Стенография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 16:48, доклад

Описание

Стенография (от греч. στενός — узкий, тесный и γράφειν — писать) — способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную речь, т.е. упрощенное письмо.
Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4—7 раз.

Работа состоит из  1 файл

реферат стенография.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение

     Стенография (от греч. στενός — узкий, тесный и γράφειν — писать) — способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную речь, т.е. упрощенное письмо.

Скорость стенографического  письма превосходит скорость обычного в 4—7 раз.

     Стенография – это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно записать живую речь.

     Как пишет автор толкового словаря  В. Даль, стенография – это «скоропись, сокращенное письмо, поспевающее за речами».

     Благородным и таинственным искусством называл её Чарлз Диккенс.

     Стенография существует более двух тысяч лет. Если обыкновенном письмом можно  записать в одну минуту около 20 слов, то стенографическим – от 80 до 140 слов.

     Стенографическим  письмом целесообразно знать  людям разных профессий. Во всех областях: в политике, экономике, науке, технике, искусстве – стенография экономит время, улучшает качество работы.

     Исключительное  значение имеет она для студентов  вузов, учащихся техникумов, а также  для старшеклассников средних школ при поступлении в вуз.

     Когда зародилась стенография? Что она из себя представляет и по каким правилам ведется?

     Эти вопросы и многие другие вопросы  раскрываются в данном реферате.

 

  1. История стенографии
 

     Письмо  возникло за несколько тысяч лет  до нашей эры в результате упорного стремления людей к взаимному общению. На первой ступени своего развития письмо было предметным. Люди пытались передавать свои мысли с помощью предметов. Позднее на смену предметному письму появилось начертательное, которое прошло три стадии: живописное (картинное), иероглифическое и, наконец, алфавитное, т.е. буквенное, существующее в наши дни.

     Стенографическое  письмо зародилось из обычного письма на ранней стадии человеческое культуры в связи с возникшей у разных народов потребностью в краткой  и быстрой записи и точном запечатлении устной речи.

     Еще в Древне Египте заметили огромную разницу в скорости между произнесением  слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом  было появление особого вида стенографии. Наибольший расцвет стенография получила в Древней Греции и Риме. Автором древнеримской стенографии считается Тирон – раб и секретарь знаменитого оратора древности Цицерона. Латинская стенография в честь её автора называется тироновыми нотами.

     Конечно, стенография древности, с нашей точки зрения, весьма несовершенна: в противоположность буквенному характеру современного скоростного письма древняя стенография была словной, т.е. каждое слово выражалось особым знаком. Тироновых нот насчитывалось около 5 тысяч: запомнить их все было очень трудно.

     Автором первой буквенной стенографии был  Джон Уиллис. Знаки его системы  – это части круга, прямые линии, отличающиеся друг от друга наклоном. Слова напоминали геометрические фигуры, поэтому система была названа геометральной.

     Конец XVIII и начало XIX веков ознаменованы рождением так называемых курсивных систем, которые также появились в Анлии. Родоначальником первой курсивной системы был Симон Бордлей (1789). Знаками его системы послужили элементы обычного письма.

     Геометральный и курсивные системы не требовали  заучивания каждого слова в отдельности, ибо слова составлялись уже из стенографических знаков.

     В России в XV–XVI вв. в Новгороде и Пскове стенографически записывались выступления на городских вече. Скоростное письмо применялось при Иване Грозном, при первых царях дома Романовых, услугами группы стенографов, известной под названием «кумпании писак», пользовался Петр I.

     Первая  разработанная система стенографии  появилась в России в конце  XVIII века. Это был перевод Францем Анри французской системы на русский язык. В 1820 году вышла в свет одна из первых книг по русской стенографии «Графодромия, или искусство скорописи» М.А. Корфа, соученика А.С. Пушкина по лицею.

     В царской России стенография применялась  крайне редко, знание её было недоступно для широких масс, стенографов было несколько десятков. Стенография не могла получить широкое распространение в стране, где большинство людей даже расписываться не умели.

     Новый этап в развитии русской стенографии  наступил после победы Октября. В 1925 г. В Москве состоялась первая конференция стенографов. Участники приняли решение о создании унитарной системы стенографии, которая впоследствии совершенствовалась.

     В настоящее время в мире применяются  геометральные системы, характерные для языков с относительно короткики словами (английский. Французский), и курсивные, свойственные языкам с длинными словами (русский, немецкий).

 

2. Массовое  стенографическое  письмо

 

     Новая система стенографии разработана  специально для русского языка. Теория массового письма построена на научных основах с учетом психологических, физиологических, гигиенических, графических условий и процессов обычного и стенографического письма.

     Фундаментом всякого письма, в том числе  и стенографического, является его  алфавит – буквы. Стенографические алфавитные буквы, или, как принято их называть, знаки, намного проще обычных букв, а стенографическое письмо в 5–7 раз короче обычного.

     В старых системах стенографии алфавитные знаки брались из частей соответствующих  рукописных букв немецкого языка или произвольно. Для приобретения автоматизации письма таких знаков требовались месяцы.

     Алфавитные  же знаки в предлагаемой чисто русской системе стенографии взяты по возможности из частей соответствующих букв русского скорописного шрифта, автоматизация написания которых приобретается нами с детства. Нужно заметить, что у изучающего уже имеется в коре больших полушарий давно выработанный и прочно закрепленный условно-рефлекторный динамический стереотип обычного письма; иначе говоря, он записывает каждую букву определенным привычным движением руки. Эта родственная ассоциативная связь стенографических знаков с обычными буквами с первых же занятий намного облегчает запоминание стенографических знаков, значительно ускоряет процесс письма и чтения, сокращает сроки обучения стенографии, делает приобретенный в процессе обучения навык скоростного письма устойчивым, прочным.

     Второй  отличительной чертой предлагаемой системы является размер алфавитных знаков. Если в старых системах применялись алфавитные знаки трех и даже четырех размеров, то в новой – только двух. Это дало возможность увеличенные алфавитные знаки использовать для обозначения сочетаний букв – символизации. При этом учтен фонетический строй русского языка, что сблизило эту систему некоторыми системами родственных славянских языков.

     Символизация  согласных сделала начертания большого количества слов значительно короче, а это, в свою очередь, позволило избавиться от многих сокращенней, которые требуют специального заучивания и постоянного повторения.

     В отличие от старых в данной системе  имеются алфавитные знаки для  выражения всех гласных, что является обязательным условием массовой стенографии.

     В то же время система дает высокие практические результаты при изучении ее в объеме профессионального курса.

     Переход от массового письма к профессиональному  происходит без всякой перестройки  навыка и заключается в освоении более высоких принципов краткого письма, в увеличении количества тренировок. Система позволяет приобрести навык письма любого уровня, а значит применять стенографию уже во время ее изучения.

     Изучение  стенографии идет легко и быстро, если оно поставлено правильно, если соблюдаются все педагогические, методические и технические требования и указания. Как нельзя строить здание без фундамента, так и в стенографии нельзя переходить к новым темам без хорошего усвоения пройденного. Особое значение при изучении стенографии имеет систематичность занятий. Каждый перерыв не равнозначен остановке, так как не сложившийся еще навык письма быстро разрушается и при возобновлении занятий требуется затратить время на восстановление забытого. Поэтому, если приходится прервать на время занятая, надо обязательно продолжать тренироваться на том материале, который уже изучен.

     Замечено, что ежедневные занятия с меньшей  затратой времени дают значительно  лучшие практические результаты, чем  многочасовые, но не регулярные занятия,

     С самого начала изучения стенографии особое внимание следует уделять начертанию каждого алфавитного знака. Надо стараться писать точно так, как указано в учебнике: не торопясь, но и не рисуя. Почерк должен быть безнажимным нажим затрудняет и задерживает письмо.

     Для письма применяется обычная тетрадь в одну линейку с расстоянием между линиями 9 мм. Писать лучше пером или хорошей авторучкой. Можно в дальнейшем писать и остро отточенным карандашом.

3. Характеристика стенографического  письма

 

     Стенографическое  письмо, построенное на буквенном принципе, обладает рядом особенностей. От обычного письма оно отличается прежде всего краткостью начертаний.

     Произвольно менять начертания стенографических знаков нельзя, так как они стандарты. Если в обычном письме допускается  несколько вариантов написания одной и той же буквы, то в стенографическом письме имеет одно строго определенное начертание.

     Стенографический  алфавит

     Знаки согласных букв пишутся с наклоном вправо – под углом 60° к линии письма. Все знаки пишутся на линии письма.

     Основным правилом стенографического письма является соблюдение точного размера, формы, наклона каждого знака. Без соблюдения его нельзя, писать и читать быстро. Чтение письма так же важно, как и письмо.

     Размеры согласных знаков. Размер знаков определяется по их высоте. Все алфавитные согласные знаки делятся на одномерные, или большие, и малые.

     Размер  одномерных знаков 3 мм, а малые знаки составляют 1/3 одномерных. 

     

     

       

     В отличие от обычного письма в стенографии  в первую очередь изучают согласные  буквы, а потом уже гласные. Это связано с тем, что гласные не всегда обозначаются алфавитными знаками.

     Стенографические  знаки для согласных делятся:

     1). По размеру:

  • Большие (одномерные, двумерные);
  • Малые (1/3 меры и менее).

     2) По форме:

  • Острооканчивающиеся;
  • Овальные;
  • Подлинейные.

     Соединение  знаков. Целое слово всегда пишется без отрыва пера от бумаги. Промежуток между двумя знаками оставляется в пол меры.

     В начале слова знаки б, р, л пишутся  левым оборотом.

     Знаки согласных букв соединяются между  собой соединительной чертой, как в обычном письме, или без соединительной черты, путем непосредственного соединения или слияния одного знака с другим.

     Гласные с согласными всегда соединяются  непосредственно, без соединительной черты. К концу знака гласной  приписывается знак согласной буквы и наоборот. Строка играет роль для записи первого знака. К первому знаку прибавляется второй, ко второму третий и т.д.

     Неправильно написанный знак или слово не исправляют, а зачеркивают наклонной чертой (\) и пишут правильно.

     Из  всех знаков препинания достаточно применять точку, тире, вопросительный и восклицательный знаки. Запятая, кавычки ставятся только в случае необходимости. 

 

Заключение

 

     Замена  стенографией письма обычного, где  это только возможно, не только облегчает  труд, но и приносит большую пользу и экономию времени.

     К тому же письменное изучение стенографии  помогает и общему развитию. Стенографируя, приходится записывать большое количество разнообразных текстов, а это  обогащает словарный запас.

Список  литературы

 

    По  материалам книг Юрковского A.M.:

    1. "Интересное для всех по стенографии" (1926),
    2. "100 слов в минуту" (1950),
    3. "Изучай стенографию" (1965),
    4. "Стенография сквозь века" (1969).

Информация о работе Стенография