История возникновения и развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:46, доклад

Описание

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах [4, c.18]. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров.

Работа состоит из  1 файл

История возникновения и развития предпринимательства.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Креативность  можно ещё назвать смекалкой  – способность находить выход, используя  обстоятельства и обстановку необычным  образом, из кажущейся безвыходной  ситуации.

Мыслить не по шаблону. Продвигать свои идеи не смотря на то, что окружающим может казаться, что вы не достигнете своей цели.

Достижение цели. Усердная работа и дисциплинированное отношение к себе всегда даёт результат. Предприниматель должен ставить перед собою чёткую цель и достигать её используя все свои возможности.

 

 

Объекты и субъекты предпринимательства.

Организация предпринимательской  деятельности невозможна без понимания  того, что такое объекты и субъекты предпринимательства. Можно с уверенностью говорить о том, что объектами предпринимательства считаются три вида различной деятельности. Первая из них - инновационная (разработки, исследования, технические услуги). Вторая - производственная (по оказанию услуг и выпуску товаров). И третья - торгово-посредническая.

Разделение деятельности на тот  или иной вид происходит согласно главному критерию - ее содержанию, а  отнюдь не ее отраслевой принадлежности. В развитых странах 70 процентов групп бизнесменов связаны именно с оказанием информационных, технических и прочих услуг. А в России в начале 90-х годов 20 века рынок был неразвит, уровень инфляции достигал 70 процентов, поэтому большинство предпринимателей занимались финансово-посредническими операциями и перепродажей различных товаров.

Объекты предпринимательской деятельности - это не что иное, чем выполненная  работа, оказанная услуга, изготовленная  продукция, то есть что-то, что предлагается на рынке для использования, приобретения или потребления с целью удовлетворить желания и потребности клиентов.

Субъекты хозяйственной деятельности или предпринимательства - носители хозяйственных обязанностей и прав, которые наделены компетенцией и  обладают неким обособленным имуществом. Они зарегистрированы в уставном порядке, осуществляют хозяйственную деятельность и приобретают права и обязанности исключительно от своего имени, а также самостоятельно несут имущественную ответственность. Субъекты предпринимательства - это те граждане, которые по закону могут заниматься подобной деятельностью. Законом установлено несколько групп таких лиц. В первую входят граждане РФ, которые никак не ограничены по закону в собственной деятельности. Вторая группа - это граждане иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства в пределах тех полномочий, которые установлены законами Российской Федерации. И третья группа - объединения граждан, имеются в виду партнеры или коллективные предприниматели.

Такое понятие, как субъекты предпринимательства  имеет и свои ограничения. Не все могут вести подобную деятельность. Она запрещена должностным лицам суда, органов прокуратуры, прочих правоохранительных органов, военнослужащим, а также тем, кто призван в системе органов гос власти заниматься контролем над деятельностью различных организаций. Кроме того, заниматься предпринимательской деятельностью может быть запрещено по приговору суда.

 

Субъекты предпринимательства  также могут не иметь права  заниматься именно малым бизнесом. В эту группу входят руководители государственных предприятий, организаций, учреждений, а также их структурных подразделений, их заместители. Но все они имеют право получать доходы от различных корпоративных прав, дивиденды от акций.

Субъекты предпринимательства  в любом случае не могут быть лицами, которые имеют непогашенную судимость за взяточничество, кражи и прочие корыстные преступления.

Предпринимательскую деятельность может  осуществлять сам собственник, но также  еще и лицо, которое управляет  его имуществом на правах хозяйственного ведения.

Полезно знать, что предпринимательство  может быть коммерческим, производственным, посредническим, финансовым, страховым. А организационно-правовые формы  ведения предпринимательской деятельности отличаются между собой по различным  параметрам. То есть, прежде чем, решиться стать предпринимателем, необходимо разобраться в огромном количестве нюансов, связанных с процедурой оформления той или иной организационно-правовой формы ведения бизнеса.

 

 

 

Основные функции предпринимательской  деятельности

В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

1. Общеэкономическая функция в  развитой рыночной экономике  является определяющей. Она объективно  обусловлена ролью предпринимательских  организаций и индивидуальных  предпринимателей в качестве  субъектов рынка, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. Она осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

2. Ресурсная функция предпринимательства  является важнейшей. Развитие  предпринимательства предполагает  эффективное использование как  воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

3. Инновационная (творческо - поисковая)  функция свойственна предпринимательству  как новому типу экономического  хозяйствования. Она связана с  использованием в процессе предпринимательской  деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

4. Социальная функция заключается  в возможности каждого дееспособного  лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

5. Организаторская функция предпринимательства  проявляется в принятии предпринимателями  самостоятельного решения об  организации собственного дела, его диверсификации в формировании  предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.

6. Политическая функция предпринимательства  состоит в том, что на определённом  этапе своего развития, окрепший, количественно и качественно  изменившийся слой мелких, средних,  а иногда и крупных предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только объединившись в союзы.

 

 

Слабые стороны малого бизнеса

 Но, как часто указывают экономисты, свобода выбора означает не  только свободу успеха, но и  свободу неудачи. Неспособность  увидеть эту реальность часто  приводит к бессметным стрессам, травмам и трагедиям.

Однако повсеместно принятая статистика неудач может быть открыта для  обсуждения. По словам профессора Альберта Шапиро из Университета шт. Огайо:

Никто не знает числа возникающих  предприятий или числа неудач. Фактически мы даже не знаем, что означает неудача. Имеем ли мы в виду банкротство? Но многие люди выходят из дела без объявления банкротства, работая, как безумные, чтобы погасить любую задолженность...

Другие предприятия закрываются, потому что их владельцы достигают  пенсионного возраста и не имеют никого, кому могли бы передать свою компанию. Некоторые прекращают свою деятельность, потому что им это надоело. Потерпели ли эти предприятия неудачу?

И является ли неудача действительно  неудачей? Многие герои бизнеса, по крайней мере один раз, оказывались неудачниками. Генри Форд дважды терпел неудачу в делах. Может быть, делая попытки и терпя неудачи, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, нежели посещая школу бизнеса, где почти ничего не говорится о малом бизнесе и предпринимательстве"17

Следует ли каким-то образом тестировать  предпринимателей, прежде чем рынок  осуществит свой отбор? Нет. Право делать выбор лежит в самой сердцевине американской экономической системы. Без этого права инициатива и  побудительные причины вскоре бы иссякли и американская система свободного предпринимательства перестала бы быть свободной.

Каковы же причины "умирания" множества только что возникших  предприятий? Что такие крупные  эксперты, как фирма "Дан энд  Брэдстрит", определяют в качестве причин неудачи предприятия? Плохое управление. Фирма "Дан энд Брэдстрит" имеет более чем вековой опыт обобщения информации о финансовом здоровье предприятий. Фактически эта фирма составила картотеку данных о более чем 9 млн. предприятий США, чтобы обеспечивать их информацией о тенденциях неудач и возникновении новых предприятий. Фирма обнаружила, что предприятия терпят неудачу в делах из года в год по одним и тем же причинам, которые перечислены в примере 1.10. Отметим, что первые по важности четыре причины сводятся к плохому управлению, именно с этим связаны 92% неудач в делах.

Согласно данным фирмы "Дан энд  Брэдстрит", плохое управление часто  проявляется в таких проблемах, как большие эксплуатационные расходы  или задерживающие платежи клиенты, неудачное местоположение или низкая конкурентоспособность, трудности с товарно-материальными запасами или избыточные постоянные активы.

Хотя эта статистика и может  произвести сильное впечатление, однако на самом деле она маскирует реальную причину того, почему так много предприятий "умирает", только появившись на свет. Легкость создания предприятия — вот главная причина, а плохое управление является просто следствием.

Часто малые предприятия терпят неудачу, потому что не могут справиться с возрастающими управленческими  требованиями. Одно дело — управлять магазином с 10 работниками, и совершенно иное — руководить магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и всем, находящимся в их распоряжении.

Причины деловых неудач

Отсутствие управленческого опыта

Но как только их предприятия  разрастаются, скажем, до 100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным

способам планирования и контролирования  своего дела. К сожалению, им часто  не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития.

В отличие от них президенты крупных  корпораций чаще всего являются профессиональными  руководителями. Мастерски владея наилучшими и самыми современными управленческими средствами, они дирижируют талантами десятков знающих работников для решения проблем и реализации возможностей компании.

Слабое представительство национальных меньшинств

Еще одной слабой стороной малого бизнеса является недостаточное  представительство национальных меньшинств. Исследование 1988 г., проведенное АМБ, в котором содержатся самые последние надежные данные, показывает невысокую вероятность того, что представители национальных меньшинств станут владельцами предприятий18. Как видно из примера 1.11, американцы азиатского происхождения чаще становятся владельцами собственных предприятий, чем представители других национальных меньшинств, особенно чернокожие американцы (данные по североамериканским индейцам отсутствуют).

Пример 1.11 показывает также, что объем продаж в расчете на одно предприятие, принадлежащее представителю национального меньшинства, значительно ниже, чем в случае остальных предприятий. И выручка от продаж в расчете на одно предприятие существенно ниже у чернокожих владельцев, чем у американцев латиноамериканского или азиатского происхождения. Причины, по которым чернокожие американцы и латиноамериканцы избегают положения владельца предприятия, являются достаточно сложными, но мы попытаемся выявить некоторые из них в следующей главе.

Мы не можем заглянуть в будущее, но можем предсказать, что малый  бизнес, вероятно, будет стимулировать  прогресс в экономике. Однако маловероятно, что крах малых предприятий замедлится. Пример процветающих малых предприятий  будет привлекать все большее число и неподготовленных, и подготовленных людей. По мере увеличения численности населения можно ожидать постоянного роста общего числа малых предприятий.

Информация о работе История возникновения и развития предпринимательства