Меценатство Мамонтова Саввы Ивановича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание

Летом 1992 года в Москве, в выставочном зале была развернута огромнейшая выставка, посвященная 150-летию С. И. Мамонтова. Эта выставка открыла многим посетителям потрясающий диапазон общественной, художественно-эстетической деятельности Саввы Ивановича: один из крупнейших железнодорожников России, руководитель знаменитой Частной оперы, создатель Абрамцевского художественного кружка, оперный режиссер, либреттист, чтец, певец, переводчик, скульптор и т. д.

Содержание

Введение………………………….………………………………………стр. 3
I.Савва Иванович Мамонтов ……………………..…….………………….…..стр. 4
I.1. Мамонтовский художественный кружок ………….………………...стр. 8
I.2. Частная опера С. И. Мамонтова …………………………………….стр. 12
Вывод………………………………………………..………..………..………стр. 17
Список использованной литературы……………………………………...….стр. 18

Работа состоит из  1 файл

Мамонтов.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Всем приезжавшим в Абрамцево предлагалось переодеться в холщовые блузы, и гости под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды, в чудные окрестности — по реке Воре, к Ахтырскому пруду и т. д. Что же удивляться, что "гости" не спешили покидать Абрамцево, а порой задерживались на все лето. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя пере­дачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов Абрамцевского кружка Савва Иванович приобретал сам, для других находил заказчиков.

Именно в Абрамцеве были созданы: портреты С. И и Е. Г. Ма­монтовых, пейзаж "Абрамцево", "Мостик через овраг", "Портрет до­чери Веры с букетом", эскизы к "Запорожцам", "Не ждали", "Аресту пропагандиста"   И. Е. Репиным; "Самозванец и Ксе­ния", "Василиса Мелентьева", портреты Н. И. Рыбакова, кормилицы Мамонтовых, садовника  Н. В. Невревым; "Верхний пруд в Абрамцеве", "Березовая аллея в парке", "Речка Воря"   В. Д. Поленовым; "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Бой скифов со славянами", "Ковер-самолет", "Три царевны подземного царства", "Пруд в Ахтырке (Аленушкин)" "Пруд в За­тишье", "У опушки", "Осока", "Пенек и купавки"  В. М. Васнецовым; "Девочка с персиками" Серовым В. А.

Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля.

Мамонтовский художественный кружок был уникальным объедине­нием: не ограничивалось число участников, т. к. никто формально не вступал, и никто не выбывал. Никаких обязательств: любой в любую минуту мог исчезнуть и появиться. Не было (как казалось) никакой официальной программы, не было и устава. Несмотря на все это — столько лет вместе, люди не расходились, плодотворно работали. Такой кружок мог успешно существовать только при наличии мощного объе­динительного цементирующего центра. Таким центром и был Савва Иванович Мамонтов. Его уже оформившиеся гражданские и эстетические позиции привлекали в кружок единомышленников. Отсюда и то удивительное понимание, сопереживание радостям и горестям друг друга, стремление успешно решать общие художественные задачи.

Что же отличало Мамонтовский художественный кружок от других художественных объединений? К слову сказать, ни "Мир искус­ства" С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа, ни "Союз русских художников", основанный в Москве, не получили впоследствии другого названия по имени их создателя.

Во-первых, это был союз разных муз, о чем уже говорилось (здесь были не только художники, но и артисты, и поэты, и скульпторы и т.д.).

Во-вторых, членов кружка, как и самого С. И. Мамонтова, отличал глубокий интерес к истории Руси, ее героям, ее традициям (еще раз вспомним исторические сюжеты работ М. М. Антокольского, И. Е. Ре­пина, В. М. Васнецова, А. М. Васнецова, Н. В. Неврева и других).

В-третьих, всех, без исключения, членов кружка объединял глубо­кий интерес к традициям русского народно-прикладного творчества, стремление восстановить, продолжить и развить эти традиции.

В-четвертых, любовное отношение к России, понимание ее самобыт­ности, восхищение ее лучшими традициями закономерно находили у членов Мамонтовского кружка свое преломление и отражение в глубо­ком уважении и интересе к такому богатейшему пласту нашей нацио­нальной культуры и духовности, каким является русская православная церковь.

В-пятых, поистине оплодотворяющим началом (наряду с предыду­щими) для творчества членов Мамонтовского кружка станет родная русская природа, поразительные по красоте места Подмосковья.

 

 

 

 

I.2. Частная опера С. И. Мамонтова.

Кружок исподволь подготовил Мамонтовскую частную оперу. Открытый Мамон­товым Шаляпин осуществят вместе с Саввой Ивановичем — первым по времени и по сути оперным режиссером России — самую настоящую реформу театрального дела. Эстетические принципы, положенные в основу Мамонтовского художественного кружка, стали основой передо­вых театральных веяний. Новая оперная система, созданная Мамон­товым, сомкнётся с новой декорационной системой, создателем кото­рой по праву считается В. Д. Поленов.

Частная опера С. И, Мамонтова прошла три периода своего существования. Первый период оказался весьма неустойчивым как в творческом, так и, в особенности, в материальном отношении. Доминанта первого периода — мамонтовская "Снегурочка" в декорациях В. М. Васнецова. П. И. Чайковский, впервые посетивший "Снегурочку" в Частной опере 22 октября 1885 г., старался отныне не пропускать постановок этого театра. Мамонтовская "Снегурочка" оказала воздействие на режиссуру массовых сцен не только императорской оперы, но и Московского Художественного театра

Второй период Частной оперы (1896—1899) — пора расцвета. Были извлечены уроки первого периода. Была сделана ставка на русскую оперу, на интенсивный поиск талантливых молодых исполнителей в России. Осенью 1896 г. в Частную оперу приходит Ф. И. Шаляпин, осенью следующего, 1897 года — С. В. Рахманинов. Финал второго этапа заканчивается трагически: в 1899 г. уходят из Частной оперы на императорскую сцену, в Большой театр Шаляпин, Коровин и не­сколько позже режиссер Мельников. Осенью того же года был аре­стован С. И. Мамонтов.

На третьем этапе (1899—1904 гг.) театр существовал уже без Мамонтова как Товарищество русской частной оперы. В это сложное время сплочению коллектива в немалой степени способствовал новый художественный руководитель Михаил Иванович Ипполитов-Иванов.

Театр Мамонтова ломает постыд­ный барьер между русским оперным творчеством и русской оперной сценой. В течение немногих лет Мамонтов показал москвичам (а позднее петербургской публике) почти вовсе неизвестные Москве оперы Римского-Корсакова, Мусоргского, позже — все оперы Чайковского, в том числе не имевшие успеха на сцене императорского театра "Орле­анскую деву", "Мазепу", "Чародейку". Всего за 11 сезонов в Частной опере было поставлено 50 русских опер, причем 13 – впервые ("Садко", "Моцарт и Сальери", "Вера Шелога" "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане" и др.) 10 опер, благодаря Мамонтову, впервые пошли в Москве: "Снегурочка", "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Камен­ный гость" Даргомыжского, "Хованщина" Мусоргского, "Орлеанская дева" Чайковского и т.д. 27 опер были удачно возобновлены после фактического провала на императорской сцене.

Мамонтову удалось путем постоянных поисков создать сильный оперный коллектив, которому были по плечу самые сложные творческие задачи. Именно из Частной оперы вышли на широкую дорогу такие замечательные певцы, как Ф. Шаляпин, В. Петрова-Званцева, Н. Салина, Н. Забела-Врубель, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский, Н. Шеве­лев и многие другие вокалисты, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах.

В Частной опере художники действовали не только в контакте с постановщиком, но был сорежиссером, равноправ­ным создателем спектакля. Талант братьев Васнецовых, Врубеля, Ко­ровина, Левитана, Малютина, Поленова, Серова проявился в полной мере в театральных постановках, придал им невиданную ранее яркость и выразительность. Теперь не было мелочей в оформлении спектаклей, в подборе реквизита и костюмов. Каждая сценическая деталь, мизан­сцена, элемент костюма подробно обсуждались в кругу художников, знатоков искусства и истории.

Таким образом, важная заслуга С. И. Мамонтова заключалась в том, что в коллективе его Частной оперы творческие люди сообща делали общее дело, и это не могли не заметить требовательные, но объективные ценители искусства. Послушав в 1898 г. Частную оперу во время ее гастролей в Петербурге, В. В. Стасов в своей ставшей знаменитой статье "Радость безмерная" писал, что заслуга Мамонтова перед национальной культурой состоит в том, "что он создал в Москве, на свои собственные средства, русскую оперу, нашел оркестр, нашёл хоры, нашел солистов, между которыми несколько сильно замечательных,  с Шаляпиным во главе".

Вспоминая характерные черты Абрамцевского кружка, находим многие из них в Частной опере С. И. Мамонтова. Ни в России, ни за рубежом не существовало театра, в котором в таком же органичном содружестве объединялись бы блестящие представители различных искусств: музыки — композиторы Н. РимскиЙ-Корсаков, С. Рахмани­нов, М. Ипполитов-Иванов, Вас. Калинников;  живописи — В. Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, К. Коровин, В. Серов, М. Врубель, С. Малютин. Можно сказать еще более определенно — ни один театр мира (как оперный, так и драматический) не сотрудничал с таким внушительным созвездием деятелей культуры с мировыми именами, как это было в Частной опере С. И. Мамонтова.

Деятельность Частной оперы не будет понята до конца, как и секрет ее огромного воздействия на отечественную культуру, если не будет осмыслена уникальная деятельность Мамонтова-режис­сера. И, конечно, прав был С. В. Рахманинов, говоря: "Мамонтов был рожден режиссером". Именно в русском оперном театре, а ещё точнее в Частной опере С. И. Мамонтова, впервые задумались о необходимости такого воспитания певцов, которое помогло бы готовить "поющих актеров". Или как об этом постоянно говорил сам Савва Иванович: "Надо петь играя". Историческая заслуга мамонтовского театра и заключается в том, что здесь были сделаны первые шаги в этом направлении. Согласимся с тем, что если бы не было в Частной опере такой крепкой, продуманной режиссуры, то и никогда не было бы того ансамбля во многих спектаклях, наличие которого приятно изумляло как критиков-музыковедов, так и требовательную публику. Невозмож­но было бы и то ошеломляющее воздействие, которое оказывали лучшие постановки Частной оперы на современников. Мамонтов привлекал в труппу не просто хороших певцов, а интеллигентных, мыслящих артистов. Объективно говоря, многие находки Мамонтова-режиссера, его требования к артистам и спектаклю в целом, станут в дальнейшем органической частью театральной системы, созданной К. С. Станиславским.  Не случайно, Константин Сергеевич не пропускал ни одной мамонтовской постановки, часто бывал на репетициях Частной оперы. Мамонтов держал в поле зрения каждого актера, знакомил труппу с замыслом композитора, коммен­тировал сюжет, психологию действующих лиц, а затем каждому испол­нителю давал полную свободу для собственного осмысления и после­дующей интерпретации своего персонажа. Вот здесь характер сотрудничества режиссера и актера в Частной опере и в Художественном театре заметно различался. Между режиссером и актером не чувствовалась дистанция, все вместе вели коллективный поиск, постоянно   ощущалось   дружеская   творческая   атмосфера.

Савва Иванович умел побуждать актеров к творчеству, сам нередко прибегал к показу и дело быстро спорилось. Всем было интересно работать.

Мамонтов был убежден, что опера — вершина искусства, ибо она вбирает в себя и драматическое искусство, и живопись, и музыку. Воплощение образа в опере (по Мамонтову) должно быть укрупнено, здесь необходима предельная лаконичность жеста и мимики.

Актеру надо жить напряженной жизнью в образе даже в минуты молчания.

Солисты должны участвовать и в эпизодических ролях — для воодушевления хора и, в целом, для поднятия художественного уровня всей постановки.

Огромное внимание в Частной опере уделялось культуре речи, дикции, пластической завершенности фразировки. Партии разучива­лись на языке оригинала. Мамонтов был убежден: особенность народа проявляет себя в интонировании разговорной речи.

Мамонтов-режиссер не мог оказаться незамечен­ным как внутри самой Частной оперы, так и за ее пределами. Показа­тельно, что из стен театра вышло немало известных оперных режиссеров — В. Лосский (впоследствии многие годы успешно работал в Большом - театре), П. Оленин, В. Шкафер, П. Мельников. Не менее показательно и другое: у Мамонтова все они были певцами.

Пример Частной оперы оказал влияние на государственную сцену, заставил обратить внимание дирекции на русскую музыку, а позднее — и на качество оперных постановок.

Можно сказать вполне определенно: если бы все достижения Част­ной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформи­ровала Шаляпина — гения оперной сцены, то и этого было бы доста­точно для самой высокой оценки деятельности Саввы Ивановича и рожденного им театра.

О Частной опере  С. И. Мамонтова, говорил С. В. Рахманинов: "Да, Мамонтов был большой человек и оказал большое влияние на русское оперное искусство. В некотором отношении влияние Мамонтова было подобно влиянию Станиславского на драму".

Создание Частной оперы и "поддержание ее на плаву" (только в самом конце 90-х годов XIX в. постановки стали окупаться сборами) требовало крупных и постоянных затрат. Прав А. Н. Боханов, говоря, что эта сторона истории мамонтовского театра никогда не затрагивалась. Данных об этом нет ни в литературе, ни в материалах архивного фонда мецената. Ссылаясь на слухи, А. П. Чехов писал о 3 млн. рублей, которые были ассигнованы на оперный театр в первый год его существования. Эта огромная цифра выглядит невероятной. Однако, если учесть что деятельность Мамонто­ва на благо культуры длилась долгие годы, то можно предположить, что в общей сложности расходы исчислялись сотнями тысяч, если не миллионами рублей. За всю историю России, замечает А. Н. Боханов, людей, которые выделили бы на культурные цели такие баснословные суммы, можно пересчитать по пальцам. Эти "вложения" не приносили Мамонтову материальных выгод, и руководствовался он в этом деле соображениями, не имевшими корыстной подоплеки.

Информация о работе Меценатство Мамонтова Саввы Ивановича