Риторические и интонационные средства воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:07, реферат

Описание

Третий этап на пути мысли к слову, превращение замысла речи, расположенного в определенном порядке содержания в риторическом каноне называется элокуцией, рассмотренный нами выше.

Работа состоит из  1 файл

Риторические средства воздействия.docx

— 47.29 Кб (Скачать документ)

Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гоголь). Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко).

 

 
      Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины: 
 
Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, ржанье, топот, стон…(Пушкин). 
 

Третья группа – это те риторические формы, которые используются как приемы диалогизации монологической речи, а следовательно, привлекают внимание адресата. Это фигуры риторического обращения; Риторического восклицания; риторического вопроса, одобрения; умаления. Сюда можно отнести иронию, намек.

 Более подробно эти риторические фигуры будут рассмотрены в главе «Основы публичного выступления».

 

Риторический вопрос — стилистическая фигура, являющаяся по 
форме вопросительным предложением. «Но разве это истинная, на- 
стоящая свобода?» (К. Победоносцев). Такая фраза не предполагает 
ответа. Эмоционально воздействуя на слушателя, риторический во- 
прос уже содержит и ответ: «Нет, это не истинная, не настоящая сво- 
бода».

Ирония –лукавое иносказание. Слова и фразы располагаются таким образом, что ставится под сомнение серьезность того, о чем сообщается в тексте. | « То были дни, когда прусский милитаризм, говоря его собственными словами, «прорубал себе путь через маленькую, слабую соседнюю страну (Бельгия), чей нейтралитет и независимость немцы клялись не только уважать, но и защищать. Но, может быть, мы ошибаемся, может быть нам изменяет память? Доктор Геббельс со своим аппаратом пропаганды по-своему излагает события, происходившие двадцать пять лет назад. Послушать их, так можно подумать что это Бельгия вторглась в Германию. Жили себе эти мирные пруссаки, собирая свои урожаи, как вдруг злая Бельгия, по наущению Англии и евреев, напала на них. И конечно же, она захватила бы Берлин, если бы на помощь не подоспел ефрейтор Адольф Гитлер, все повернувший по-другому. На этом басня не кончается. …» (У.Черчилль).

Фразеологические единицы — устойчивые обороты в языке и 
речи. Употребляются в переносном значении. Например, в своих ре- 
чах А.Ф. Кони неоднократно использовал обороты: средь бела дня, бог 
знает, концы в воду, всплыть на поверхность, нечистый на руку, све- 
сти концы с концами, сживать со свету и др. Создают особую образ- 
ность судебной речи: рвать на себе волосы, умывать руки, делать из 
мухи слона и т.д.

 

С помощью риторического  вопроса, риторического восклицания, риторического обращения эмоциональность  высказывания может быть повышена, а внимание читателя или слушателя  привлечено к определенным частям текста  Теперь обратимся к следующим фигурам.

Умолчание – фигура, предоставляющая читателю или слушателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Прекрасный пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и сильные чувства, представлен в стихотворении Бунина:

Еще примеры умолчания  в прямой речи— из «Дамы с собачкой» А. Чехова.

Анна Сергеевна:…Мне, когда  я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше, ведь есть же, — говорила я себе, — другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить…Любопытство меня жгло…

Гуров: Но поймите, Анна, поймите… — проговорил он вполголоса, торопясь. —Умоляю вас, поймите…

Парцелляция и эпифраз относятся к структурно-графическим выделениям. С помощью этих фигур внимание читателя обращается на один из компонентов высказывания, который в общем потоке речи мог бы остаться незамеченным. Как и другие фигуры речи, парцелляция и эпифраз тесно связаны с пунктуационным оформлением в письменном варианте текста, в устной форме им помогает интонация.

Парцелляция— в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания читатели и придания им нового звучания: «Процесс пошел. Вспять?»

«Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали  его ждать».

«На дворе осень. Поздняя».

Эпифраз, или присоединение,— добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению: «Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?»

Эпифраз не только помогает расставить логические акценты, но и добавляет информации.

 

 

§ 2. Интонационная  выразительность речи

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с  которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано…

Фридрих Ницше 

Как известно, выразительность  – важнейшее коммуникативное  качество речи. Под выразительностью понимаются такие ее особенности, которые  позволяют усилить впечатление  от сказанного или написанного, вызывать и поддержать внимание и интерес  у адресата. Выразительность –  это свойство сказанного или написанного  своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Речь называют выразительной, если она  воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес  слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия. И в устной, и в письменной форме употребления языка главные ресурсы выразительности содержатся в лексике и фразеологии, располагают такими ресурсами также морфология и синтаксис.

Звуковая сторона устной речи играет важную роль, вот почему даже блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если произнесена  невыразительно, с запинками и  речевыми ошибками. Для того, чтобы придать выразительность речи и сделать ее более убедительной необходимо познакомиться с техникой речи, которая включает:

    • фонационное дыхание, которое дает силу голосу;
    • голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью;
    • дикцию – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков;
    • интонацию – ритмико-мелодичное и логическое членение речи;          
    • фонетическую культуру - правильное ударение в словах и правильное произношение слов.

 Несмотря на то, что  интонация прежде всего характеризует  звучащую речь, письменный текст  тоже всегда «звучит» для авторов  и озвучивается— реально или мысленно —читателем. Для передачи интонации на письме —пусть и несколько условно и ограниченно — служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе автор письменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл.

Но все они сходятся в одном: интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и  то же предложение, произнесенное с  разной интонацией, приобретает иной смысл.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена  фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме  того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и  собеседнику, о его характере  и даже о профессии. Интонация  играет особую роль в рамках целого текста: различными образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя  вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического  воздействия на слушателя. Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.

Интонация(от лат. intonare — громко произношу) —звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

В высказывании интонация  выполняет следующие функции:

- различает коммуникативные  типы высказывания– побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию(подразумевание);

- различает части высказывания  соответственно их смысловой  важности, выделенности;

- оформляет высказывание  в единое целое, одновременно  расчленяя его на ритмические  группы (синтагмы);

- выражает конкретные  эмоции;

- вскрывает подтекст высказывания;

- характеризует говорящего  и ситуацию сообщения.

- различным образом окрашивает  тексты разных стилей и жанров;

- является активным фактором  эмоционально-эстетического воздействия  на слушателя;

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование  этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального  контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.

Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Пауза — это продолжение разговора невербальными средствами, недаром существуют выражения «красноречивая пауза», «красноречивое молчание». Существуют различные классификации пауз. Так, некоторые ученые делят их на синтаксические и несинтаксические, среди которых выделяются паузы припоминания, умолчания и напряжения; паузы логические, психологические, физиологические. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

  • синтаксические, соответствующие на письме знакам препинания. Синтаксические паузы различаются длительностью: более длинная пауза на месте точки, более короткая — на месте запятой — этому нас всех учили еще в начальной школе. Кроме того, такие паузы используются в неполном предложении на месте пропущенного члена предложения: Вихрем мчится под водой головастик молодой. А за ним // еще пяток, а за ним // сплошной поток;
  • паузы хезитации, обдумывания. В процессе этой паузы говорящий старается подобрать слово, сформулировать мысли, найти новый аспект для обсуждения. Паузы возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе речевых средств. Иногда эта пауза заполняется жестами (прищелкивание пальцами), иногда — фразами типа Как бы это точнее выразиться? В принципе эти паузы не мешают восприятию речи, если речь не перенасыщена ими, напротив, редкое использование этого типа пауз способствует привлечению внимания слушателей, они вслед за говорящим пытаются подобрать, подсказать ему более точное слово или выражение. Опытные лекторы часто используют этот прием (провоцирование аудитории на подсказку с помощью имитирования паузы хезитации), чтобы активизировать внимание слушателей, чтобы проверить, насколько они внимательны. Кто-то из слушателей не постесняется подсказать вслух, кто-то пошевелит губами, произнося слово про себя, кто-то только подумает, а цель достигнута — все сосредоточились на содержании излагаемого материала;
  • пустые паузы — мучительные и плохо воспринимаемые слушателями. Во время этой паузы говорящий вспоминает текст, который знает нетвердо. Эти паузы заполняют речь людей малообразованных, не представляющих, о чем бы еще и какими словами сказать.

Таким образом, «при правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во многих отношениях, к тому же ее легко сделать. Тем более удивительно, что лишь немногие ораторы разумно ею пользуются. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания излишнеет, пусть и незначительная, оценка говорящего, а также эмоции говорящего по этому поводу. Оценка редко выступает в речи без эмоций, информация — вне того и другого. Например, эпидейктическая речь (основное содержание которой — оценка, «хвала и хула» по поводу предмета речи) не только оценивает, но и выражает и возбуждает эмоции, и нередко развлекает слушателей, и информирует, и содержит элементы аргументации. Самое главное — какое намерение преобладает.

Логические паузы отделяют один смысловой отрезок речи от другого, помогая уяснить смысл высказывания. Часто логическая пуза выстраивает перспективу высказывания. Например, «Господа судьи// Я приступаю к своей вступительной речи / завершающей первые выступления главных обвинителей на данном процессе / с полным сознанием / его величайшего исторического значения». Логически значимыми словами являются с полным сознанием его величайшего исторического значения, они выделены паузой.

Логические сегменты. Наиболее значимые стоят в конце высказывания и как-бы выстраивают перспективу. «Я обвиняю подсудимых в том / что объявив себя представителями вымышленной расы господ/ они всюду / куда проникала их власть / создавали режим  произвола и тирании/ режим / основанный на попирании элементарных основ человечности».

Повышениями и понижениями  голоса, увеличением или уменьшением  его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается  логическая мелодия фразы. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Степень повышения  или понижения голоса, а также  усиления или ослабления его зависит  от степени важности, значительности логического ударения. Психологические  паузы привлекают внимание к наиболее значимой части высказывания. Они  подчеркивают эмоциональные моменты, усиливают психологическое воздействие  речи. В предложении «Скоро / очень  скоро /вы удалитесь в совещательную  комнату / для того // чтобы постановить  приговор» паузы после слов в совещательную комнату акцентируют внимание всех присутствующих в зале суда на судьбе подсудимых.

 Интонация как средство выразительности. Будучи неотъемлемым атрибутом речи, интонация тесно связана с лексическими и синтаксическими средствами выразительности. Прежде всего — с фигурами речи, напрямую связанными с интонационным оформлением: риторическими вопросом, восклицанием, обращением; умолчанием, эллипсисом, парцелляцией, сегментацией, эпифразом.

Информация о работе Риторические и интонационные средства воздействия