Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:26, реферат

Описание

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Содержание

Введение: ………………………………………………………………………2
Определение монополии ………………………………………………2
История возникновения и развития монополии ……………………..3
Глава 1: История возникновения и развития …………………8
монополии в России.
Глава 2: Естественная монополия и чистая монополия: ………10
общность и разница.
Заключение ……………………………………………………….14
Список литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

В годы первой мировой  войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом  война увеличила число монополий  и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами ( металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений” по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

 

Глава 2:

Естественная монополия и чистая монополия: общность и разница.

 

Естественная монополия. Если производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, то говорят, что отрасль  является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия “Де Бирс” опирается на контроль над сырьем; фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий  – 500.

Естественные монополии в России существуют в следующих сферах: 
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 
- транспортировка газа по трубопроводам; 
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии; 
- железнодорожные перевозки; 
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; 
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи. 
ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".

 

Классическим примером естественных монополий на федеральном  уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

 

Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.  
Чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.  
Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.  
Рыночная структура (market structure) указывает на число покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого и продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка ( рыночной структуры ). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

Чистые монополии чаще всего бывают лидерами в НТП в  своей отрасли. Такого рода монополия является временной, она исчезает по мере распространения и коммерческого освоения научных исследований. Причем чистые монополии могут быть регулируемые, как например, «Кон-Эдисон» или нерегулируемые, как «Дюпон» в момент своего выхода на рынок с нейлоном. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой фирмы она сама вольна устанавливать любую цену, которую выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и введение государственного регулирования и нежелание привлекать конкурентов, и стремление побыстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

К чистой (природной, естественной) монополии  относятся также монополии, производящие и использующие невоспроизводимые продукты и ресурсы.

Проанализировав все вышепреведенные  факты, получается следующая таблица:

 

Чистая монополия.

Естественная монополия.

Общность.

  • Относятся монополии, производящие и использующие невоспроизводимые продукты и ресурсы.
  • Товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами

Различия.

  • ценовая конкуренция отсутствует или ограничена
  • на рынке действует всего один продавец.
  • доступ на рынок закрыт;
  • фирма-монополист обладает значительным контролем
  • над ценой на продаваемый продукт.

 

  • Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства
  • спрос на данном товарном рынке на товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;



Таблица:  Общность и разница чистой и естественной монополий.

 

         
         



 

Заключение.

 

Монопо́лия (экон.) - ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объём предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определённый контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов и др.), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческого ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли. Естественная и чистая монополии – виды монополии,у них есть и сходства и различия, которые рассматриваются выше.

 



 

Список литературы:

 

 

  1. А.Пигу   "Экономическая  теория  благосостояния" т.1,т.2  М.:Прогресс, 1995г.
  2. Большая советская энциклопедия.
  3. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев “Российский монополизм и приватизация”// Экономист 1995 год № 6.
  4. В.Ершов “О пользе неконкретности антимонопольного законодательства” // Независимая газета 1994 год  1 февраля.
  5. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. М., 1989 год.
  6. Дж. Ф. Стэнлейк   Экономикс для начинающих. М.,1994
  7. Дж.Вильсон, В.Цапелик. “Естественные монополии России” //Вопросы экономики 1995 год № 11.
  8. Д.Воронин  Дело  N2 экономическое  приложение  к  газете  "Украинские вести".
  9. Дж.Вильсон, В.Цапелик. “Естественные монополии России” //Вопросы экономики 1995 год № 11.
  10. Е.Ясин "Из пропасти кризиса  выкарабкаться  можно"  Дело  N2,
  11. Краткий экономический словарь.
  12. К. Р. Макконелл, С. Л. Брю   Экономикс. М.,1993
  13. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
  14. “Обуздаем ли монополии”// Российская газета 1994 года 9 июля.
  15. Советский  энциклопедический  словарь,  издание   4,  М.,Советская энциклопедия, 1987
  16. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
  17. Учебник по основам экономической теории   Изд-ва "ВЛАДОС" и МГТУ им. Баумана, М., 1995

 

 




Информация о работе Монополия