Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 09:17, реферат

Описание

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Работа состоит из  1 файл

гос под.rtf

— 216.87 Кб (Скачать документ)

  Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

  До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

  Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

  О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

  Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

  Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.

  Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа. 

  НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

  Федеральный закон закрепил за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественными объединениями право самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

  За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более значительное влияние на развитие малого предпринимательства. К их числу принадлежат, например, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и т. д.

  Не следует умалять также роль лизинговых фирм, технопарков, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических и учебных центров, страховых компаний, кредитных организаций, которые оказывают различные услуги предпринимателям.

  Среди наиболее известных негосударственных организаций, которые ведут активную и масштабную работу, можно назвать Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, организацию «Морозовский проект» и ассоциацию «Технопарк».

  Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса было создано в 1992 г. в рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании при непосредственном участии британского государственного фонда «Ноу-Хау» и Госкомитета по антимонопольной политике РФ.

  Основные функции агентства заключаются в следующем:

  * индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса;

  * помощь в регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов и т. п.;

  * правовое обслуживание;

  * рекламные и издательские услуги.

  Проект поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и др.

  На конец 1995 г. сеть учебно-деловых и опорных центров «Морозовского проекта» охватывала более 60 регионов России. Ими было разработано 40 образовательных программ, включающих практически весь спектр дисциплин, которые необходимо изучить предпринимателю.

  Быстрыми темпами развивается программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах.

  Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:

  * содействие выделению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности;

  * реализация инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники;

  * решение социально-экономических проблем регионов путем создания малых наукоемких и высокотехнологичных производств.

  Целей своих ассоциация рассчитывает достичь через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов.

  Технопарки представляют собой особую организационную форму интеграции науки, образования и производства, реализуемую на специально отведенной (закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность парка) территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот [46].

  Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторий, опытных заводов или инновационных малых предприятий. По роду деятельности и конечному ее результату различают научные (фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких изделий), научно-технические и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Конечно, это деление условно, поскольку на практике зачастую наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.

  Помимо всего прочего, технопарки являются эффективным механизмом генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).

  Регистрируются технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями и создаются в любой разрешенной законом организационно-правовой форме.

  Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:

  * экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;

  *оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;

  * помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;

  * предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;

  * оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.

  Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных структур поддержки малого бизнеса наиболее активно идет а Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуются внутренние финансовые ресурсы., Всего же в России создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, SO учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.

  При известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге. 
 

 

  Государственное регулирование развития малого бизнеса в Украине 

  Положение в сфере малого предпринимательства, которое сложилось на сегодня в стране, свидетельствует о том, что дальнейший его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через дальнейшую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социального напряжения. Из-за этого возникает спешная необходимость в просмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования малого предпринимательства.

  Результативность государственного регулирования предпринимательства будет возрастать в зависимости от того, насколько системно, исходя из долгосрочных целей и текущих задач социально-экономического развития страны и отдельного региона применяются отдельные экономические рычаги и инструменты управления. При этом методы государственного регулирования предпринимательства - это способы влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферу предпринимательства. За формами влияния данные методы можно поделить на методы прямого и опосредствованного влияния, а в зависимости от средств влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

  Административными преградами на пути развития малого предпринимательства есть действующая сегодня в стране система регистрации; лицензирование; контроля предпринимательства со стороны государства. Поэтому для послабления административного давления на малое предпринимательство было бы целесообразно ввести максимально возможные льготные условия для создания маленьких предпринимательских структур, а в приоритетных областях и направлениях практиковать их бесплатное создание и регистрацию. Результативным может стать также увольнение новообразованных маленьких предпринимательских структур от налогов на определенный срок (например, на 5 лет), с постепенным повышением налоговых ставок на протяжении этого периода и выходом на их нормальный уровень из тем, чтобы данные структуры набрали необходимых "финансовых оборотов", успели отыскать свою "нишу" и зарекомендовать себя на рынке.

  Относительно регулирования внутренней среды развития малого предпринимательства, то оно может предусматривать предоставление целевой прямой ресурсной помощи малым предприятиям: материально-техническ, кадров, информационной и финансовой.

  Из-за отсутствия у малого предпринимательства достаточного финансовых средств, для его инновации необходимо передавать последним на определенных условиях производственные площади и производственные мощности, которые освобождаются вследствие ликвидации или реорганизации предприятий-банкротов и через создание объектов инфраструктуры малого предпринимательства (производственных зон, бизнесов-инкубаторов, производственно-технических центров и т.п.). С целью получения прибыли значительное количество государственных предприятий и организаций готу пустить в оборот лишнюю технику. В промышленности, капитальном строительстве нагроможденный значительный парк избыточного оснащения. Передача его малым предприятиям на условиях лизинга может поднять уровень отдачи основных промышленно-производственных фондов.

  Для удовлетворения потребностей субъектов малого предприятия трудовыми ресурсами, то есть кадрового обеспечения, может продолжаться политик развития системы подготовки и переподготовки кадр в центрах занятости, учебных заведениях (как высших, средне-специальных, так и общеобразовательных) подготовки преподавательских кадр, обеспечение необходимой учебно-методической литературой, организация финансирование таких мероприятий, в том числе с использованием средств международной финансовой т технической помощи.Проблема информационного обеспечения должна решаться через создание инфраструктуры малого предпринимательства с включением в нее информационно-аналитических сетей, консультационных центров, в том числе по вопросам налогообложения.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса