Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;

Содержание

Введение
Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
Основные направления государственной поддержки
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование предпринимательской деятельности (контрольная).docx

— 29.15 Кб (Скачать документ)

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается  и действует сеть муниципальных  фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как  правило, создаются при участии  региональных фондов.

Региональные фонды  учреждены правительствами субъектов  федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние  и деятельность государственных  и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки  малого предпринимательства (программами  поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются  в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую  арену деятельности по поддержке  малого предпринимательства, а также  определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые  на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Возможно несколько  организационных форм предпринимательства  в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости  являются одним из каналов, содействующих  предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости  могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно  с районными центрами может оказывать  финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем  такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив  людей, которые решили создать такую  мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь:

Например, чтобы арендовать помещения или найти сотрудников  для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о  тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной  специальности. Возможно создание биржи  надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего  надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью. [6]

В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может  оказать, кроме информационной и  консультативной помощи, помощь в  размещении рекламы продукции или  услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного  центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения  надежности заключаемых договоров  с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация  выставок-продаж продукции, создание магазина.

 

 

 

 

Заключение

 

Помимо населения, органы муниципальные управления (и это  подтверждается всем мировым опытом) активно взаимодействуют с предпринимательской  средой, причем, прежде всего, с представителями  малого и среднего бизнеса. Последние испытывают со стороны органов муниципального управления не только известное регулирующее воздействие, но и являются получателями муниципальных услуг – как бесплатных (бюджетных), так и платных. Основные грани этого взаимодействия могут быть сформулированы следующим образом: взимание местных налогов и регулирование их отдельных параметров (предоставление льгот по местным налогам и сборам); выделение земельных участков; выдача различных разрешений, в частности, на прокладку коммуникаций и пр. участие малых предприятий в закупках товаров и услуг для муниципальных нужд, аренда муниципальной собственности малыми предприятиями и пр.

Особой формой названного взаимодействия, которая может охватывать ту или иную часть субъектов малого предпринимательства являются меры их прямой поддержки со стороны органов  муниципального управления, которые  наиболее эффективно реализуемы именно через специальные муниципальные  программы. Такие программы сегодня  составляют прерогативу лишь наиболее крупных и финансово обеспеченных муниципальных образований, прежде всего, городов – «столиц» субъектов  РФ. Однако, если учесть, что применение программного метода характеризуется не масштабностью и стоимостью программ, а целеполаганием и системностью, пусть и ограниченного круга мер поддержки малого бизнеса, можно предположить, что разработка и реализация подобных программ может стать необходимым компонентом стратегии управления территориальным хозяйственным комплексом на уровне таких муниципальных образований, как муниципальные районы и городские округа. Требование подготовки и реализации подобных программ должно быть отражено и в специальной статье федерального закона по местному самоуправлению.

Пока же новое законодательство по местному самоуправлению противоречиво  трактует вопрос об использовании программно-целевого метода управления на муниципальном  уровне. Среди «Вопросов местного значения» (ст. ст. 14, 15, 16 131-ого ФЗ) обязанность органов местного самоуправления реализовывать программы социально-экономического развития данного муниципалитета (как комплексные, так и целевые в отношении, например, развития и поддержки малого бизнеса) не рассматривается. Однако есть два обстоятельства, дающие основания полагать, что такая работа все же необходима.

Во-первых, она проистекает  из п.6 ст.17 131-ого ФЗ, которая связывает  деятельность органов муниципального управления не только с осуществлением прямо обозначенных в законе функций (полномочий) по вопросам местного значения, но и с принятием и организацией выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Между тем, для абсолютного  большинства муниципалитетов России их программы социально-экономического развития в значительной, если не в решающей мере формируются именно как программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Вне системы мер по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства программы развития большинства муниципалитетов России экономически и социально несостоятельны. Именно исходя из этого, в новом 209-м ФЗ конкретно закреплены полномочия органов муниципального управления по развитию малого и среднего бизнеса, а также требованиям к тем программам, которые должны обеспечивать полную и эффективную реализацию названного круга полномочий муниципалитетов.

Во-вторых, предпосылки  использования программно-целевого метода управления на муниципальном  уровне вытекают из руководящих указаний по организации бюджетного процесса, в частности, из требований, установленных  законом к бюджетному планированию на всех уровнях бюджетной системы, включая разработку системы программ и прогнозов социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.

Однако формальная необходимость  наличия программы еще не является достаточным условием ее разработки и осуществления вне достаточных  экономических, прежде всего, финансовых ресурсов. Конечно, частично этот дисбаланс  может быть восполнен за счет содействия со стороны субъекта Федерации (Фонд муниципального развития, региональные программы межмуниципального развития и пр.). Конкретные меры должны быть предприняты и с точки регулирования  доходных полномочий самих муниципальных  образований. Основной шаг в этом направлении – преодоление ситуации «сплошной» дотационности бюджетов муниципальных образований, прежде всего, за счет придания реального экономического «веса» системе местного налогообложения. Именно последнее позволяет эффективно совместить на местном уровне управления фискальную и регулирующую функцию налоговой системы.

Стимулировать муниципальные  органы управления в отношении их политики развития малого возможно через диверсификацию налоговой базы местных бюджетов с акцентом на все налоговые поступления от малого бизнеса, через процедуры финансового выравнивания в отношении дотационных муниципальных образований. Необходимо реализовать налоговую практику, при которой возможно было бы идентифицировать и направить в местные бюджеты всю массу налоговых поступлений от малого предпринимательства, а не только поступления по специальным режимам налогообложения. Создание стимулирующего механизма возможно также через фонды муниципального развития путем осуществления на гибких условиях субсидиарной поддержки субъектами РФ муниципальных программ развития малого предпринимательства. Такая практика могла обеспечить эффективное «самовоспроизводство» бюджетных средств, которые потребны для осуществления мер поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2004. - С. 3-37.
  3. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. 1121 с.
  4. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А. Козбаненко. — М., 2002. Т. 1. — С. 4-7, 70-83.
  5. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.
  6. Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г.
  7. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. — М., 2004.
  8. Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2005. 687 с.
  9. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления : — Ростов-на-Дону, 2007.
  10. Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2001.
  11. Система государственного и муниципального управления : Учебник / Под ред. Г.В. Атаманчука. — М., 2005. — С. 8—16.
  12. Телемтаев М.М. Государственное системное управление. — Алма-Ата, 2002.
  13. Чиркин В.Е.Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. 379 с.
  14. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. — М., 2002.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства