный и производственный  транспорт;

V услуги производственного  характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая  наука к производству относит  и коммерцию, включая торговлю и  посреднические операции. В этом имеется  определенная логика.

Торговля -- это передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии из руды выплавляют чугун, в другом цехе из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. 
Если же доменное производство, где выплавляется чугун, сталеплавильное, где из чугуна получают сталь, и прокатное представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции из одного производственного звена в другое в таком случае относится к сфере коммерции. Вот почему марксисты считают, что "торговый капитал -- обособившаяся часть промышленного капитала". Поэтому, по их мнению, торговлю можно отнести к продолжению сферы производства. В той же мере, как торговлю, к сфере производства можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Тогда всякую деятельность человека следовало бы назван, производством. В конечном счете все определяется потребностью людей в выживании и размножении, как всякого живого существа. Если торговля, финансы и наука непосредственно обслуживают производство, то гак называемая непроизводственная сфера связана с производством опо-средственно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага.

Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу  интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и  вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нём отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно  в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

1.3 Сущность, функции и роль предпринимательства.

 

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”,

“малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая

“большой бизнес”, как явление экономической жизни  базирующееся на иных

принципах организации дела

На сегодняшний  день в мире не существует общепринятого определения

предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет

"предпринимательство  как процесс создания чего-то  нового, что обладает

стоимостью, а предпринимателя  — как человека, который затрачивает  на это все

необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и

социальный риск, получая в награду деньги и  удовлетворение достигнутым. В

американской учебной и научной литературе дается множество и других

определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с

экономической, политэкономической, психологической, управленческой и  других

точек зрения.

Английский профессор  Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным

предпринимателем  является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично

занимается управлением  бизнесом и несет личную ответственность  за обеспечение

необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его

вознаграждением является полученная в результате предпринимательской

деятельности прибыль  и чувство удовлетворения, которое он испытывает от

занятия свободным  предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять

на себя весь риск потерь в случае банкротства его  предприятия.

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая

теория предпринимательства , хотя потребность в такой теории давно уже стала

весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской  функции —

так условно можно  охарактеризовать развитие процесса научного осмысления

практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с

концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в

научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности

как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается

Информация о работе Основные формы предпринимательской деятельности