Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:07, реферат
Третий этап на пути мысли к слову, превращение замысла речи, расположенного в определенном порядке содержания в риторическом каноне называется элокуцией, рассмотренный нами выше.
Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гоголь). Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко).
Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая
в намеренном пропуске союзов между членами
предложения или предложениями. Придает
высказыванию стремительность, насыщенность
впечатлениями в пределах общей картины:
Швед, русский - колет, рубит, режет, бой
барабанный, клики, скрежет, гром пушек,
ржанье, топот, стон…(Пушкин).
Третья группа – это те риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, а следовательно, привлекают внимание адресата. Это фигуры риторического обращения; Риторического восклицания; риторического вопроса, одобрения; умаления. Сюда можно отнести иронию, намек.
Более подробно эти риторические фигуры будут рассмотрены в главе «Основы публичного выступления».
Риторический вопрос — стилистическая фигура, являющаяся
по
форме вопросительным предложением. «Но
разве это истинная, на-
стоящая свобода?» (К. Победоносцев). Такая
фраза не предполагает
ответа. Эмоционально воздействуя на слушателя,
риторический во-
прос уже содержит и ответ: «Нет, это не
истинная, не настоящая сво-
бода».
Ирония –лукавое иносказание. Слова и фразы располагаются таким образом, что ставится под сомнение серьезность того, о чем сообщается в тексте. | « То были дни, когда прусский милитаризм, говоря его собственными словами, «прорубал себе путь через маленькую, слабую соседнюю страну (Бельгия), чей нейтралитет и независимость немцы клялись не только уважать, но и защищать. Но, может быть, мы ошибаемся, может быть нам изменяет память? Доктор Геббельс со своим аппаратом пропаганды по-своему излагает события, происходившие двадцать пять лет назад. Послушать их, так можно подумать что это Бельгия вторглась в Германию. Жили себе эти мирные пруссаки, собирая свои урожаи, как вдруг злая Бельгия, по наущению Англии и евреев, напала на них. И конечно же, она захватила бы Берлин, если бы на помощь не подоспел ефрейтор Адольф Гитлер, все повернувший по-другому. На этом басня не кончается. …» (У.Черчилль).
Фразеологические единицы — устойчивые
обороты в языке и
речи. Употребляются в переносном значении.
Например, в своих ре-
чах А.Ф. Кони неоднократно использовал
обороты: средь
бела дня, бог
знает, концы в воду, всплыть на поверхность,
нечистый на руку, све-
сти концы с концами, сживать со свету и др. Создают
особую образ-
ность судебной речи: рвать
на себе волосы, умывать руки, делать из
мухи слона и т.д.
С помощью риторического
вопроса, риторического восклицания,
риторического обращения
Умолчание – фигура, предоставляющая читателю или слушателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Прекрасный пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и сильные чувства, представлен в стихотворении Бунина:
Еще примеры умолчания в прямой речи— из «Дамы с собачкой» А. Чехова.
Анна Сергеевна:…Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше, ведь есть же, — говорила я себе, — другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить…Любопытство меня жгло…
Гуров: Но поймите, Анна, поймите… — проговорил он вполголоса, торопясь. —Умоляю вас, поймите…
Парцелляция и эпифраз относятся к структурно-графическим выделениям. С помощью этих фигур внимание читателя обращается на один из компонентов высказывания, который в общем потоке речи мог бы остаться незамеченным. Как и другие фигуры речи, парцелляция и эпифраз тесно связаны с пунктуационным оформлением в письменном варианте текста, в устной форме им помогает интонация.
Парцелляция— в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания читатели и придания им нового звучания: «Процесс пошел. Вспять?»
«Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать».
«На дворе осень. Поздняя».
Эпифраз, или присоединение,— добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению: «Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?»
Эпифраз не только помогает расставить логические акценты, но и добавляет информации.
§ 2. Интонационная выразительность речи
Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано…
Фридрих Ницше
Как известно, выразительность
– важнейшее коммуникативное
качество речи. Под выразительностью
понимаются такие ее особенности, которые
позволяют усилить впечатление
от сказанного или написанного, вызывать
и поддержать внимание и интерес
у адресата. Выразительность –
это свойство сказанного или написанного
своей словесной формой привлекать
особое внимание слушателя или читателя,
производить на него сильное впечатление.
Речь называют выразительной, если она
воздействует не только на ум, но и на
эмоциональную область
Звуковая сторона устной речи играет важную роль, вот почему даже блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если произнесена невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. Для того, чтобы придать выразительность речи и сделать ее более убедительной необходимо познакомиться с техникой речи, которая включает:
Несмотря на то, что
интонация прежде всего
Но все они сходятся в одном: интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.
С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Интонация играет особую роль в рамках целого текста: различными образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.
Интонация(от лат. intonare — громко произношу) —звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.
В высказывании интонация выполняет следующие функции:
- различает коммуникативные типы высказывания– побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию(подразумевание);
- различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;
- оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы);
- выражает конкретные эмоции;
- вскрывает подтекст
- характеризует говорящего и ситуацию сообщения.
- различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;
- является активным фактором
эмоционально-эстетического
Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.
Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.
Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Пауза — это продолжение разговора невербальными средствами, недаром существуют выражения «красноречивая пауза», «красноречивое молчание». Существуют различные классификации пауз. Так, некоторые ученые делят их на синтаксические и несинтаксические, среди которых выделяются паузы припоминания, умолчания и напряжения; паузы логические, психологические, физиологические. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.
Таким образом, «при правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во многих отношениях, к тому же ее легко сделать. Тем более удивительно, что лишь немногие ораторы разумно ею пользуются. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания излишнеет, пусть и незначительная, оценка говорящего, а также эмоции говорящего по этому поводу. Оценка редко выступает в речи без эмоций, информация — вне того и другого. Например, эпидейктическая речь (основное содержание которой — оценка, «хвала и хула» по поводу предмета речи) не только оценивает, но и выражает и возбуждает эмоции, и нередко развлекает слушателей, и информирует, и содержит элементы аргументации. Самое главное — какое намерение преобладает.
Логические паузы отделяют
один смысловой отрезок речи от другого,
помогая уяснить смысл
Логические сегменты. Наиболее значимые стоят в конце высказывания и как-бы выстраивают перспективу. «Я обвиняю подсудимых в том / что объявив себя представителями вымышленной расы господ/ они всюду / куда проникала их власть / создавали режим произвола и тирании/ режим / основанный на попирании элементарных основ человечности».
Повышениями и понижениями
голоса, увеличением или уменьшением
его громкости и силы, ускорением
или замедлением темпа
Интонация как средство выразительности. Будучи неотъемлемым атрибутом речи, интонация тесно связана с лексическими и синтаксическими средствами выразительности. Прежде всего — с фигурами речи, напрямую связанными с интонационным оформлением: риторическими вопросом, восклицанием, обращением; умолчанием, эллипсисом, парцелляцией, сегментацией, эпифразом.
Информация о работе Риторические и интонационные средства воздействия