Человеческий капитал - интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:10, доклад

Описание

Процесс замещения физического и природного капиталов человеческим капиталом в национальных богатствах развитых стран, подавляющее превалирование объемов инвестиций в ЧК над инвестициями в физический капитал — характерные и превалирующие процессы второй половины ХХ и ХХI веках для развитых стран мира, а также быстро развивающихся стран мира.
Само создание теории ЧК шло от низшего уровня к высшему — от индивидуального ЧК к национальному. Теорию индивидуального ЧК создали Теодор Шульц (Нобелевская премия по экономике за 1979 год) и Гэри Беккер (1992г.).

Содержание

1. Определения, сущность, виды и типы человеческого капитала (ЧК)
1.1. Возникновение понятия и социально-экономической категории «человеческий капитал»
1.2. Индивидуальный, корпоративный и национальный человеческий капитал, определения
1.3. Узкое и широкое определение ЧК
1.4. Национальный человеческий капитал
1.5. Отрицательный, пассивный и положительный ЧК
1.6. Человеческий капитал и индекс развития человеческого потенциала
1.7. ЧК и историческое развитие стран и цивилизаций
2. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития и драйвер инновационных волн
2.1.О роли человеческого капитала в процессах развития
2.2.Корреляция циклов развития ЧК и циклов развития мировой экономики
2.3. Инновации и их роль в процессах развития экономики и общества
2.4. Технологические уклады экономики с позиций теории и практики человеческого капитала
2.5. Человеческий капитал - главный фактор формирования экономики знаний
3. Измерение человеческого капитала
3.1. Методы оценки стоимости национального ЧК
3.2. Измерение стоимости, качества и эффективности национального человеческого капитала
3.3. Стоимость национального человеческого капитала
4. Национальный человеческий капитал России
Заключение и выводы
Литература

Работа состоит из  1 файл

Человеческий капитал.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

 

1.7. ЧК и историческое  развитие стран и цивилизаций

 

Западная цивилизация  на определенном историческом этапе  выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями  именно за счет более быстрого роста и развития человеческого капитала, включая образование, в средние века. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое - по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.

В Японии, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень ЧК, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5.4 года, в Италии - 4.8 года, в США - 8.3 года, а средняя продолжительность жизни - 51 год (примерно, как  в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1-1.2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового ЧК оказалась готовой в XX-ом столетии совершить технологический рывок и войти в число передовых стран мира.

В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал - только около 30% (табл.1.1). Причем, основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.

 

Табл.1.1.  Изменение  структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии

Год

1800г.

1860

1913

1950

1973

1997/98

Начало 21 века

Физический капитал

78-80

77-79

67-69

52-53

43-44

31-33

20

Человеческий капитал

20-22

21-23

31-33

47-48

56-57

67-69

80


Мельянцев В. Счастье от ума // Известия. - 2000. - 17 мая.

 

2. Человеческий  капитал как интенсивный фактор

развития и  драйвер инновационных волн

 

2.1. О роли человеческого капитала в процессах развития

 

Анализ процессов показывает, что ЧК и циклы его роста  и развития являются главными факторами  возбуждения инновационных волн развития и цикличного развития мировой  экономики и общества.

Революционные изменения  в экономике и обществе, крупнейшие инновации осуществлялись на базе накопленного человеческого капитала в каждый исторический период развития народа, страны, цивилизации.

Человеческим обществом  постепенно накапливались знания. На их базе развивались образование  и наука. Формировался слой высокопрофессиональной научно-технической, управленческой и в целом интеллектуальной элиты, под началом которой и совершался очередной рывок в развитии человечества.

Под ростом ЧК понимается, как обычно, увеличение его стоимости, под развитием ЧК - повышение его  качества.

 

2.2. Корреляция циклов развития ЧК и

циклов развития мировой экономики

 

Проведем параллели  между типами экономики, технологическими укладами и уровнем и качеством  ЧК.

Первая промышленная революция (табл.2.1) и первый технологический  уклад (1770-1830гг.), введенный Сергеем Глазьевым на базе длинных волн Кондратьева, совпадают по времени. Этот рывок в развитии мировой экономики произошел на основе быстрого роста производительных сил и становления капитализма. Появление машин, технологий, оборудования и сам капитализм необходимо, в первую очередь, определить этапом развития человеческого капитала и его главных составляющих - культуры, воспитания, образования, знаний, медицины, экономической науки, совершенствования религий, развития экономики, общественных отношений и государственности.

Капитализм  с его урбанизацией, с первыми  машинами и оборудованием, с соответствующим  ростом производительности труда стал материальным воплощением ускоренного  развития человеческого капитала, повышения  его производительности за счет нового качества ЧК - интеллектуальной мощи и новых знаний.

Именно креативные, культурные и образованные люди, профессионалы  в своих сферах и отраслях совершили  промышленную революцию. И позволили  им это сделать, точнее, толкали их на научные, инновационные, промышленные и технологические инновации накопленные предыдущими поколениями и ими самими знания и конкуренция.

Конкуренция - стремление получить большую прибыль, стремление разбогатеть - заставляли капиталистов рисковать, использовать новшества (инновации). Применять в промышленных производствах новые устройства, машины, оборудование, технологии.

Возникла востребованная временем идеология капитализма - протестантизм. Религия креативности, поиска, культуры, науки, свободы и капитализма. Протестантские священники сами занимались научными исследованиями и стимулировали к этому свою паству.

Не случайно первыми  вошли в капитализм наиболее образованные протестантские страны - Англия, Франция, Швейцария, Швеция и другие.

Отстали от них из христианской цивилизации католические и православные страны, а также  Китай, Индия, страны Востока, Латинской Америки и другие.

Конкурентные «соревнования» цивилизаций и стран той эпохи  решил накопленный человеческий капитал, его уровень и качество. У Западной цивилизации он оказался  выше по стоимости и качеству и производительнее. Но в первую очередь по качеству культуры, образования и науки, определяемого более высокими инвестициями в них и процессом накопления и использования на практике знаний.

В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай по грамотности населения. И в два раза - по ВВП на душу населения.

Промышленная  революция в научном отношении  базировалась на развитии и достижениях  математики, механики, физики, химии, экономической  науки. На базе крупнейших инноваций были созданы и развивались текстильная промышленность и машиностроение.

Рост величины и качества ЧК (качества культуры, образования, здоровья, науки, предпринимательского ресурса, качества элиты и управления, качества жизни и государственных институтов и т.д.) позволил создать станки и машины, ставшие крупнейшими инновационными продуктами того времени.

 

Главной причиной промышленной революции стали рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и генерировать инновации. Сами машины - следствие выхода в своем развитии человеческого капитала на новую высоту, на новый уровень качества.

Особое значение в  процессах развития имели ментальность и культура народа - база формирования этики труда, предпринимательства, основа качества труда. Ментальность и культура - одни из важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого капитала.

Новые и быстро развивающиеся составляющие ЧК - общее  образование и формирующееся  профессиональное образование, наука, предпринимательский ресурс, конкуренция, протестантская культура и идеология жизни и труда - позволили внедрить инновации (ткацкий станок, паровая машина, насосы и другие). В свою очередь, инновации в профессиональном образовании, в экономике, в государственном управлении, в общественной жизни инициировали и обеспечили резкое повышение производительности труда.

В итоге в первой половине 19 века формировались индустриальная экономика и общество. На этом этапе  произошли следующие качественные изменения в человеческом обществе:

- произошло накопление  и реализация на практике качественно  нового человеческого капитала, знаний и инноваций (в промышленности);

- произошла индустриализация - механизация производств, переход  от ручного труда к машинному,  от мануфактуры к фабрике;

- в экономике и в  других сферах жизнедеятельности  возникли конкурентные отношения  и рынки, постепенно формировались  демократия и гражданское общество;

- повысилось качество  жизни населения; развивались  культура, образование, наука и  постепенно готовилась база для очередного витка ускоренного роста экономики, развития промышленности и технологий;

- происходило опережающее  развитие человеческого капитала  за счет увеличения в него  инвестиций, роста знаний, совершенствования  профессионального образования, специализации научных исследований и роста количества и качества научных организаций, увеличения продолжительности жизни, роста экономической и политической свободы,  повышения качества и эффективности элит, за счет процессов урбанизации - положительных перемен в культуре, в семье, религии, политике.

 

Таблица 2.1. Периоды технических  революций

Элементы 

технического 

прогресса

Периоды наибольшей концентрации

качественных сдвигов

Конец 18 - начало 19 вв.

(первая промышленная

 революция)

Последняя треть 19 -

начало 20 века (вторая

промышленная революция)

Середина 20 в. (третья

промышленная революция -

научно-техническая 

революция)

Орудия и

 средства 

труда

Возникновение машинного 

производства

Охват машинным

производством

основных рабочих

 процессов; массовое 

производство машин

Формирование систем машин, комплексная 

механизация, автоматизация 

производства

Двига-

тельная

сила и 

энергия

Паровая

машина

Производство 

электроэнергии,

электродвигатель,

 двигатель внутреннего сгорания

Электрификация производства, атомный реактор, реактивный

двигатель

Предметы 

труда

Массовое 

производство 

железа, чугуна

Массовое 

производство стали

Качественная металлургия,

массовое  производство

 алюминия и пластмасс

Транспорт

Железно-дорожный

транспорт на паровозной

тяге, пароход

Дизельные суда,

 автомобильный 

и авиационный 

транспорт

Развитие транспортных

систем, реактивный

транспорт и ракетная техника

Средства 

связи и управления

Почтовая 

связь

Электросвязь 

(телеграф,

телефон)

Радиосвязь 

и электроника

Сельское 

хозяйство

Возникновение

научных систем земледелия, селекция растений и животных

Механизация

сельского хоз.,

минеральные

удобрения

Комплексная механизация 

и химизация, микробиология,

начало регулирования 

биологических процессов

Строительство и строительные

материалы

Господство ручного 

труда, кирпич и дерево

Первые строительные

 механизмы; цемент и 

железобетон

Индустриальные методы

строительства, использование новых  строительных материалов и 

легких конструкций

Формы организации

науки

Индивидуальная

 научная деятельность

Возникновение

специализированного

 научного труда

Превращение науки в индустрию  знаний,

в отрасль  экономики

Образование

Распространение

грамотности и возникновение 

профессионального

обучения

Массовое общее и

специальное образование

Значительное повышение

 среднего уровня образования,  быстрое развитие высшего образования

Источник: Запарий В.В., Нефедов  С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003


 

С точки зрения развития человеческого капитала, можно выделить следующие этапы промышленной революции:

1) развитие и повышение  эффективности образования, науки,  управленческой элиты и создание  идеологии капитализма, позволившие  в совокупности генерировать  инновации и создавать машины, востребованные экономикой;

2) появление профессионального  образования и профессиональных  научных организаций;

3) появление и развитие предпринимательского  ресурса и свободной конкуренции,  то есть капиталистических отношений  в экономике.

На этом и последующих этапах промышленных и научно-технических революций происходило повышение мощности триады драйверов роста и развития экономики, общества и качества жизни: накопления знаний, роста интеллекта (профессионализма), генерация инноваций.

 

                           

Вторая промышленная революция (последняя треть ХХ  - начало ХХ веков) вершилась на базе нового витка роста качества и уровня накопленного человеческого капитала. Углубилось и приняло массовый характер профессиональное образование, развивалась и специализировалась наука, развивалась и повышалась культура народов. Вторая промышленная революция на базе развития человеческого капитала сформировала 2-4-е технологические уклады экономики, создала развитое индустриальное общество с высокой производительностью труда. Породила массовую генерацию инноваций, которые непрерывно повышали производительность труда. На базе научных исследований постепенно зарождалась в передовых странах индустрия знаний.

 

Третья научно-техническая революция  началась с середины ХХ века и продолжается до сих пор. Она продолжила формирование 4-го уклада, сформировала в развитых странах мира 5-й технологический уклад экономики и начало 6-го, осуществила переход развитых стран к постиндустриальной экономике. Началось формирование в передовых странах экономики знаний и информационного общества. Происходит глобализация мировой экономики. Создана в развитых странах индустрия знаний, которая стала ведущей отраслью экономики.

Сергей Глазьев дал в своих работах классификацию технологических укладов экономики, приведенную в таблице 2.2.

Каждый очередной уклад  экономики был связан с соответствующим  этапом развития человеческого капитала и с его новым высоким качеством. Прежде всего в образовании, в науке и в инновациях.

 

Табл.2.2. Технологические  уклады (ТУ) (макроциклы, длинные волны) Н.Д. Кондратьева

Информация о работе Человеческий капитал - интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности