Формы частно-государственного партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, контрольная работа

Описание

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования.

Содержание

Введение
1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства
2. Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства
3. Развитие и реализация государственно-частного партнерства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

формы.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет: «Экономики и  управления»

 

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Стратегическое территориальное планирование

Тема: «Формы частно-государственного партнерства»

 

 

 

Выполнил: Студентка 5 курса,

5-1336/5-3 группы

Рябцева Е.Н.

Проверил: Шадрин А.И

 

 

 

 

г. Красноярск, 2010 г.

 

Содержание

 

Введение

1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

2. Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства

3. Развитие и реализация государственно-частного партнерства

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Взаимодействие государства и  частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков  государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке  можно назвать следующие:

- сторонами ГЧП являются  государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон  закрепляется на официальной,  юридической основе;

- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

- ГЧП имеет чётко  выраженную публичную, общественную  направленность;

- в процессе реализации  проектов на основе ГЧП консолидируются,  объединяются ресурсы и вклады  сторон;

- финансовые риски  и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство  приглашает бизнес принять участие  в реализации общественно значимых проектов.

Партнерство государства  с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной  политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение  более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

 

1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

 

Государственно-частное  партнерство в системе институтов развития современной экономики. В последние годы во многих странах мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.

Государственно-частное  партнерство представляет собой  объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный  альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно  значимых проектов и программ в широком  спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.

Государственно-частное  партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков  прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП  состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно-частное  партнерство выполняет следующие  характерные функции:

1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора;

2) поддерживает государственные  полномочия и функции, при этом  предоставляя услуги совместно  с частным сектором;

3) состоит из двух  или более сторон, работающих  ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:

  • разделяют полномочия и ответственность;
  • функционируют на равных;
  • совместно затрачивают время и ресурсы;
  • разделяют инвестиции, риски и выгоды;
  • поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
  • имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.

В строгом смысле ГЧП  институционально преобразует сферы  деятельности, традиционно относящиеся  к ведению государства.

Партнерские отношения  государства и бизнеса требуют  согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая из сторон партнерства  вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким  вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное  управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства  в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение  некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор  вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

России еще предстоит  пройти сложнейший процесс экономической  и правовой квалификации многочисленных форм ГЧП. При этом важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической традиции подразумевается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют наибольшее распространение проекты ГЧП.

 

2. Модели, формы и механизмы ГЧП

 

В мировой практике сложилось  множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов  реализации партнерских отношений  между государством и бизнесом. Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

  1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
  2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
  3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства  как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.

Известно, что концессии  как важнейшая форма партнерства  государства и частного бизнеса  получили наиболее широкое распространение  в инфраструктурных отраслях, где  особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Различаются, по меньшей мере, на три вида концессий: 1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

  1. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
  2. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.

В последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.

Информация о работе Формы частно-государственного партнерства