История развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:20, реферат

Описание

предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

Работа состоит из  1 файл

История развития предпринимательства.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

      Предпринимательство есть способ хозяйствования, который  в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями  называли предприимчивых людей, действующих  на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

      Что же подвигает человека на занятие предпринимательской деятельностью?

      С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой  тип мотивации, как потребность  достигать успеха. Он ориентируется  на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и администраторов, не имеющих качеств предпринимателя. Специалист ориентирован на профессиональный рост и накопление знаний, для чего важна оценка его действительной квалификации профессионалами. Администратор ориентирован на должностной рост и склонен к управленческому труду. Поэтому далеко не каждый специалист или администратор может стать предпринимателем. Для того чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические способности и соответствующие мотивы поведения. [1,6.c]

      Таким образом, предприниматель – это  тот, кто нацелен на получение  прибыли сверх среднего уровня путём  наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  НА РУСИ.

1.1. Предпринимательство  в России в конце  19 – начале 20 вв.

     До 19 века на Руси это были купцы-первопроходцы (в отношении которых термин «предприниматель»  сегодня носит еще дискуссионный  характер), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Проведение в жизнь великой реформы 1861 г. Ознаменовало собой начало нового революционного этапа в истории предпринимательства России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Глубоко народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение.

     В работах современных экономистов  и социологов широко распространено мнение о влиянии православия - религии  реализации высших устремлений в  сфере духа и ритуала - как религии единственно определяющей, облагораживающей, отвлекающей от мирских страстей. Так только ли божьим благословением объяснимы торговые и промышленные успехи старообрядчества? Было ли для предпринимателей соблюдение христианских заповедей непременным условием их деятельности? Конечно, значительное влияние на саму атмосферу их существования оказывала обстановка гонений и преследований со стороны государства. Морально-религиозные установки старообрядцев стимулировали стремление самоотверженным трудом, благочестием, усердным следованиям Божьим заповедям заслужить прощение перед приходом Антихриста, доказать истинность своей веры.

     Однако  существовали причины и более  «практического» характера, которые  сегодня почти не упоминаются. Будучи ограничены обстоятельствами в выборе поля деятельности, не имея возможности реализовать себя ни на государственной, ни на военной службе, старообрядческие купцы и промышленники обращали весь свой талант и энергию на участие в предпринимательстве. Необходимость завоевания каждой новой колонией своего жизненного пространства (часто в суровых природных и экономических условиях ), а также репрессии со стороны правительства определяли необыкновенную внутриобщинную солидарность и солидарность между отдельными общинами. Пострадавшие после репрессивной выгонки общины могли рассчитывать на помощь остальных.

     Отмена  в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в  истории предпринимательства, развивается  новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

     Отмена  крепостной зависимости крестьян от помещиков касалась небольшой части  сибирского населения. Помещичьи крепостные крестьяне составляли лишь одну тысячную часть жителей Сибири. В 1858 -1859 годах в Сибири насчитывалось только 36 помещиков, владевших населенными имениями. Но отмена крепостной зависимости оказала влияние на рост переселения в Сибирь и распространение капитализма вширь - на сибирские окраины. Оно вело к хозяйственному освоению новых земель, давало толчок разложению крестьянства на местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили.

     Для промышленной и торговой буржуазии  центра было невыгодно развитие местной  промышленности. Они опасались конкуренции  со стороны сибирских товаров. К  ее устранению была направлена система  кредитования сибирских купцов капиталистами центра. Сибирские купцы получали кредит преимущественно товарами, а не деньгами. Они превращались прежде всего в посредников между сибирскими и европейскими рынками, а не в самостоятельных предпринимателей, обладавших крупными капиталами как для торговых так и для промышленных целей. Не случайно в отчетах по управлению сибирскими губерниями отмечался недостаток дешевого кредита и капиталов для развития местной промышленности.

     Сибирская буржуазия, продавая с высокой наценкой товары, получаемые из центра, скупая и перепродавая пушнину и продукты сельского хозяйства, прибегая к ростовщичеству, считала занятие торговлей более выгодным делом, чем организация промышленного предпринимательства. Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с торговлей. Исключение составляла золотопромышленность.

     На  слабом развитии промышленности в Сибири сказывались недостаточная заселенность и хозяйственное освоение обширного  края, приводившие к ограничению  рынка сбыта промышленной продукции, удаленность от крупных промышленных центров при плохих путях сообщения. Местная промышленность не могла конкурировать с более развитой промышленностью Урала и Европейской России.

     Аренда  и покупка земли существовали в Сибири в небольших размерах. Концентрация земли происходила путем захватного землепользования. Земли считались собственностью государства(кроме частных, казачьих, городских, монастырских). Собственность на землю включает: право пользования -у крестьян, владения- крестьянская община и распоряжения- государство. Фактически все было у крестьян: захватывали, пользовались, передавали по наследству, сдавали в аренду, продавали, покупали.

     Основные  циклы в развитии промышленности Сибири определялись требованиями и  состоянием общероссийского рынка, а также экономическими потребностями этого огромного региона.

     Промышленный  подъем 90-х годов и строительство  сибирской магистрали вызвали значительное оживление экономики края, русско-японская война дала импульс быстрому росту кулацких хозяйств, нажившихся на поставках продуктов для армии. После первой русской революции Сибирь пережила полосу мощного промышленного подъема, который сменился в годы первой мировой войны хаотической перестройкой производства.

     Сибирь  оставалась отсталой в промышленном отношении окраиной. Ее огромные природные богатства использовались плохо. Крупнейшие промышленные группы препятствовали развитию в Сибири металлургии и машиностроения. Почти все металлические изделия завозились из центра страны или из-за границы. Слабо использовались богатейшие гидроэнергетические ресурсы, углубилась диспропорция между различными отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности. Значительная часть сырья (полиметаллические руды, лес, продукция сельского хозяйства) вывозилась без обработки на месте.

     Капитал преобразовал экономически и патриархальную сибирскую деревню. Происходит специализация  сельскохозяйственного производства, развиваются исторически сложившиеся  зернового хозяйства и торгового  скотоводства, создается производство сливочного масла на экспорт. Сбыт сельскохозяйственной продукции захватывают в свои руки крупные русские и иностранные фирмы.

     Наличие свободных, незанятых земель обеспечивали свободное приложение капитала к  земле. В Сибири преобладала аграрная эволюция американского или крестьянско-буржуазного типа. Накануне первой мировой войны Сибирь стала уже одной из важнейших житниц страны, чему способствовало переселение на окраины миллионов крестьян.

     Господство  в стране крепостников-помещиков  продолжало откладывать отпечаток на политику царизма по отношению к Сибири. Царское правительство стремилось прежде всего к устранению революционного кризиса в центре страны, не заботясь по-настоящему о хозяйственном устройстве переселенцев. Помещичий характер политики правительства ярко проявился в создании закона 1901 года о насаждении помещичьих хозяйств в России. Несмотря на раздробленность мелких крестьянских хозяйств, земледелие и скотоводство приобретали все более товарный характер и через рынок происходило обобществление труда, где роль кооперативного движения, крупных капиталистических хозяйств.

     Проникновение иностранного капитала в Сибирь шло  в общем русле развития капитализма, дало начало маслоделию, сыроварению  и др., но и усиливало однобокость  экономики Сибири, усугублял ее специализацию в качестве сырьевого придатка.

     Рост  промышленности и торговли сопровождался  ростом городов и городского населения, но получили развитие лишь те города, которые  в виде цепочки тянулись вдоль  железнодорожного полотна или находились в сфере ее экономического воздействия. Старые города Тюмень, Омск, Красноярск стали быстро менять свой провинциальный, купечески -чиновничий облик, превращаясь в крупные центры торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия железнодорожного сообщения ознаменовалось оживлением в развитии промышленности Сибири - каменноугольная, золото, мукомольное, кожевенное дело, маслоделие. В то же время старинные сибирские села Березово, Сургут, Тобольск оказались в стороне от экономической жизни, переживали упадок.

     Переселение крестьян на окраины и прежде всего  в Сибирь приобрело большое значение в период проведения столыпинской реформы, цель которой была в сохранении помещичьего  землевладения путем создания опоры - кулачества.

     0б  отсталости промышленности Сибири свидетельствует структура ее торговли с Европейской Россией. Продукты полеводства вывозимые составили 58% ,животноводства - 19, горной промышленности 23%, а среди ввозимых промышленные изделия составили 99%.ю 1% рабочих, лесная, деревообрабатывающая промышленность, имеющая колоссальные запасы сырья -1%-3% общероссийского производства.

     1914 год, война оказала серьезное  влияние на экономическое развитие  Сибири. Усиление монополий, концентрация  производства. Война создала условия  для широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток крестьянства в потребительскую кооперацию.  
Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее конкурировать с крупным капиталом. В 1915-16 гг. многие купцы ликвидировали свои дела, не довольствуясь прибылями, вложили капиталы в производство на войну. Потребительские кооперативы вкладывали свои капиталы и в производство. маслозаводы.

     О кооперативном движении в Самарово можно судить по воспоминаниям Кузьмы Матвеевича Корепанова, старейшего кооператора Обского Севера, начинавшего свою деятельность в Сухоруковском потребительском обществе "Обь" Самаровского района. Первенцами потребительской кооперации были: Сухоруковское потребительское общество "Обь", Берзовское "Экономия", Самаровское "Трубовик", Тобольское "Смычка". Необходимы общества были как организаторы местного хозяйственного оборота, оборота между городом и деревней.

     Вся работа по организации кооператива легла на плечи первых активистов. Сложности встречались на каждом шагу: необходим был первичный капитал для организации торгового оборота, приходилось арендовать магазины и склады из-за отсутствия собственных. 0 строительстве в то время не могло быть и речи.

     Позже кооперативы организовались и в  других селах: Зенково, Реполово, Елизарово, Базьяны.

     Все кооператоры Обского Севера входили  в состав потребительского общества Тобольского Северсоюза. Занимались заготовкой рыбы, пушнины, мехового сырья, ягод, орехов. Снабжение товарами проводилось всецело в централизованном порядке из Тобольского Северсоюза. 
В деятельности кооператива была большая заинтересованность, так как его членам продавались дефицитные товары. Они также пользовались доверием жителей, которые с охотой вступали в кооператив. Кооперативная сеть была разветвленной, в районе насчитывалось 90 торговых точек, что было удобно охотникам и рыболовам. Этим обстоятельством кооперативы создавали конкуренцию купеческой торговле, чьи лавки находились только в центральных, более населенных пунктах. В 30-м году кооператив был закрыт, хотя и был финансово устойчив.

Информация о работе История развития предпринимательства