История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:14, научная работа

Описание

Предпринимательство как сложное и многообразное со¬циально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.56 Кб (Скачать документ)

Другим фактором, радикально меняющим и общий облик мира, и прежде всего экономическую среду, является научно-техническая революция (НТР).

Сдвиги в технике и методах  производства издавна присущи экономической  истории человечества. Но в современных  условиях они резко ускоряются и  вносят качественные изменения в  экономику Запада. В настоящее  время совершается переход от общества промышленного, возникшего в  результате переворотов XVIII -XIX века, к  новому типу общества - информационному. В итоге качественно меняются соотношения между производством  продукта и знанием, характер труда, роль различных фаз общественного  воспроизводства, структура производства, его управление и многое другое.

В качестве примера новых явлений, вызванных к жизни НТР, приводящих к серьезным модификациям социально-экономического фундамента современного западного  общества, можно привести интенсивный  отток работников из отраслей материального  производства в сферу услуг. Так, в Великобритании, Франции, Швеции, Нидерландах доля работников сектора услуг в общей численности самодеятельного населения уже в конце 80-х годов превосходила 60%, в США -72%. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранения и в 90-е годы и , очевидно , будет продолжаться и в дальнейшем. Ожидается, например, что в США к 2000 году доля занятых в промышленном секторе экономики сократиться до 11%, а к 2030 году -до 3% . Во Франции в 2000 г. на долю сферы услуг в общей численности самодеятельного населения будет приходиться примерно 73% работников.

Необходимо подчеркнуть еще  один факт, связанный с НТР. Речь идет о том, что НТР усиливает  роль предприятий, порождает изменения  в их структуре, делает необходимым  появление нового типа предпринимателя, понимающего современные потребности  общества, обладающего новейшими  знаниями и отвечающего требованиям, которые общество предъявляет к  участникам экономического процесса в  настоящее время.

Под влиянием глобализации, происходящей в мире, сдвигов, порождаемых НТР, растет социализация западного общества. Часть стоимости, производимой в  хозяйстве, перераспределяется посредством  различных механизмов на нужды общества в целом или отдельных категорий  населения.

Эта тенденция четко прослеживается на уровне предприятий. Предприятию  в наши дни уже недостаточно иметь  только четко выработанную финансовую , инвестиционную и технологическую  политику. В современных условиях каждое предприятие не может существовать, успешно функционировать без  социальной политики. Опыт свидетельствует, что отсутствие социальной политики всегда очень дорого стоит для  предприятия.

В условиях НТР открываются большие  возможности для новых деловых  начинаний и одновременно обостряется  конкурентная борьба, глубоко трансформируется культурная Среда в связи с  повышением уровня образования и  подготовки кадров, появлением новых  профессий, качественной эволюцией  ценностей в современном обществе.

Для нас весьма важно ознакомится  с основными изменениями, которые  происходят в западном предпринимательском  движении под влиянием выше перечисленных  факторов. Рассмотрим эти изменения.

1. Главным из многих изменений  является своеобразный бум предпринимательства,  который продолжается уже в  течение ряда десятилетий. Нынешняя  волна предпринимательства, охватившая  в первую очередь США, распространилась  на Западную Европу, Японию и  на другие новые индустриальные  страны". Это свидетельствует  о том, что в основе указанной  тенденции не какие-либо особые  черты, присущие одной стране, а объективные факторы развития  экономики цивилизованного общества  в целом.

В качестве примера могут служить  такие страны, как США, Франция, Италия, ФРГ и некоторые другие.

В США из 18 млн. зарегистрированных предприятий всех типов (за исключением  сельскохозяйственных) более 13 млн. возникли в последние десятилетия. В течение  последнего десятилетия в США  ежегодно возникало по 600 тыс. новых  фирм, из которых примерно 2/3 реально  начинали осуществлять дельные операции.

Во Франции в 1952 году количество предприятий, действующих в промышленности, строительстве и общественных работах, составляло 554,4 тыс., а через 20 лет  оно возросло до 1461,1 тыс. Особенно высокие  темпы создания новых предприятий  имели место в 80-е годы.

Примерно такую же динамику можно  было наблюдать в последние годы и в Италии, Англии, ФРГ и в  других странах. Важным показателем  роста предпринимательского движения является увеличение количества миллионеров. Например, в США в 90-е годы насчитывалось  более 2 млн. миллионеров.

2. 70-90-е годы стали периодом  быстрого роста и усиления  мощи крупных промышленных объединений,  имеющих дочерние предприятия  за рубежом. По данным ООН  транснациональных корпораций (ТНК)  в 90-е годы насчитывалось более  13 тыс. Сегодня они играют решающую  роль во многих сферах промышленного  производства. На долю предприятий  ТНК в начале 90-х годов приходились  около половины стоимости ВНП  Запада. Они осуществляют примерно 50% товарного экспорта и 90% экспорта  капиталов западных стран.

В 80-е годы ТНК продолжали расширять  область деятельности, охватывая  все новые отрасли мировой  экономики - банковские и страховые  операции, другие секторы кредитной  системы, туризм, сферу услуг.

Крупные ТНК появились не только на Западе и Японии, но и в таких  странах, как Канада, Австралия, в  Республике Корея и в других " новых индустриальных странах". Все  эти страны усиленно создают сеть своих филиалов по всему миру (в  том числе и в России).

3. В начале 80-х годов получает  развитие новая организационная  структура, основу которой составляют  промышленные концерны и банки.  Увеличивается объем капиталов,  контролируемых ведущими промышленно-финансовыми  группами - этим "руководящим ядром"  сегодняшней экономики Запада.

4. Мелкие и средние предприятия,  которые в прошлом часто в  угоду идеологизированной схеме  о господстве монополий - объявлялись  ликвидированными, в жизни показали  живучесть и устойчивость. Вместо  предсказанного исчезновения малого  бизнеса в результате интеграционных  процессов и роста ТНК на  Западе наблюдается как уже  было сказано, гигантский предпринимательский  бум. А ведь его основа- своеобразный  ренессанс мелкого и среднего  предпринимательства. 

Большинство мелких и средних предприятий  во всех странах Запада являются единоличными владениями. Они принадлежат отдельным  индивидуальным предпринимателям или  их семьям.

В США из упоминавшихся 18 млн. предприятий 99% относится к категории малого бизнеса. К нему, по американской статистике, принадлежат фирмы с количеством  занятых до 500 человек, в том числе  предприятия мелкого бизнеса  с числом работающих до 20 человек.

Надо подчеркнуть, что критерии мелких и средних предприятий, используемые в различных странах, отличаются друг от друга. В Англии, например, мелкими  считаются предприятия, имеющие  менее 200 занятых, а в строительстве - не более 25 занятых.

Важнейшим показателем значения мелкого  и среднего семейного предпринимательства  является его роль в народном хозяйстве. Так, на долю малого бизнеса приходится около 40% ВНП США. В ФРГ, где действует 2,1 млн. мелких и средних фирм, на них производится 2/3 ВВП, в них  работают 2/3 всех занятых в хозяйстве  страны. Во Франции, по официальным  данным на 1 января 1987г., на мелких и  средних предприятиях работали 52,4% всех защитных в промышленности, 81,4 занятых в строительстве и  сельском хозяйстве, 78,2 % - в торговле, 28,6 % - на транспорте , 13,7 % - в сфере  финансовых услуг. Всего на мелких и  средних французских предприятиях работало почти 11,5 млн. человек. Их доля в инвестициях составляла 48 %, в  торговом обороте -60,2%, в экспорте - 49,6%

Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на рост гигантов транснационального бизнеса, сохраняется столь большое  значение мелкого и среднего предпринимательства?

Причем "секретов", разумеется несколько. Специалисты считают, что наиболее важное значение имеет "созидательная  концепция", лежащая в основе семейного  дела и вообще мелкого бизнеса. Мелкие предприятия становятся "долгожителями", но мнению специалистов, в том случае, если они обеспечивают высокое качество своей продукции.

Другой "Секрет" состоит в "уважении к людям", идет ли речь о персонале  самого предприятия или о потребителях его продукции. Залог успеха, считают  предприниматели, - в постоянном "диалоге" с людьми, в изучении потребностей, в стремлении максимально удовлетворить  их.

Большое значение имеет широкое  развитие специализации. Именно благодаря  специализации мелкий бизнес находит  на рынке свою "нишу".

Необходимо подчеркнуть, что мелкий бизнес во всех странах в значительной мере ослабляет остроту проблемы безработицы. И в этом состоит  важный элемент опыта Запада, который  необходимо использовать.

Например, только в США за последние 10 лет (80-е начала 90-х годов) фирмы  с численностью персонала менее 20 человек создали 60 % новых рабочих  мест, главным образом в сфере  услуг; за этот период малые фирмы  предоставили работу 25 млн. человек, в  то время как крупные корпорации сократили число занятых почти  на 3 млн. человек.

Непременным условием специализации  является техническая модернизация мелких предприятий.

Мелкий бизнес выступает в роли пионера в разработке новой технологии - "технологии информации"

Опыт Запада свидетельствует, что  мелкий бизнес оказался весьма эффективной  формой управления экономикой, а также  проверки жизнеспособности любых нововведений. Высокая гибкость, быстрота реакции  на изменение рыночных условий, отсутствие жесткой регламентации научного поиска и производственной работы, широкие возможности для личной инициативы и разумного риска - таков, по заключению специалистов, далеко не полный перечень слагаемых успеха малых  фирм.

Можно сказать, что мелкий предприниматель  является своего рода символом всего  предпринимательства, приобретшего на Западе решающее значение во всех сферах социально-экономической жизни. На Западе хорошо понимают дальнейшее развитие общества во многом зависит от подготовки кадров мелких и средних предпринимателей. Этому в последние годы уделяется  огромное внимание. Созданы и функционируют  сотни школ и специальных центров  подготовки кадров предпринимателей. Издается обширная учебная и научная  литература.

Рассмотрим правовую структуру  и конкретные виды предприятий в  западных странах.

Предпринимательское право Запада различает прежде всего две фундаментальные  группы предприятий - единоличные и  партнерские. Каждая из них имеет  различные конкретные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто  существуют в виде так называемых "простых обществ". По сути дела , это уже переходные формы к  типу партнерских предприятий. Партнерские  предприятия подразделяются обычно на две основные подгруппы: объединения  лиц (товарищества) и объединения  капиталов (компании), В отдельную  группу обычно выделяют кооперативные  предприятия, которые в ряде Западных стран получили широкое распространение.

Итак, с точки зрения правовой структуры  предприятий на Западе различают: единоличные ("простые общества"), партнерские (товарищества и компании) и кооперативные.

Теперь о конкретных видах предприятий. Первичной фирмой любого хозяйствования на Западе считаются единоличные  предприятия. На их долю приходится большинство  действующих предприятий. Например, в начале 90-х годов в США  из примерно 18 млн. зарегистрированных предприятий ( без сельскохозяйственных) 10 млн. были единоличными владениями и 4,5 млн. - партнерскими фирмами и корпорациями, использующими наемный труд.

Чистый тип товариществ (объединений  лиц) имеет разнообразные правовые формы. В современной Западной Европе (как и в дореволюционной России) широко распространены открытие торговли или полные товарищества и коммандитные товарищества.

Члены открытых торговых и полных товариществ несут солидарную, неограниченную, личную ответственность, т.е. они отвечают всей своей личной собственностью за долги товарищества. Даже если лица вступают в уже существующее общество, они обязательно несут ответственность  наряду со старыми членами общества за все задолженности, в том числе  и возникшие прежде, еще до их вступления в общество. Если какой-либо член общества выходит из него, то он неограниченно ответствен за все  задолженности, возникшие до его  выхода из общества, на протяжении последующих  пяти лет. Такова практика, существующая в ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Иной принцип ответственности  в коммандитных товариществах. В  них принцип ответственности  раздела между двумя группами членов. Часть из них, как и в  открытом торговом товариществе, несет  ответственность за долги общества всем своим состоянием. А другая часть отвечает лишь в пределах своего вклада (как правило, речь идет о  вкладе в уставной капитал).

В XX веке некоторые коммандитные товарищества стали превращаться в акционерные  компании. Это было связано с общим  рядом новых форм организации  предпринимательской деятельности.

Среди таких новых форм для стран  Западной Европы в XX веке, и особенно в последние десятилетия, наиболее характерны две формы: общества с  ограниченной ответственностью и акционерные  общества.

Выше отмечалось, что предпринимательское  право во всех западных странах в  отдельную группу выделяет кооперативные  предприятия. При этом под кооперативом обычно понимается общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение дохода, а на оказание помощи и содействия членам общества.

На практике многие западные кооперативы  сегодня превратились в крупные  высокодоходные предприятия, играющие важную роль в ряде сфер народного  хозяйства.

Информация о работе История предпринимательства в России