Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:19, реферат

Описание

Управление производством есть способ целенаправленного воздействия на него, оно имеет большое значение в благополучии общества.
Открывая свое дело, предприниматель должен понимать, что его нельзя организовать, не имея финансового капитала, т.е. денежных средств, т.к. платежеспособность хозяйственного субъекта определяется рациональной организацией финансов.

Содержание

1. Основы финансового менеджмента
2. Особенности малого бизнеса
3. Финансовый анализ в рамках финансового менеджмента
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Татаринцева.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

В общем виде деятельность финансового менеджера  может быть структурирована следующим  образом: общий финансовый анализ и  планирование, обеспечение предприятия  финансовыми ресурсами, распределение  финансовых ресурсов.

Логика выделения  таких областей деятельности финансового  менеджера связана со структурой баланса (рис.1.1.) 
 
 
 
 
 
 
 

Выделенные направления  деятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие пред менеджером.

В рамках управления активами осуществляется общая оценка

    • Активов предприятия и источников финансирования;
    • Величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
    • Источников дополнительного финансирования;
    • Системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

Управление капиталом  предполагает оценку

    • Объема требуемых финансовых ресурсов;
    • Формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
    • Степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время);
    • Стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие условия представления данного источника средств);
    • Риска, ассоциируемого с данным источником средств (например, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Финансовый анализ и планирование предусматривают  анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера.

    • Оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
    • Целесообразность и эффективность вложений в основные формы, их состав и структура;
    • Оптимальность оборотных средств;
    • Эффективность финансовых вложений.

Принятие решений  с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализа  альтернативных решений, учитывающих  компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности […]

Целями финансового  менеджмента являются:

    • Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы (часто фирме для вытеснения своих конкурентов приходится идти на очень большие затраты, поэтому от того, как распределены ограниченные финансовые ресурсы фирмы, зависит, выиграет она или проиграет в конкурентной борьбе);
    • Избежание банкротства и крупных финансовых неудач (такую цель может ставить перед собой фирма, имеющая систематические затруднения с финансовыми ресурсами);
    • Лидерство в борьбе с конкурентами (эта цель для фирмы с очень высокой степенью финансовой устойчивости, фирмы, которая способна не только эффективно функционировать в условиях конкурентной борьбы, но и удерживать при этом лидерство);
    • Максимизация «цены» фирмы (первоначальная политика по отношению к акциям фирмы увеличивает число потенциальных инвесторов, увеличивает авторитет фирмы среди кредиторов, повышает надежность фирмы);
    • Приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы (фирма удовлетворена своим положением, но чтобы не потерять его, стремится развиваться на уровне ближайших конкурентов);
    • Рост объемов производства и реализации (фирма почувствовала уверенность в себе, в своих силах, а также в росте количества своих потребителей);
    • Максимизация прибыли (для тех фирм, которые не уверены в своем завтрашнем дне и хотят выжать все из создавшегося благоприятного положения);
    • Минимизация расходов (для фирм, испытывающих затруднения с финансовыми ресурсами);
    • Обеспечение рентабельной деятельности (те фирмы, которые не имеют достаточно финансовых ресурсов для более высоких целей, ставят перед собой эту цель, чтобы потом по мере накопления средств и увеличения потенциала фирмы, повышать свои запросы).

Приоритетность  той или иной цели по-разному объясняется  в рамках существующих теорий организации бизнеса.

Наиболее распространенным является утверждение, что фирма  должна работать таким образом, чтобы  обеспечить максимальный доход ее владельцам.

В рамках традиционной неоклассической экономической  модели предполагается, что любая  фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль. В идеале, когда предполагается равнодоступность информации, наличие опытного руководства, достичь такого максимума невозможно; при этом суммарный маргинальный доход равен нулю. Поэтому применяется понятие нормальной прибыли, то есть прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. В основе такого подхода лежит весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию «себестоимость + некоторая устраивающая производителя надбавка» […]

Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта.

Существует также  ряд управленческих теорий. В их основе лежит противостояние интересов  владельцев фирмы и ее управленческого персонала. Их интересы могут совпадать далеко не всегда, особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе рассчитано на перспективу.

Наибольшее распространение  получила «теория максимизации «цены» фирмы», то есть собственного капитала. 
 

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие  три ключевые вопроса:

    • Какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
    • Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
    • Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти  вопросы в рамках финансового  менеджмента, являющегося одной  из ключевых подсистем общей системы  управления предприятием. Логика ее функционирования представлена на рис. 12.

Организационная структура системы управления финансами  хозяйствующего субъекта, а также кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупных предприятий характерно обособление менеджерской службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 

Финансовому менеджеру  требуется высокий уровень профессиональных знаний и умение применить их на практике.

Профессиональные  обязанности и права финансового  менеджера можно сгруппировать  следующим образом:

    • Перманентный финансовый контроль эффективности деятельности фирмы, что конкретно выражается в постоянной заботе об увеличении денежных доходов и поступлений, оптимизации расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;
    • Планирование, анализ, решения;
    • Определение прав и обязанностей каждого сотрудника подведомственных служб;
    • Выбор системы оплаты труда, стимулирующей рост эффективности всех подразделений;
    • Подписание всех документов финансовой службы;
    • Делегирование ответственности по отдельным участкам финансовой работы другим подразделениям фирмы или исполнителям внешним: аудит, трастовое управление и т.д.;
    • Выработка финансовой стратегии в аналитической и распределительной политике.

Менеджер  должен обладать организаторским талантом и владеть искусством общения.

На нескольких предприятиях роль финансового директора  обычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что работа финансового менеджера либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости от организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие решений или выработку рекомендаций высшему руководству. 

После того, как определено место финансового  менеджера в структуре управления фирмой, следует уточнить понятие «финансовый инструмент». Под финансовым инструментом будем понимать любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые  активы включают: денежные средства; контрактное  право получить от другого предприятия  денежные средства; контрактное право  обмена финансовыми инструментами  с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; акции другого  предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

    • Выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;
    • Обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях.

Финансовые  инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность  по текущим операциям) и вторичные  или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует  и более упрощенное понимание  сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства, кредитные  инструменты (облигации, форвардные сделки) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

Методы  финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система  финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.

Составным элементом приведенных методов  являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. основой информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового  управления является ее важным элементом.

Функционирование  любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств, уставные документы, нормы, инструкции и др. 

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституциирующих сущность этого понятия [      ].

Основным  показателем, на основе которого предприятия  различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, численность работников, а  далее – размер уставного капитала, величина активов, объем оборота.

Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство  оказывает существенное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности занятых работников.

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено с 1988 года. В принятых в течение 1991 – 1995 г.г. законодательных  и нормативных актах указывалось, что развитие в стране малого предпринимательства  является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Субъекты  малого предпринимательства имеют как преимущества, так и недостатки.

Преимущества: быстрая адаптация к местным  условиям хозяйствования, большая независимость  действий, гибкость и оперативность  в принятии и выполнении принимаемых  решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности, более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию в ответ на требования местных рынков; более высокая оборачиваемость капитала и др.

Информация о работе Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием