Cущность, виды налогов и принципы налогообложения предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Целью данного курсового проекта является изучение налогообложения
предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2. Виды налогов
1.3. Принципы налогообложения предприятий
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Расчет себестоимости
2.2. Определение цены изделия
2.3. Определение и распределение прибыли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект э.п. Сахаяна.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО  Северо - Восточный федеральный университет

 им. М.К.Аммосова

Финансово – экономический институт

Кафедра экономики и управления производством 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

По дисциплине: Экономика предприятия

На тему: «Сущность, виды налогов и принципы налогообложения предприятий»  
 
 
 
 

Выполнила: ст.гр. МО-09

Заровняева  Сахайаана

Проверила: Кузьмина Е.В.

      
 
 
 

Якутск,2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    1. Понятие и сущность налогов
    2. Виды налогов
    3. Принципы налогообложения предприятий

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Расчет себестоимости
  2. Определение цены изделия
  3. Определение и распределение прибыли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые отношения предприятий и граждан с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, является налоговая система, которая призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, нужными для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные обстоятельства всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для развития и функционирования единого целостного рынка.

     Налоги  неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

       Такое внимание вполне оправдано,  так как налоги - это:

      1) вычеты из доходов плательщиков;

      2) основной источник доходов государства; 

      3) один из эффективных инструментов  регулирования экономики.

     Все вышеизложенное определило актуальность курсового проекта.

     Целью данного курсового проекта является изучение налогообложения предприятия. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовом проекте:

  1. Рассмотреть основные понятия налогов;
  2. Изучить виды налогообложения предприятия.

       Объектом исследования в курсовом проекте является налогообложение предприятия.

     Предметом исследования в курсовом проекте является налоговая система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛООБЛОЖЕНИЯ

    1. Понятие и сущность налогов
 

     Налог – в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. [1]

     Сущность  налога состоит в отчуждении принадлежащих  частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, то есть в законном изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

     Признаки  налогов:

     1) императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст. 41 БК РФ;

     2) индивидуальная безвозмездность.  Уплата налога не порождает  встречной обязанности государства  совершить в пользу данного,  персонально определенного налогоплательщика  конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав;

     3) денежная форма. НК РФ определяет  налог как исключительно денежный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ;

     4) публичный и нецелевой характер  налогов. Налоговые платежи –  безусловный атрибут государства,  без которого оно не может  существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%).

     Цели  взимания налогов:

     – финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, поддержанию общественного порядка  и борьбе с преступностью, ликвидации чрезвычайных ситуаций, ведению разведки и контрразведки, управлению страной);

     – финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального  хозяйства, строительство дорог, школ, объектов культуры, выдачу всякого рода субсидий и т.д.);

     – финансовое обеспечение совместной деятельности государства и муниципальных  образований. [2]

     Рассмотрим  основные элементы налога (налогообложения):

  • субъект налога - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;
  • объект налога - экономический феномен, подлежащий налогообложению, т.е. доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и некоторые другие объекты, установленные законодательными актами;
  • источник налога - доход (общественный продукт), за счет которого уплачивается налог;
  • единица обложения - единица измерения объекта;
  • налоговая ставка - размер налога на единицу обложения.

     Налоги  выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую  и контролирующую.

     Фискальная  функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически  наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной.

     Распределительная (социальная) функция налогообложения  — состоит в перераспределении  общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан  за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

     Регулирующая  функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  экономической политики государства.

     Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

     Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д. [3]

     Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое  бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

     Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д. 

    1. Виды налогов
 

     Налоги  в России в соответствии с НК РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

  • федеральные (на уровне страны):
    • НДС
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на доходы физических лиц
    • Таможенная пошлина
    • Государственная пошлина
    • Налог на добычу полезных ископаемых
    • Сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот алкогольной продукции
    • Другие федеральные налоги
  • региональные (на уровне регионального органа государственной власти):
    • Налог на имущество организаций
    • Транспортный налог
    • Другие региональные налоги
  • местные (на уровне органа местного самоуправления):
    • Земельный налог
    • Налог на рекламу
    • Налог на имущество физических лиц [1]

     Подобная  трехуровневая система присуща  почти всем государствам, имеющим  федеральное устройство.

     Налоги  по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

       Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

       В зависимости от характера  ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные  налоги. Прогрессивный налог –  это налог, который возрастает  быстрее, чем прирастает доход.  Для разных по величине доходов  устанавливается несколько шкал  налоговых ставок.

       Регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента  с низких доходов и меньшего  процента с высоких доходов.  Это такой налог, который возрастает  медленнее, чем доход. Косвенные  налоги чаще всего регрессивные.

Информация о работе Cущность, виды налогов и принципы налогообложения предприятий