Коллекторский бизнес: принципы работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 17:16, доклад

Описание

С развитием кредитных отношений перед банками все острее встает вопрос возврата просроченной задолженности. Если еще два-три года назад эту проблему каждый банк решал самостоятельно, то сегодня все более активное развитие получает практика передачи проблемной задолженности специальным организациям, коллекторским агентствам или коллекторам, которые за определенный процент берутся вернуть долг.

Работа состоит из  1 файл

Коллекторский бизнес.docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)

В редких случаях коллекторское агентство инициирует звонки должнику на его родном языке, если язык отличается от государственного и общеупотребительного в данном регионе или стране. Это делается по той причине, что незнание языка страны пребывания часто используется иностранцем-должником как объяснение факту невыплаты долгов. Коллекторское агентство имеет право на сбор информации о должнике с целью оптимизации процесса взыскания долга — так, агентство имеет право анализировать отвеченные звонки должнику для того, чтобы совершать последующие звонки в то время, когда должник более всего может общаться. Также некоторые коллекторские агентства практикуют сбор личной информации о должнике, не входящей в перечень сообщенных им самим данных — например, изменившийся телефонный номер, адрес проживания и местонахождения, рабочие контакты. 

В отличие  от законодательно регламентированных действий коллекторских агентств США, российские коллекторские агентства не ограничены запретом на совершение телефонных звонков лишь на основании такой просьбы от должника, не ограничены в сборе и использовании личной информации. Косвенные ограничения на подобную деятельность частично присутствуют лишь в гражданском и уголовном законодательствах РФ. Также в США, согласно законодательным актам, содержащимся в FDCPA, агентство не имеет права совершать повторные звонки соседям и родственникам должника с целью мотивации или принуждению ими должника к совершении оплаты долга, но может лишь однажды звонить им, несмотря на возможные наличия подозрений в даче этими лицами неверной или неполной информации о должнике. Также, согласно данному законодательству, при отдельном вопросе об имени и фамилии коллектора, а также о имени и фамилии нанявшего его лица, коллектор обязан дать на него ответ.

В случае смерти должника, его родственники не обязаны выплачивать банку  или агентству долг покойного, за исключением случаев вступления в наследие имуществом умершего, однако в США имущество покойного  может быть использовано для погашения долгов.

Независимое коллекторское агентство — компания, которая специализируется в сфере работы с проблемной задолженностью банков, страховых компаний, кредитных союзов, муниципальных хозяйств и предприятий малого и среднего бизнеса. Как правило, предоставляет свои услуги по комиссионной и факторинговой схеме работы. Независимое коллекторское агентство полностью сопровождает судебную стадию взыскания задолженности и исполнительное производство. 
 

Проблема  возврата долгов стара, как мир. И  если раньше это словосочетание вызывало ассоциацию с бритоголовыми амбалами в спортивных костюмах и стволами под мышками, то теперь есть более цивилизованный вариант – коллекторские агентства.

Коллекторские агентства – это агентства, специализирующиеся на возврате просроченной и проблемной дебиторской задолженности. Проще говоря, это компании, являющиеся своеобразными посредниками между кредиторами и должниками. Их обязанностью является обеспечение возврата долга, естественно, за определенный процент от общей суммы.

  

Само  понятие «коллекторских агентств» зародилось в США в 60-х годах прошлого столетия и происходит от английского слова «collection» – собирание.

А первые российские коллекторские агентства были созданы как дочерние предприятия банков, и, как следствие, работали исключительно с их должниками. Примером тому может служить агентство по сбору долгов при банке «Русский стандарт», зарегистрированное еще в 2001 году.

 

 

И более  того, если раньше коллекторские агентства были необходимы только банкам, то теперь уже речь идет и о работе с коммунальными службами, страховыми и телекоммуникационными компаниями, юридическими лицами. Как пример тут можно привести ФАСП и «Русколлектор», которые уже вышли на рынок коммунальных услуг. Кроме того, среди клиентов коллекторских агентств в последнее время растет число сотовых операторов и интернет-провайдеров, практикующих кредитную систему оплаты услуг. Обращаются к подобным агентствам и юридические лица, у которых возникли проблемы с возвратом дебиторской задолженности. Словом, клиентура постоянно растет.

 

Одно  из важнейших событий в истории  развития коллекторских услуг в России произошло совсем недавно. Им стало создание первой в нашей стране Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса. Она вобрала в себя не только крупные московские фирмы, но и региональные предприятия. Кроме того, одной из важнейших своих задач Ассоциация считает взаимодействие с законодательными органами с целью выработки необходимых законопроектов, способствующих поддержанию и развитию коллекторского бизнеса в России.

Однако  наибольшую актуальность подобным фирмам принес финансовый кризис 2008 года, когда  резко упала стоимость рубля, а вместе с ней и платежеспособность населения.

 

Сейчас  число коллекторских агентств насчитывает не один десяток. В этом легко убедиться, забив данное словосочетание в любой из интернет-поисковиков. Однако перечень услуг, предлагаемых этими агентствами, практически идентичен, то есть единственным различием является качество исполнения.

Стандартный перечень услуг можно  условно разбить  на следующие направления:

1. Взыскание долгов:

– досудебное урегулирование отношений посредством  напоминаний должнику о его долге  и поиска приемлемых путей его  погашения;

– судебное взыскание;

2. Купля-продажа долгов;

3. Юридические услуги;

4. Информационные услуги.

 

Обычно  в работе коллекторских агентств выделяют две модели поведения: агентскую, когда коллектор работает за определенный процент от возвращенной суммы долга, и приобретение задолженности у банка или иной кредитной организации. Более популярной моделью в России является первая, однако и второй вариант набирает обороты, особенно в крупных компаниях.

По статистике, с коллекторами чаще всего сталкиваются люди, взявшие потребительский кредит в розничном банке и по той  или иной причине не сумевшие его  погасить. Отличие методов работы коллекторских агентств от схемы лихих ребят в спортивных костюмах заключается в строгом соблюдении всех норм законодательства. Угрозы здоровью и жизни самого должника или его близких категорически запрещены. Однако и у коллекторов есть свои приемы и алгоритмы. Они создают своеобразный конвейер по взысканию долгов, позволяющий стандартизировать процесс работы. Прежде всего идет процесс сегментации должников по степени вероятности возврата долга, основывающийся на статистических данных. Далее подбираются наиболее подходящие методы работы для каждого сегмента в отдельности: кому-то достаточно телефонного звонка, кому-то приватной беседы, а для кого-то единственным возможным вариантом является вызов в суд. В России широкое распространение получил метод выезда к должнику для разговора, что сильно отличает коллекторскую систему России от западной, где специалисты по «кредит консолидейшн» посещают неплательщиков лично только в исключительных случаях.

 

Говоря  об эффективности работы коллекторов, можно отметить, что в среднем  им удается вернуть 20–30 процентов переданной им задолженности.

Однако  не все так просто и гладко, есть и подводные камни. Одним из них, например, можно считать тот факт, что до сих пор не существует ни исчерпывающей правовой базы для развития коллекторской деятельности, ни устойчивой системы оценки их работы, а главным критерием отбора на этом рынке является качество PR-акций.

Эту проблему пытались решить еще в далеком 1999 году, когда был создан и депонирован  проект экономического развития России «Создание внутреннего рынка  долговых обязательств». Целью проекта  было создание и развитие цивилизованного, организованного, легального и открытого  рынка долговых обязательств в России. Позднее разработчики проекта создали  открытое акционерное общество «Русская долговая корпорация», чьей задачей стало развить и вывести на международный уровень этот сегмент российского рынка.

 

Еще одной  сложностью, как считают многие руководители коллекторских агентств, является отсутствие квалифицированных кадров. В самом деле, на коллектора не учат в институтах, а конкуренция за персонал на рынке труда сегодня весьма высока, и найти нужное количество вежливых, стрессоустойчивых, склонных к ведению переговоров и умеющих это делать сотрудников совсем не просто.

Есть  и еще одна проблема, актуальная для коллекторских агентств России – это русский менталитет. Многие российские банки все еще настороженно относятся к подобному виду аутсорсинга.

  
 
 
 
 
 
 
 

Во-первых, процедурно предусмотрено, что дело заемщика может быть передано в суд. Так что, дубинки и паяльники  попросту не нужны. 

Во-вторых, заемщик сам нередко заинтересован  в том, чтобы вернуть долг, пусть  даже с просрочкой. Ведь «плохая» кредитная  история не позволит заемщику легко  и безболезненно в перспективе  оформить другой кредит. 

В-третьих, коллекторская компания заботиться не только об имидже клиента (банка, кредитного со¬юза, страховой компании), но и о своем имидже тоже. 

ВАМ ПИСЬМО… 

Методы  работы любой коллекторской компании базируются на трех ключевых этапах взаимодействия с должником. Первый этап, т. н. soft collection — это досудебное взыскание, которое включает в себя телефонную беседу с должником, а также направление должнику уведомительного письма. 

КТО ТАМ? 

В случае, если процедура soft collection не дает положительного результата: должник продолжает скрываться или не производит обещанного погашения долга, применяется вторая стадия — т. н. hard collection. Это также досудебное взыскание, при котором производится розыск должника, личная встреча с ним и беседа. 

ДОЛГ  ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН 

Практика  работы «Европейского агентства  по возврату долгов» на рынке коллекторских услуг свидетельствует о том, что около 10-15% от общего количества дел в портфеле доходят до третьей и последней стадии взыскания — а именно до стадии legal collection или т. н. юридического сопровождения. Зачастую на первых двух этапах взаимодействия с должниками уровень возврата задолженности составляет от 45% до 85%. Судебное производство открывается в основном в тех случаях, когда коллекторская компания исчерпала все допустимые действия, побуждающие должника к добровольному погашению задолженности. 

 

Гибкие  цены

 

Вместо  того чтобы дожидаться скидок, японская марка Uniqlo предлагает покупателям самим снижать цены на своем сайте. Чем больше людей изъявит желание купить определенную вещь, тем быстрее и больше снизится ее цена. Так на странице Uniqlo Lucky Counter можно увидеть как дутая куртка, стоившая £59,99, ушла за £19,99 — процент скидки составил 66,67%. А джинсы за £19, 99 были проданы за £9,99, то есть со скидкой 50,02%. 

По похожей  схеме работают сайты, продающие  купоны на скидку вроде Groupon. Новый способ поощряет покупателей при помощи Twitter подговаривать родственников и соседей приобретать товары марки, чтобы сбить цену. В этом случае торговля становится мобильной, а скидки устанавливаются более справедливым и разумным образом.

Interactive show-windows

 

The Interactive screens in show-windows of shops Chanel in Paris and Diesel in Milan, have attracted at once attention — the part of passers-by 1shortened a stride2, another approached3, touched them, shrugged shoulders and went away. But from the practical and commercial points of view the advantage of an innovation was a little. Promo-videos and artistic video installations, which were showed on screens, weren’t absolutely clear to consumers of tweed jackets Chanel and jeans Diesel.

For successful perception4 it was necessary to connect old and new. After all, it was impossible at one time to relieve5 visitors from a habit 6 to study dummies 7 in details in show-windows and to ask the price, before they enter into shop.

Информация о работе Коллекторский бизнес: принципы работы