Индивидуальный предприниматель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:17, реферат

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что взаимоотношения бизнеса и предпринимателя очень тесные, поскольку бизнес часто полностью овладевает интересами и мыслями предпринимателя, становится его единственной страстью, источником самых больших радостей и разочарований. Предпринимателю нужно обладать большой силой воли и хладнокровием, чтобы устоять перед этими притязаниями на свои права иметь другие интересы в жизни. Вступив на путь предпринимательской деятельности, человек становится участником сложных и нередко противоречивых отношений с партнерами по бизнесу, конкурентами, наемными работниками и государством

Содержание

Введение 3
1. Основные черты предпринимательской деятельности 4
2. Правовые основы деятельности индивидуального предпринимателя 8
3. Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя 11
4. Лицензирование предпринимательской деятельности 14
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

реферат право.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

     Суд может применить к таким сделкам нормы гражданского законодательства об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Однако  для некоторых категорий граждан  участие в предпринимательской  деятельности ограничено законом.

     Так, запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия и занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта должностным лицам органов государственной власти и государственного управления, а также другим служащим государственного аппарата.

     С правовой точки зрения в сфере  потребительского рынка индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами.

     Индивидуальный  предприниматель вправе иметь свой расчетный счет в банковском учреждении, личную печать, свой товарный знак, заключать сделки и подписывать документы, получать банковский кредит.

     Индивидуальный  предприниматель, как упоминалось  выше, как работодатель вправе вступать с гражданами в отношения, регулируемые Трудовым Кодексом РФ, для привлечения их к выполнению разовых работ на основе договоров гражданско-правового характера и авторских договоров.

     Документом  прямого действия, дающим исчерпывающие  указания по ведению налогового учета и порядку исчисления налогов для всех категорий налогоплательщиков, является НК РФ.

     Налогоплательщик  должен также следовать официальным  разъяснениям, даваемым налоговыми органами неопределенному кругу лиц (методические указания, письма, разъяснения до определенным вопросам, рассылаемые налоговыми органами).

     При отсутствии таких официальных разъяснений налогоплательщик должен получить разъяснения от своего налогового органа по персональному запросу. Подпункт 4 п. 1 ст. 32 НК РФ прямо устанавливает обязанность налоговых органов давать налогоплательщикам разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

  1. Налогообложение деятельности индивидуального  предпринимателя

     Налоговым кодексом установлены три системы  налогообложения индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный предприниматель может применить традиционную (общую) систему налогообложения доходов от предпринимательской деятельности, либо упрощенную систему налогообложения (УСНО), либо законодательно систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) данного конкретного вида предпринимательской деятельности. Каждая из названных систем налогообложения имеет свои особенности, свою структуру налоговых обложений и сроки их уплаты.

     Традиционная  система налогообложения предполагает исчисление налога на доходы от предпринимательской  деятельности и уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и регулируется гл. 23 НК РФ. Индивидуальный предприниматель, использующий традиционную систему налогообложения, обязан уплачивать также НДС, ЕСН со своих доходов, а также с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Индивидуальный предприниматель, являясь работодателем, производит уплату взносов в Фонд социального страхования. Выплачивает он также и ряд других налогов (налог на имущество, налог на рекламу и др.).

     Упрощенная  система налогообложения регулируется гл. 26.2 НК РФ и предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц  части доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от осуществления им предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, налога на имущество в части имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в своей предпринимательской деятельности, единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. В случае применения индивидуальным предпринимателем системы УСНО он начисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с требованием пенсионного законодательства РФ. Прочие налоги уплачиваются согласно общему режиму налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения возможен для тех предпринимателей, деятельность которых отвечает критериям, изложенным в ст. 346.12 НК РФ.

     В основе третьей системы лежит  уплата единого налога на вмененный  доход (ЕНВД). Система налогообложения  в виде ЕНВД применяется к налогообложению доходов от перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ видов предпринимательской деятельности. Согласно п. 4 указанной статьи ЕНВД заменяет собой ряд налогов, в т.ч. налог на прибыль, в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой этим налогом. Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в части операций, являющихся объектами обложения налогом на добавленную стоимость, осуществляемых в пределах предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход); налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (ЕСН) с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с введением деятельности, облагаемой единым налогом.

     Вместе с тем налогоплательщики наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, и иными видами деятельности исчисляют налоги в их отношении в общеустановленном порядке (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Перевод на данную систему налогообложения является обязательным для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории субъекта РФ, принявшего законодательный акт по этому налогу, облагаемую им предпринимательскую деятельность (ст. 346.28 НК РФ)5.

     Все три системы налогообложения  напрямую связаны с уплатой налога на доходы физических лиц от предпринимательской  деятельности или заменой НДФЛ на уплату другого налога. Но все эти три системы имеют особенности в уплате ряда других налогов и сборов.

     Порядок применения упрощенной системы налогообложения  и ЕНВД претерпел существенные изменения. С 01.01.2004 г. сняты запреты на одновременное применение двух специальных режимов налогообложения. В частности, дополнительно внесенный в ст. 346.12 НК РФ п. 4 прямо разрешает перешедшим на ЕНВД налогоплательщикам по одному или нескольким видам деятельности применять УСНО в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. Ограничения по размеру дохода, численности, стоимости основных средств, установленные гл. 26.2 НК РФ, при этом определяются исходя из всех видов деятельности. Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ внес изменения в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог) НК РФ». С 01.01.2004 г. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) действует на всей территории РФ, однако платить его предприниматель может на добровольной основе. Сельхозпроизводители, которые попадают под ЕСХН, сами вправе решать, перейти ли им на уплату ЕСХН или платить налоги в обычном порядке.

     Новая система налогообложения для  сельхозпроизводителей представляет собой специальный налоговый  режим и во многом напоминает упрощенную систему налогообложения. Так, полностью совпадает порядок признания в целях налогообложения расходов на приобретение основных средств. Но в отличие от УСНО у сельхозпроизводителей нет максимального предела доходов, превышать который нельзя. Это должно поощрять сельхозпроизводителей к переходу на ЕСХН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Лицензирование  предпринимательской  деятельности

     Некоторые виды деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляются только на основании  лицензии. Лицензия представляет собой специальное разрешение на ведение определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок лицензирования утвержден Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

     Процедура выдачи лицензии называется лицензированием. Лицензия выдается индивидуальному предпринимателю для осуществления лицензируемого вида деятельности при соблюдении определенных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Порядок лицензирования и ведения реестра определяется Президентом РФ и Правительством РФ. Утверждение полномочий о лицензировании конкретных видов деятельности, а также разграничение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности между лицензирующими органами относятся к исполнительской компетенции Президента РФ и Правительства РФ. Лицензирование в РФ осуществляется органами лицензирования, которые помимо лицензирования осуществляют надзорные функции за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, приостанавливают действие лицензий, переоформляют документы, подтверждающие наличие лицензий, формируют и ведут реестр лицензий.

     Лицензия  выдается на каждый лицензируемый вид  деятельности. При этом вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на которую выдается лицензия органами государственной власти, может осуществляться индивидуальным предпринимателем на всей территории России. Если же лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Федерации, то эта лицензируемая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта Федерации. В иных субъектах РФ такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

     Выдача  лицензии предусматривает взимание государственной пошлины, размер которой устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Срок действия лицензии определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом минимальный срок равен 5 годам. Однако положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

     Предоставление  лицензии осуществляется на основании  заявления индивидуального предпринимателя с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность лицензируемого, вида деятельности и сроков осуществления лицензируемой деятельности. К заявлению должны быть приложены: копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о квалификации работников соискателя лицензии6.

     Лицензирующий орган рассматривает заявление  и принимает решение о выдаче лицензии или ее отказе в срок не более 45 дней со дня поступления заявления и необходимого комплекта документов. Решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

     Положением  о лицензировании конкретных видов  деятельности могут устанавливаться  более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

     Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

     Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

     Выдача  лицензии осуществляется в течение  трех дней после предоставления документа, подтверждающего уплату государственной  пошлины. В случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев государственной пошлины лицензия аннулируется. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателя лицензии.

     В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:

Информация о работе Индивидуальный предприниматель