Лекции по предпринимательскому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание

Ответы на вопросы по предпринимательскому праву.

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право..doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

2. договорные аффилированные отношения. Функции исполнительного органа осуществляет определенный хозяйствующий субъект.

3. аффилированные организационные отношения. Распространены, но слабо урегулированы.

4. аффилированные родственные отношения.

Аффилированная связь может проявляться как на прямую, так и косвенно.

 

Каковы правовые последствия признания хозяйствующих субъектов аффилированными?

Хозяйственные общества по ФЗ «Об акционерных обществах».

Антимонопольное законодательство. Закон «О защите конкуренции».

НКРФ.

Формирование бухгалтерской отчетности. Закон «О бух.учете»

 

Конкуренция, как основа осуществления предпринимательской деятельности.

1.Характеристика антимонопольного законодательства в РФ. Сравнение с зарубежным законодательством.

2. Понятие и сущность конкуренции.

3. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции и формы ее проявления.

4. Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на рынке.

 

1. Первый антимонопольный закон был принят в 1991г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Действовал до 2006г. Ныне осталась только одна статья. Закон распространял свое действие только на товарный рынок.

1999г. закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Сейчас отменен. В 2006 гю был принят новый закон «О защите конкуренции».

Антимонопольное законодательство имеет сложную структуру.

Ст. 4. «О защите конкуренции». Указан основной понятийный аппарат.

Монополистическая деятельность.

Недобросовестная конкуренция.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Ст.5.

Конкуренция.

Ст.9. группа лиц.

Ст14. формы недобросовестной конкуренции.

Закон «О рынке ценных бумаг»

Подготовить список нормативно- правовых актов, которые содержат отдельные нормы, регулирующие те или иные конкурентные отношения.

Выбрать 5-6 актов и рассказать о нем кратко, письменно.

 

Т.о., законодатели в основном видят в конкуренции субъективные явления, так как характеризуют его как определенный вид правоотношения, а именно как борьба, столкновение интересов, противоборство, соперничество, состязательность субъектов предпринимательства.

Конкуренция – это всегда активное поведение субъекта.

Шершеневич еще в начале 20 века подчеркивал, что конкуренция - сложное социальное явление, которое состоит как минимум из трех аспектов: экономический, юридический, этический.

Особое внимание уделил фигуре потребителя, ради которого и должна осуществляться так называемая борьба- конкуренция.

 

Недобросовестная конкуренция- это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция- вид правонарушения.

Формы недобросовестной конкуренции:

1. Распространение неточной, искаженной, ложной информации о хозяйствующем субъекте- конкуренте, либо о произведенном им товаре.

2. Введение потребителя в заблуждение относительно различных свойств, признаков и прочих характеристик товара. Эта форма очень распространена.

3. Некорректное сравнение произведенного товара с аналогичным товаром другого хозяйствующего субъекта- конкурента.

4. Незаконное использование средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

5. Распространение служебной, коммерческой, производственной и иной информации без согласия ее владельца.

Доминирующие положения хозяйствующего субъекта (субъектов) или группы лиц (групп лиц)- это его исключительное положение на товарном рынке, которое он может занять в силу тех обстоятельств, примерный перечень которых указан в законе. Здесь учитывается устойчивость финансового положения названных субъектов, характер того товара, который они производят, и другие факторы.

1. Доминирующим не будет являться положение хозяйствующего субъекта, если его доля выпускаемого продукта менее 35%.

2. От 35% до 50% - презумпция доминирования.

3. Свыше 50% признается доминирующим.

 

Договор в предпринимательских отношениях.

1. Понятие предпринимательского договора и признаки, отличающие его от гражданско-правового.

2. Классификация предпринимательских договоров.

3. Юридическая характеристика конкретного вида предпринимательского договора.

(Найти договор с участием предпринимателей, выполнить работу в виде таблицы, первая колонка- текст анализируемого договора, вторая- характеристика его содержания или оценка договора с точки зрения гражданского законодательства, третья колонка- редакция автора, т.е. студента.)

 

1. Определение договора- 420 ст. ГК. Договор с участием предпринимателей- разновидность гражданского договора.

Признаки, отличающие предпринимательский договор от гражданского:

- возмездный характер договора.

- цель заключение договора- направленность на получение прибыли.

- хотя бы одной стороной договора должен являться субъект предпринимательства. (обе стороны предприниматели, либо одна сторона является субъектом предпринимательства) .

- сторона договора предприниматель отвечает по иному, нежели сторона договора не предприниматель. Ст. 401. ГК.

- арбитражный суд рассматривает споры с участием предпринимателей.

 

2.По признаку направленности действий сторон договора, предпринимательские договоры можно разделит на следующие 5 типов:

 

1. договоры, направленные на реализацию продукции. (договор купли продажи и его разновидности, договор мены и бартера).

2. договоры, направленные на передачу имущества во временное владение и временное пользование (договоры аренды и разновидности, договор лизинга).

3. договоры, направленные на выполнение работ.

4. договоры, направленные на оказание услуг (договор комиссии, договор поручения, договоры перевозки, договор об оказании рекламных услуг, договор об оказании консалтинговых услуг, договор об оказании банковских услуг, договор коммерческой концессии).

5.договор, направленный на достижение сторонами единой цели (договор о совместной деятельности)

 

План ответа по договорам:

1. Определение вида договора.

2. Охарактеризовать договор по признакам (возмездность, реальность и консенсуальность, односторонне обязывающий характер или двусторонний обязывающий характер, формы договора).

3. Определение правового статуса сторон договора с выделением их основных прав и обязанностей.

4. Существенные условия договора.

5. Ответственность сторон по договору.

6. Сравнение изучаемого договора со схожими договорами типа.

 

Характеристика договора купли- продажи и выявления особенностей разновидностей договора.

- разновидности.

Договор контрактации, договор продажи недвижимости договор поставки, договор аренды (характеристика и выявления особенностей разновидностей аренды), договор финансовой аренды – лизинга, договоры о выполнении работ (любой вид договора), договор коммерческой концессии, договор об оказании рекламных услуг, кредитный договор, договор о совместной деятельности простого товарищества.

 

Правовое регулирование деятельности, связанное с обращением ценных бумаг.

1. Характеристика российского законодательства о ценных бумагах.

2. Понятие и экономико- правовые признаки ценной бумаги.

3. Классификации ценных бумаг.

4. Понятие и правовая природа и виды акций.

5. Понятие, правовая природа, вида облигаций.

6. Понятие, реквизиты и формы векселя.

 

 

1.Закон «О рынке ценных бумаг», Конституция, ГК ст.142, 143, 912, закон «О залоге недвижимости», «Об ипотеке», «О переводном и простом векселе», «Об акционерных обществах» 

Ценная бумага. Данное определение критиковалась, потому что по мнению с большинством исследователей с неудачным подходом  в определении документарной природы ценной бумаги, поскольку отдельные российские цены бумаги существуют в бездокументарной форме, например, акция.

Из данного определения вытекает ряд юридических характеристик:

- ценная бумага объявляется документом.

- документ, установленной формы с наличием  обязательных реквизитов.

- из ценной бумаги вытекают определенные права и обязательства.

- ценная бумага м.б. признана таковой только в случае упоминания об этом в законе.

В данном определении почти не учтены экономические характеристики ценных бумаг, которые присущи большинству из них.

-многие ценные бумаги имеют ликвидность.

- доходность.

- надежность ценной бумаги.

- способность к обращению.

- наличие курсовой стоимости.

 

Классификация ценных бумаг:

1. В зависимости от необходимости государственной регистрации, ценные бумаги делятся на два типа:

- требующие гос. регистрации (акции, отдельные виды облигаций)

- не требующие гос. регистрации.

2. В зависимости от статуса эмитента, ценные бумаги делятся на 4 типа:

- государственные ценные бумаги (сертификаты)

- муниципальные ценные бумаги.

- ценные бумаги юридических лиц.

- ценные бумаги физических лиц. (чек, вексель).

3. В зависимости от срока обращения, ценные бумаги делятся на два типа:

- срочные ценные бумаги. (заранее известен срок обращения)

А) краткосрочная (до 1 года)

Б) среднесрочная (от 1 года до 5 лет)

В) долгосрочная (свыше 5 лет), например, облигация.

- бессрочные ценные бумаги. (акция, опцион акции

4. В зависимости от правовой природы, ценные бумаги делятся на два типа:

- долевые. Свидетельствует о вложении определенной доли в уставный капитал эмитента. Таких ценных бумаг мало, например, акция, все остальные долговые.

- долговые. Свидетельствуют о необходимости возврата в определенный срок конкретной денежной суммы (вексель, облигация).

5. В зависимости от способа фиксации прав:

-именные та, которая требует идентификации имени ее владельца (акция, в нашей стране акции только именные).

- предъявительские. Не требуют идентификации владельца, воспользоваться правами, вытекающими из данной бумаги можно путем ее обычной передачи, предъявления и прочее. (облигация, вексель, чек).

Существуют два основных способа передачи ценной бумаги:

1. путем заключения договора цессии. Под цессией передаются простые, именные ценные бумаги. Акция - простая именная ценная бумага.

2. путем оформления специальной передаточной надписи индоссамента. Передаются ордерные именные ценные бумаги и ценные бумаги на предъявителя.

6.В зависимости от того, какое право или обязательство выражено в ценной бумаге, основное или дополнительное, подразделяют на два типа:

-основные (сертификат акции, сертификат облигации).

- производные. Свидетельствуют о дополнительных правах или льготах их обладателей (купон, варрант, фьючерс, ордер, опцион и др.).

 

Акция- это ценная бумага, подтверждающая право собственности на определенную часть уставного капитала акционерного общества. Акция - именная, бессрочная, долевая инвестиционная, номинированная, эмиссионная, доходная, фондовая ценная бумага.

Акции бывают двух основных видов: обыкновенная и привилегированная.

Отличия: обыкновенные участвуют в управлении, голосуют. Одна акция один голос.

Привилегированные - не участвуют и не голосуют. Имеет гарантированное право на получение зафиксированного размера дивиденда. Владелец обыкновенной акции имеет право на получение дивиденда на общих основаниях. Владелец привилегированной акции имеет преимущественное право на получение ликвидационной стоимости. Владелец обыкновенной акции имеет право на получение ликвидационной стоимости на общих основаниях.

Разновидность привилегированной акции- кумулятивные. Для них характерно, что дивиденд по ним в назначенный период может и не быть выплачен, он имеет свойство накопления и будет выплачен в последствии.

Среди обыкновенных акций и привилегированных есть тоже разновидности. Дз.

Информация о работе Лекции по предпринимательскому праву