Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 14:00, реферат

Описание

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)
 

 

Неблагоприятность внешней деловой среды, а также  исторические особенности становления  и развития малого бизнеса определили ряд особенностей, отличающих российские малые промышленные предприятия от МПП большинства зарубежных стран. Наиболее значимыми из них являются: 
— совмещение в рамках одного малого промышленного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; 
— стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых промышленных предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга; 
— общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; 
— высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики; 
— высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества; 
— низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; 
— неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МПГТ; 
— стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки; 
— работа при отсутствии полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Наряду с проблемами, связанными с неблагоприятным воздействием факторов внешней среды, существует ряд внутренних причин в деятельности промышленных малых предприятий, препятствующих их развитию: 
— недостаточная ориентация МПП на потребности рынка и отсутствие стратегии развития; 
— недостаточная загрузка производственных мощностей; 
— неэффективные структуры; 
— отсутствие у руководителей МПП необходимых знаний, опыта для успешной работы в рыночных условиях; 
— недостаток квалифицированных менеджеров, устаревшие принципы управления; 
— отсутствие информационной системы управления.

К настоящему времени  сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

По нашему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ должен осуществляться в следующих  направлениях:  
— нормативно-правовое;  
— финансово-кредитное; 
— обеспечение безопасности;  
— информационно-техническое; 
— организационное; 
— кадровое и консультационное обеспечение;  
— внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе отсутствуют механизмы  денежно-кредитной, налоговой, политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиции, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства для получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В настоящее время необходима разработка новой парадигмы развития российского малого предпринимательства, функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдошина Н.В. Малый промышленный бизнес. — СОЦИС, 2001.
2. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. — 1992. — № 1.
3. Афанасьев В. Малый  бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. — 1993.
4. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в  системе рыночных реформ: проблемы роста и выживания // Вопросы экономики. — 1993.
5. Разумкова И. Мелкие предприятия в промышленности США // Проблемы теории и практики управления. — 1990.
6. Серегин А.С. Эффективность  малого бизнеса. — М.: Экономика, 1990.
7. Лапуста М.Г., Старостин  Ю.Л. Малое предпринимательство. —  М.: ИНФРА-М, 1998.
8. Орлов А. Предпринимательство  в России // Вопросы экономики. —   2000. — №12.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития