Формирование и реализация инвестиционного потенциала предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:28, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российской экономики происходит усиление конкурентной борьбы предпринимателей в сфере производства, которое дает начало реальному противостоянию, усиливающемуся монопольному давлению на внутренний рынок. В этих условиях производственное предпринимательство приобретает для российской экономики стратегически важное значение. Развитие производственного предпринимательства увеличивает предложения, стимулируя платежеспособный спрос, усиливает конкуренцию, оказывающую влияние на рост качества продукции и услуг, способствует снижению темпов инфляции и стабилизации цен.

Работа состоит из  1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

В диссертации подчеркивается, что  инвестиционное развитие обрабатывающей промышленности возможно на базе качественного обновления комплекса топливно-сырьевых и материалопроизводящих отраслей, рассматривающих их в качестве производственно-функциональной базы для удовлетворения спроса в энергии, сырье и материалах обрабатывающей, строительной и др. отраслей.

Наиболее острые вопросы развития производственных предприятий малого бизнеса видятся в проблемах первоначального накопления капитала, совершенствования нормативной базы и системы налогообложения, улучшения структуры спроса на внутреннем российском рынке. В связи с этим в диссертации обозначены приоритеты государственной политики в области малого предпринимательства, как показал анализ, являются: 1)стабильные условия работы; 2) минимально необходимое регулирование, гарантирующее вход и выход с рынка; 3) положительный социальный статус предпринимателя; 4) действенное антимонопольное законодательство и правоприменительная практика; 5) специальные программы поддержки для отдельных групп предпринимателей; 6) сдерживающее влияние на уровень инфляции (денежно-кредитная, фискальная, бюджетная политика); степень риска в части специфичных страновых (административных) рисков. При этом государство может выступать как коммерческий кредитор в случаях: а) возможности поддержки на старте; б) при выходе на внешний рынок; в) необходимости смягчения социальной политики. В частности, эти меры возможны при: 1) субсидирование процентной ставки; 2) выдаче частичных гарантий; 3) гарантировании инвестиционных проектов по социально значимых секторам экономики.

Особое значение имеет механизм поддержки инновационных проектов фондами содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Необходимой представляется структурно-функциональная перестройка таких фондов, в том числе фонда государственной поддержки предпринимательства, образованного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65, один из трех государственных научных фондов. Установлено, что в Фонд ежегодно направляются 1,5% средств федерального бюджета на развитие науки и возвратные средства от ранее профинансированных проектов. Фонд должен перенацелить свои активы на проекты НИОКР малых венчурных инновационных предприятий.

В системе государственной поддержки  приоритетными являются интересы регионов и муниципальных образования, а федеральные приоритеты размыты и потому малопродуктивны. Поэтому обоснованным представляется предложение о региональном подходе к оценке результативности инвестиционных процессов малого предпринимательства. Интересы органов управления регионом в развитии малого бизнеса промышленности (на рис. 2) в виде иерархической системы целей.

Эффективность региональной системы управления малым бизнесом, в том числе программы инвестиционно-финансовой поддержки предлагается оценивать по предлагаемым двум способам расчета. Первый состоит в определении региональной эффективности как текущей стоимости социально-экономических результатов управления малым бизнесом. Критерием в этой схеме представляется оценка рыночной стоимости малого бизнеса для региона как дисконтированное значение совокупного денежного потока, инициированного деятельностью местных органов управления.

Преимущества введенного критерия по сравнению другими подходами состоят в следующем: l) в учете стратегических результатов (результатов развития, потенциала) малого бизнеса. Все известные ранее показатели ориентировались на учет фактически достигнутых или ожидаемых текущих результатов; 2) в использовании стоимостного измерения результатов, позволяющего получить монокритерий, применение которого делает процесс управления более целенаправленным. Такой критерий должен объединять экономические (приток доходов бюджета) и социальные (прирост фонда оплаты труда, рост количества рабочих мест). При этом необходимо учитывать критерий локальных показателей эффективности.

Делается вывод, что любое изменение риска малого бизнеса находит отражение в ставке дисконтирования денежных потоков, инициированных управленческими решениями. Методическое единство способов расчета регионального и корпоративного эффектов должно основываться на максимизации синергетического эффекта от дисконтирования получаемых денежных потоков. Это позволяет решать вопросы согласования интересов субъектов, муниципалитетов и предпринимателей в проектах инвестирования предприятий промышленности, расположенных на территориях, в том числе программ поддержки малого бизнеса по приоритетным направлениям. Для межрегиональных сравнений следует использовать удельные (в расчете на душу населения) показатели региональной эффективности малого бизнеса.

Рис. 2. Совокупность интересов региона в развитии малого бизнеса

в промышленности

 

5. Интересы субъектов и муниципалитетов в развитии производственного предпринимательства, с учетом сложившейся в регионе ситуации должны иметь различный уровень приоритетности, и представлены в виде иерархической системы. С позиций стратегического развития экономики региона, его производственной сферы, приоритетными объектами государственной поддержки должны стать инвестиционные проекты, способствующие наибольшему аккумулятивному результату в расчете на единицу ресурсов, расходуемых на их поддержку. Эффективность региональной системы управления малым бизнесом, в том числе программы инвестиционно-финансовой поддержки, предлагается оценивать по двум способам расчета. Первый состоит в определении региональной эффективности как текущей стоимости социально-экономических результатов управления производством. Критерием в этой схеме представляется оценка рыночной стоимости предпринимательства для региона как дисконтированное значение совокупного денежного потока, инициированного деятельностью местных органов управления.

Государство может выступать в  партнерстве с частными инвесторами в экономических и социально значимых инвестиционных проектах. Особое значение отводится оценки их экономической эффективности и достижения, так называемого «публичного блага». К ним относятся: инфраструктурные проекты; инновационные проекты со значительным мультипликационным эффектом. Здесь первичные инвестиционные решения (и вложения) за частником, а государственный капитал используется в качестве гаранта.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

1. Развитие инвестиционной деятельности в сфере производства  возможно на основе комплексного подхода к выявлению и структуризации инвестиционных возможностей предприятий и регионов в области формирования необходимых источников инвестиционных ресурсов и использования эффективных инвестиционных инструментов в целях  интенсификации производственного предпринимательства.

2. Наращивание и эффективное  использование инвестиционного  потенциала производственного предпринимательства в России в сформировавшихся условиях связано с необходимостью преодоления сложившегося искусственного дефицита инвестиционных ресурсов в сфере производства. Оно зависит не только от неблагоприятной конъюнктуры инвестиционного рынка, степени монополизации инвестиционной деятельности, протекционизма в продвижении инвестиционных проектов, но и от рационального поведения владельцев инвестиционного капитала, и инвестиционных товаров, способных, с одной стороны, выработать приемлемые механизмы инвестирования, с другой, - предложить качественные инвестиционные продукты, что будет способствовать их беспрепятственному обмену на инвестиционном рынке.

3. В свою очередь,  повышение  эффективности производственного  предпринимательства, зависит от  рационального комбинирования мер  государственного регулирования и прямой поддержки инвестиционного предпринимательства в сфере производства на федеральном, региональном и местном уровнях. К числу первостепенных мер рыночного регулирования следует отнести переход от прямых субсидий к целевым субвенциям, многосубъектное софинансирование наиболее значимых производственных проектов за счет бюджетных и частных вложений, предоставление государственных и муниципальных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование долгосрочных производственных проектов, принятие мер по снижению рисков инвесторов, в частности за счет их перераспределения между государственными, инвестиционными и страховыми организациями.

4. Формирование инвестиционных  ресурсов возможно на основе  системного использования методов диверсификации инвестиционного (фонового) портфеля предприятий и корпораций, организации экономически выгодной трансформации накоплений и сбережений юридических и физических лиц в инвестиционные ресурсы производственного предпринимательства, включая концентрацию средств на разработку новой техники и  технологий.

5. Эффективным инструментом развития  инвестиционной деятельности должна стать система региональной организации инвестиционных источников и инструментов в обеспечении производственных проектов предприятий с учетом адекватного обеспечения   экономических и социальных потребностей регионов. В этих целях необходимо осуществить систематизацию разнопрофильных инвестиционных проектов производственных предприятий с позиций получения синергетического эффекта от привлечения инвестиционных возможностей региона.

6. Методической основой рационализации  инвестиционной деятельности в регионе должен служить разработанный в диссертации подход к оценке инвестиционных проектов производственных предприятий и эффективности их реализации в рамках инвестиционных программ развития регионов на примере крупного промышленного города, который позволяет осуществить рациональное использование ограниченных инвестиционных ресурсов предприятий и региона. С этой целью в диссертации разработаны критерии качественной оценки инвестиционных проектов.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

 

Научные журналы, рецензируемые  ВАК 

Министерства образования и науки РФ

 

  1. Цурелин А.В. Государственная поддержка малого предпринимательства // Экономист. 2006. № 12. (0,4 п.л.).
  2. Цурелин А.В. Эффективные направления развития энергоемкого сектора обрабатывающей сферы производства: инвестиционная составляющая. Известия ТРТУ (г. Таганрог). 2006. №17(72). (0,5 п.л.).

 

Другие издания:

 

  1. Цурелин А.В. Предпринимательский ресурс как стратегический параметр развития производственной сферы. // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Вып. 41. Ростов н/Д: ГОУВПО «Ростовский госуниверситет», 2006. (0,6 п.л.).
  2. Цурелин А.В. Инновационно-инвестиционный потенциал экономического роста промышленного сектора в условиях рыночных трансформаций // Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог, 2006. (0,4 п.л.).
  3. Цурелин А.В. Инвестиционный потенциал предпринимательства: формирование и эффективность использования. – М.: Проспект, 2006. (1,1п.л.).
  4. Цурелин А.В. Инвестиционные ресурсы развития производственной сферы. //Экономические и финансовые проблемы удвоения ВВП / Под общ. ред. А.Т.Спицына, И.Ф.Суслова. – М.: Экономика, 2005. (0,4 п.л.).

 

 

 

Автореферат

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

Цурелин Андрей Васильевич

 

 

Тема диссертационного исследования

ФОРМИРОВАНИЕ  И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

 

 

 

Научный руководитель –

доктор экономических наук, профессор

Яковлев Владимир Михайлович

 

 

Изготовление оригинал-макета

Цурелин Андрей Васильевич

 

 

Подписано в печать 07.01.2007. Тираж 80 экз.

 

 

Усл.п.л. – 1,0

 

Российская академия государственной  службы

при Президенте Российской Федерации

 

 

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № ___

119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84.


Информация о работе Формирование и реализация инвестиционного потенциала предпринимательства