Классификация типографских шрифтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:42, реферат

Описание

В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные – переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских.

Работа состоит из  1 файл

Комитет образования.docx

— 21.44 Кб (Скачать документ)

 

 

Комитет образования, науки  и молодёжной политики

Новгородской области

Областное государственное  Бюджетное образовательное учреждение 
 
среднего профессионального образования.

«БОРОВИЧСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ» 
Специальность 072501 
 
Дисциплина «рисунок» 
 
 
Петрова А.В. 
 
студентка группы №2131 
 
 
 
 
 
Реферат  

 
«Классификация типографских шрифтов»

 
 
 
 
 
 
 
г. Боровичи 
 
2013г.

 

 

 

 

Классификация типографских шрифтов

Все типографские шрифты условно можно разделить на:

  • Текстовые
  • Титульные
  • Акцидентные 

Текстовые шрифты — шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей — от 0 до 12 пунктов.

Титульные шрифты — шрифты более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые — как текстовые, вторые — как титульные.

Акцидентные шрифты — шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.

Классификация шрифтов  по ГОСТу

В государственном стандарте  на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные – переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими “нарушителями” стандарта оказались за пределами классификации. 
 
Гарнитуры – это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. В ГОСТе насчитывается около 40 типографских шрифтов, а в практическом обиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразить шрифтовое оформление периодических изданий. Таким образом, в соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:

Группа рублёных шрифтов 
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,

Букварная группа шрифтов 
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками  
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.

Группа медиевальных шрифтов  
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

Группа обыкновенных шрифтов  
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

Группа брусковых  шрифтов  
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

Группа новых  малоконтрастных шрифтов  
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

Группа дополнительных шрифтов  
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

В гос-ом стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные – переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими “нарушителями” стандарта оказались за пределами классификации.

Гарнитуры – это  подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному  той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. В ГОСТе насчитывается около сорока типографских шрифтов, а в практическом обиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразить шрифтовое оформление периодических изданий.

В превращении буквы  – схемы, графемы, в букву-образ  активно участвуют начертательные особенности шрифтов – их насыщенность, плотность, наклон и заполненность.

По насыщенности шрифты разделяют на светлые, полужирные и жирные. Степень насыщенности определяет соотношение толщины штрихов и величины просвета между ними. В среднем эти соотношения характеризуются такими величинами: в светлых шрифтах – 1:6, полужирных - 1:2, в жирных – 1:1.

Плотность и пропорциональность шрифта образуют отношение ширины букв к их высоте. По этому признаку шрифты бывают нормальными с пропорцией 4:5, узкими – примерно 1:2, широкими – 1:1, а также сверхузкими и сверхширокими.

В печати общеприняты  прямостоящие буквы, но они могут  быть начертаны и с наклоном или  курсивом, имитирующим рукописный стиль  письма. Наклонные, курсивные, полужирные и жирные начертания шрифтов придают им выделительную функцию.

Особую разновидность  представляют декоративные шрифты, в  которых буквы обозначены контуром, заштрихованы, дополнены тенью или  комбинируются из контура, штрихов  и тени.

Зримо и выразительно шрифты различаются по высоте (кеглю) букв, измеряемой топометрическими единицами - пунктами (в пункте 0,376 мм). Самый  мелкий типографский шрифт, применяемый  в нашей печати, называется нонпарелью (6 п.). За ним следуют миньон (7 п.), петит (8 п.), боргес (9 п.), корпус (10 п.), цицеро (12 п.). Шрифты этих кеглей служат для набора текстов. С миттеля (14 п.) и терции (16 п.) начинаются титульные или заголовочные шрифты. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов (в квадрате 48 п. или 18 мм). На этом уровне они переходят афишно – плакатных.

 

Специальные шрифты

Кроме указанных выше шрифтов, имеются и другие, специальные, используемые для различных целей:  
 
Шрифты, буквы которых выполнены с просветом между контурными линиями (в некоторых шрифтах просветы делаются только в основных штрихах букв).  
 
Шрифты, буквы которых так или иначе связаны друг с другом: соединены штрихами, заходят одна на другую или объединяются общим контуром.  
 
Шрифты, благодаря своему рисунку производящие впечатление объемных.  
 
Шрифты, буквы которых украшены (расцвечены, иллюминированы) различными графическими средствами: штриховкой, заливкой, дополнительными штрихами, оттенениямй, декоративными элементами и т.д.

Классификация шрифтов  по назначению

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, рекламные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, картографические. 
Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.

В настоящее время пользователи имеют возможность использовать как растровые, так и векторные шрифты.  
Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер. 
В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемых наличием соответствующих шрифтовых файлов.

При выборе шрифтов в соответствии с их назначением, предъявляются  определенные требования к шрифтам:

Правильное использование  шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым, но экономичным, что характеризуется емкостью и  определяется средним количеством  знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе. С производственно-технологической  точки зрения среди требований к  шрифтам относят точность воспроизведения  графики шрифта в разных видах  печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при  получении оттисков в печатной машине. Под гигиеническими требованиями к  шрифту понимается его удобочитаемость. исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен. Результаты исследований также показали, что текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов; курсив читать труднее, чем прямое начертание; очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты "старого стиля" удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля "модерн" лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.


Информация о работе Классификация типографских шрифтов