Личность и качества предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности.
Актуальность выбранной темы обосновывается на том, что обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому личность и качества предпринимателя играю важнейшую роль в успешном развитии предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

К.Р. Личность и качества предпринимателя.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

 

 

  1. Имидж предпринимателя

 

В последнее  десятилетие в нашу жизнь бурно  ворвалось слово «имидж». Что  оно означает? В переводе с английского  — образ, престиж, репутация. Применительно  к предпринимателю это оценка его морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми.

Имидж — это  самопрезентация, конструирование  человеком своего образа для других.

Каждый стремится  производить благоприятное впечатление  и получать одобрение своих действий от окружающих. Склонность человека к  созданию своего образа и видение этого образа столь универсальны, что трудно понять, как этот волшебный д:ф так долго не привлекал внимания представителей серьезной науки.

Время большого бизнеса, политизации всех сторон жизни  породило и новые требования: жить на виду, выставлять себя напоказ.

Первым делом предприниматель должен полюбить самого себя, научиться любоваться собой, украшать свое физическое «Я». Заняться своим лицом, фигурой. Предприниматель должен научиться носить красивую одежду, и если элегантность войдет в его плоть и кровь, то он начнет тактично относиться к людям, уважать их взгляды и мнения. И чем глубже образ проникает в личность, тем большее влияние он на нее оказывает.

После того как  предприниматель научится уважать  свою физическую красоту, убедится в своей привлекательности в глазах окружающих, следует перейти ко второму этапу — к воспитанию хороших манер, к умению быть доброжелательным, обаятельным, приветливым, вызывать доверие аудитории и получать удовольствие от межличностного общения.

Однако имидж формируется не только внешними чертами человека, но и личностными: предприимчивостью, смелостью, творческим типом характера, целеустремленностью.

Не подлежит сомнению, что фигура предпринимателя  относится к числу центральных 8 условиях перехода к рынку. Именно с его деятельностью прежде всего связываются прогресс современного общества, динамизм экономической системы [2].

 

 

  1. Концепция деловых качеств

 

В соответствии с современными требованиями концепция  деловых качеств включает в себя:

    • готовность и способность отыскать в существующей архитектонике1 экономической системы свободную (пока еще) экономико-хозяйственную нишу путем анализа рынка и степени заполненности его товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента и количественной характеристики каждой ассортиментной единицы;
    • готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать ее;
    • способность и умение правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящее, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые «носятся в воздухе»; эти потребности могут:

а) быть явными, но пока еще, ни кем не удовлетворяемыми;

б) кем-то не полностью удовлетворяться;

в) полностью удовлетворяться, но существует возможность (через производство другого товара) удовлетворять их более полно. лучше, эффективнее;

    • умение осуществить первоначальные предпринимательские расчеты, исходя из результатов конъюнктурного маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;
    • готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;
    • способность осуществить руководство реализацией предпринимательского проекта, т.е. сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег  партнеров в достижении таких целей;
    • умение первым разглядеть, понять новую техническую, технологическую или научно-техническую идею и на уровне воображения «проиграть» получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи;
    • способность к вступлению в коммуникационный процесс со всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами [3].

 

 

      1. Новаторство

 

В основе концепции  деловых качеств предпринимателя  - отсутствие боязни новизны и новаторства. Именно это качество позволяет предпринимателю (как определил Й. Шумпетер)2 замечать и делать то, что не замечают и не делаю другие.

Новаторский дух  проявляется в форме находки. Чаще всего такая находка связана  с профилем его деятельности.

Новаторство –  базовая характеристика при описании предпринимателя, но проявляться она может в разных формах. Прежде всего, следует заметить, что он редко выступает в качестве изобретателя. Предприниматель – новатор чаще всего знает, как можно эффективно использовать результаты изобретений, находок, открытий, осуществленных кем-то. Он умеет анализировать эти новинки применительно к желанию производить что-то новое, оригинальное, что, несомненно, вызовет интерес рынка, потребителя.

Таким образом, основная форма проявления новаторства (и наиболее надежная) – производство нового для рынка товара на основе какого-либо конкретного изобретения, т.е. на основе разделения труда и организации кооперационных цепочек: кто-то изобретает, а кто-то использует эти изобретения в производстве.

Однако новаторство  и новизна в применении к производимому  товару проявляются не только в том, что производится новый компонент товарного ассортимента. Часто новизна проявляется в более простых формах, которые не требуют вовлечения изобретателя (или изобретательских способностей самого предпринимателя) в процесс обновления производства товара:

    • обновлении упаковки товара, делающей его более привлекательным для потребителя;
    • рекламе товара с целью популяризации тех его свойств, о которых потребители не осведомлены, для «взрыва»  интереса к такому товару;
    • производстве товара или оказании услуги в непосредственной близости от места потребления (повышает уровень комфортности);
    • придании традиционному товару новых свойств и качественных характеристик, что вызовет еще больший интерес со стороны потребителя;
    • снижении цены на товар (что, как правило, возможно только через обновления в процессе производства, в результате которых снижаются его издержки);
    • заметном повышении качества товара, уже традиционного для рынка (например, хлеб, произведенный по новой технологии, улучшающей его качество).

Новаторский дух  может касаться и других сторон деятельности предпринимателя. К примеру, он находит  новые формы управления производством, сбытом, устанавливает партнерские  отношения, применяет новые или  усовершенствованные технологии производства.

Новизна и новаторство  – те преимущества, которыми обладает (или может обладать) предприниматель  по сравнению с традиционными  производителями.

Предприниматель – постоянный возмутитель общественного  производства. Он не позволяет производству топтаться на месте, застаиваться. От него исходя импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.

К примеру, у  предпринимателя созрело решение  производить новый товар. Он меняет свои требования к партнерам-поставщикам, которые вынуждены также перестраивать свою деятельность. Все это, однако, возможно лишь в случае, если потребитель «проголосует» за такое предпринимательское решение, т.е. выразит готовность приобрести такой товар. Все общество приходит таким образом в движение [3].

 

 

 

 

      1. Ментальность

 

Если человек – существо мыслящее, то предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни и в его отрасли деятельности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы – предпринимательства новаторство и новизну.

Предприниматель должен подмечать, отыскивать и продумывать  конкретные формы использования  новых идей. Известный американский предприниматель Э. Карнеги3, к примеру, не являлся автором изобретений, но он лучше других знал, как эти изобретения, принадлежащие другим людям, можно использовать в сталелитейном производстве. Правда, есть и другие примеры. Так, Г. Форд не только знал, как использовать новые идеи, но и был их автором.

Важная особенность  предпринимателя – способность  предугадать, как реализация новых  идей в производственном процессе будет  воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе два компонента – внедрение новинки и реакцию рынка – залог будущего успеха предпринимателя.

Предпринимательство прежде всего мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом  мышления, поскольку применительно  к этой сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя  различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно – большую (а иногда и очень большую) роль играют в этом случае удача, везение и т.п., сопутствующие лишь тому, кто научился и может мыслить.

К попытке помочь каждому индивиду выработать собственный стереотип мышления сводится основная задача процесса обучения. На основе мышления индивид конструирует в сознании собственную картину мира как исходную базу для анализа любого явления, факта, характеризующего окружающую действительность. Мышление в предпринимательстве воплощается в форме делового проектирования – точке отсчета любой планируемой предпринимателем деловой операции или процесса деловой активности. С этой точки зрения предпринимательство – форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации для обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования производства для его перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение через инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) достижений.

Владение капиталом  и умение оперировать или управлять  им, соединение и комбинирование факторов производства в условиях рынка, ориентация на извлечение максимально возможной в складывающихся условиях прибыли и наиболее эффективные способы ее капитализации, умение пойти на риск, приспособится к меняющимся экономическим условиям или вписаться в них, особая система управления, почти интуитивное угадывание или прогнозирование изменений рыночного спроса, восприимчивость к инновациям – качества без которых не может существовать эффективное предпринимательство [3].

 

 

      1. Сила воли, уверенность в себе

 

В мире бытует устоявшееся  мнение, что предпринимательский слой в любом обществе довольно тонок. По оценкам, такой деятельностью на высоком профессиональном уровне могут заниматься не более 8% самодеятельного населения. Предпринимательство требует определенных личностных качеств бизнесмена, как и любая другая профессия. Какими же качествами должен обладать предприниматель?

Прежде всего  ему требуется уверенность в  себе и своих способностях. Не уверенный  в себе человек, не верящий в свои силы, не способен довести дело до конца  в любой сфере, не только в предпринимательстве. Правда, необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверенность, не явилось бы основой собственной переоценки, что для предпринимателя гибельно. Такие опасения сводятся к минимому, если он реалистично смотрит на себя и окружающую действительность, что требует взвешенной экспертной оценки своих идей.

С одной стороны, не нужно спешить с реализацией  какой-либо возникшей идеи, с другой – нельзя медлить с ее воплощением в практику. Выход из такой противоречивой ситуации один: любая идея должна дозреть. Сырую, не продуманную до конца во всех деталях идею нельзя притворять в жизнь. В начале обычно выстраивается общая схема реализации идеи. Выделяются те моменты, которые пока неясны, и последующая работа связывается обычно с их отработкой. Эта работа важна и необходима, ибо в ней основа будущего успеха (в том числе и финансового) [3].

 

 

      1. Агрессивность

 

Агрессивность здесь рассматривается как:

а) уверенность  предпринимателя в том, что он обладает первенством в чем-либо;

б) стремление к перехвату инициативы в совершении конкретных и целенаправленных действий.

Агрессивность как индивидуальная характеристика предпринимателя сложна для восприятия, анализа, поскольку ограничена допустимыми  морально-нравственными рамками  совершаемых действий.

Агрессивность – это перехват и ускоренная (по сравнению с другими) реализация на практике идеи, проекта, инициативы. При этом окружающим (чаще всего  конкурентам) такие действия прямого  ущерба не наносят, хотя косвенный ущерб  на лицо (ведь если один предприниматель перехватил инициативу в производстве этого товара, то второй уже не сможет его производить, а следовательно, не получит доход, на который мог бы рассчитывать, если бы не действия первого по перехвату).

Информация о работе Личность и качества предпринимателя