Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Индивидуальные предприниматели формируют спрос на павильоны, торговые места, склады и другую инфраструктуру бизнеса. Не будь этого спроса, не было бы налогов от арендодателей этих помещений и инфраструктуры. Плюс индивидуальные предприниматели создают спрос на транспортные, строительные, ремонтные услуги. Появляются деньги предприниматели и члены их семей отдыхают в кафе, пользуются услугами турфирм, нанимают репетиторов своим детям, позволяют дополнительно заработать врачам, строителям и даже милиции на охранных услугах. Это тоже доходы для юридических лиц и налоги в бюджет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….1
Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности….....3

2. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности………...7
3.Государственная регистрация и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей (общие положения)……………………………………………10
3.1 Добровольное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей……………………………………………………………………12
3.2 Принудительное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей……………………………………………………………………14
4. Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия……………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...…….19
Список использованных источников………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

пр. статус ип.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

    Государство в лице своих органов и должностных  лиц на основании действующего законодательства определяет, на каком основании и  при каких условиях реальные (существующие физически) субъекты становятся юридически-значимыми - способными приобретать и осуществлять гражданские права, создавать, изменять и исполнять гражданские обязанности.

      Предпринимательская правоспособность заключается в способности иметь права и нести обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности и управлению своей экономической активностью. Для формирования статуса индивидуального предпринимателя наибольшую значимость имеет гражданская дееспособность, как составная часть правового статуса физического лица, в то время как правоспособность является лишь предпосылкой для реального осуществления физическим лицом индивидуальной предпринимательской деятельности. Именно дееспособность трансформирует правовую потенцию в действительные предпринимательские правоотношения, порождающие значимые правовые последствия.

    На  основании п. 1 ст. 20 ГК Республики Беларусь полная гражданская дееспособность возникает по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста.

    В других случаях указывают на два исключения: 1) п. 2 ст. 20 ГК, предоставляющий возможность гражданину, не достигшему 18 лет, приобрести полную дееспособность со времени вступления в брак (для случаев, когда законом допускается вступление в брак ранее 18 лет); 2) п. 1 ст. 26 ГК, допускающий возможность объявления в порядке эмансипации несовершеннолетнего, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда.

    Субъектам предпринимательской деятельности в Республике Беларусь гарантируется:

     - право на занятие предпринимательской  деятельностью и приобретение  необходимого для этой деятельности имущества;

     - защита их прав и законных  интересов;

     - научно-техническая и правовая  поддержка предпринимательской  деятельности;

     - запрет вмешательства собственника  и любого третьего лица в  деятельность субъекта предпринимательской  деятельности после заключения с ним договора, кроме случаев, предусмотренных в договоре и (или) законодательстве.

      Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создает  информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные фонды. Например, в Республике Беларусь действуют центры поддержки предпринимательства, основными задачами которых являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

    Индивидуальный предприниматель – это лицо, осуществляющее коммерческую деятельность в не запрещенных Конституцией и законом сферах, имеющее право нанимать до пяти наемных работников. Согласно Указу Президента республики Беларусь от. 09.08.2011 «О некоторых условиях применения упрощенной системы налогообложения" изменились критерии применения упрощенной системы налогообложения - размер валовой выручки, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь с нарастающим итогом с начала года не более:

12 000 000 000 белорусских рублей – для применения упрощенной системы налогооблажения с уплатой НДС;

     3 400 000 000 белорусских рублей – для применения упрощенной системы налогооблажения с уплатой НДС, либо без уплаты НДС, либо с использованием в качестве налоговой базы валового дохода.

    Согласно  международной практике ИП по сравнению  с юридическими лицами имеет упрощенную систему создания и ликвидации бизнеса, более простую систему налогообложения, упрощенный порядок ведения учета  результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности. Такой порядок является не формой дискриминации юридических лиц, а способом вовлечения как можно большего числа граждан, в первую очередь, малообеспеченных, молодежь, многодетные семьи, женщин, в процесс создания национального богатства, а также самостоятельного обеспечения себя средствами для достойной жизни. Институт индивидуального предпринимательства распространен во всем мире и является организационно-правовой формой реализации фундаментальных прав граждан. В Беларуси, когда правительство не может решать проблемы создания новых рабочих мест, обеспечения населения качественными и дешевыми товарами и услугами, поддержка индивидуальных предпринимателей является важнейшим элементом стратегии обеспечения социальной и экономической безопасности страны.

      Индивидуальный предприниматель  вправе заниматься любыми видами  предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Не  допускается запрет видов деятельности, в том числе производство и  обмен товаров и услуг, которые  разрешены для коммерческих организаций других организационно-правовых форм.

      Индивидуальный предприниматель  отвечает по своим обязательствам  всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества,  на которое в соответствии  с гражданским процессуальным  законодательством не может быть обращено взыскание.

      Индивидуальный предприниматель,  не исполнивший или ненадлежащим  образом исполнивший обязательство,  связанное с осуществлением предпринимательской  деятельности, несет ответственность  независимо от вины. Он освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

      Индивидуальные предприниматели  могут осуществлять свою деятельность  без открытия расчетного счета.  Они сами определяют формы  и способы расчетов со своими контрагентами. Индивидуальные предприниматели не должны становиться на учет в органы государственной статистики и предоставлять отчеты. 

    3.Государственная регистрация и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей (общие положения)

    С принятием в 2009 году нового Декрета  Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации  и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (Далее - Декрета №1), был значительно  упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

    Так, согласно Положению "О государственной  регистрации субъектов хозяйствования", утвержденного Декретом №1 (Далее - Положения), можно выделить несколько  этапов государственной регистрации  субъектов хозяйствования:на основании представленных документов и дополнительных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа;

    На основании решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационный номер и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа; регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах";

    Министерство  юстиции вносит запись о включении  субъекта хозяйствования в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей датой  внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре [23, С.60].На основании п.14 Положения "О государственной регистрации субъектов хозяйствования", утвержденного Декретом №1 (Далее - Положения) для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

    - заявление о государственной регистрации;фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

    - оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.Декрет №1 значительно упростил требования к учредительным документам субъектов хозяйствования. Отменена необходимость указания в учредительных документах о предполагаемых к осуществлению видах деятельности, а также внесения в них изменений при изменении местонахождения организации, создании (ликвидации) обособленных подразделений (представительств, филиалов). Смысл п. 19 Положения сводится к тому, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять любые виды деятельности без необходимости указывать в уставе (учредительном договоре) юридического лица либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя конкретный перечень таких видов деятельности .

    Индивидуальный  предприниматель считается зарегистрированным со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для осуществления предпринимательской деятельности наличие расчетного счета не всегда является обязательным. Например, если деятельность состоит в приобретении за наличные деньги товара на рынках России и продаже этих товаров за наличные деньги на рынках Беларуси, то такую деятельность возможно осуществить и без открытия расчетного счета.

    Согласно  Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 "О некоторых  мерах по упорядочению расчетов в  Республике Беларусь" индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счета только в двух случаях. А именно, если:

    1) ежемесячный размер выручки от  реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от  осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели  уплачивают единый налог, превышает сумму 1000 базовых величин;

    2) прием наличных денежных средств  осуществляется ими с использованием  кассовых суммирующих аппаратов  или специальных компьютерных  систем.В случае невыполнения  вышеуказанных условий расчетный  счет индивидуальный предприниматель открывает по желанию.

    Декрет  № 1 также упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, закрепляет принцип одного окна во взаимоотношениях государственных органов при  проведении ликвидационной процедуры. Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведения будут направляться регистрирующему органу государственными органами, а не субъектом хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными органами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги. Перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен. Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда (за нарушения законодательных актов, при банкротстве) и регистрирующего органа (при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд).

    Таким образом, кроме того, что для регистрации  индивидуального предпринимателя требуется гораздо меньше различных бумаг, юридическое лицо и после регистрации продолжает нести определенные организационные расходы в большем размере, чем индивидуальный предприниматель. Так, индивидуальный предприниматель получает из регистрирующего органа только одно свидетельство, снимать копии с которого и заверять их у нотариуса (например, для открытия расчетного счета) значительно проще и дешевле, чем с устава вместе с учредительным договором юридического лица, помимо свидетельства. Кроме того, индивидуальные предприниматели могут осуществлять свою деятельность без открытия расчетного счета, сами определяют формы и способы расчетов со своими контрагентами и не должны становиться на учет в органы государственной статистики и предоставлять отчеты.

Информация о работе Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия