История книжного дела зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание

Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества.

Содержание

Развитие книгопечатания в европейских странах……………….3
• Возникновение письменности и книгопечатания на востоке и в Западной Европе..…..3
• Инкунабульный период европейского книгопечатания…………………………………...3
Династии и издательские фирмы в XVI-XVII вв………………….5
• Деятельность Иоганна Гутенберга……………………………………………………….....5
• Изобретение книгопечатания………………………………………………………………..5
• Франция: семья Этъеннов, издательская марка……………………………………………6
• Выдающиеся европейские издатели XIX века……………………………………………..7
Начало книгопечатания в Северной Америке……………………..9
• Книгопечатание в Северной Америке в XVII – XVIII в…………………………………..9
Основные направления в книгоиздательстве…………………………………………...10
Производство и распространение книг………………………………………………….10
• Технический прогресс в области книгопроизводства в первой половине XIX века…...11
• Оформление книги в первой половине XIX века.…………………………………………13
• Развитие книгопечатной техники во второй половине XIX века………………………...13
• Основные направления в технике книгопроизводства и оформление книги в XX веке...14
Зарождение буржуазно-капиталистических отношений в книжном деле европейских стран…………………………………15
• Книга и прогресс в книгопечатании в XIX веке………………………………………….15
Появление новых типов издательско-книготорговых объединений…………………………………………………………..17
• Книгопечатание во Франции в 16 в……………………………………………………….17
• Книга Западной Европы в 16 в. Общий характер книжного дела.………………………18
Появление новых видов изданий………………………………..….19
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Иcтория Книжного Дела - Контрольная работа.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

 

Книга Западной Европы в 16 в. Общий характер книжного дела.

 

В первой половине XVI в. печатная книга впервые становится орудием политической борьбы. Весь XVI в. наполнен ожесточенной непрекращающейся борьбой классов. В самом начале века, сначала в Германии, а затем и в других странах Западной Европы, возникает общественное движение, получившее в истории название Реформации. Широкие слои населения ведут борьбу против церковного феодализма и влияния духовенства в общественной жизни. Деятели и вожди Реформации в своей борьбе против католической церкви и в горячей полемике различных группировок и направлений широко использовали возможности печатного станка. Печаталось множество полемических сочинений, памфлетов, речей, воззваний, появились замечательные сочинения, направленные против ограниченности и невежества служителей церкви.

Просветительные тенденции эпохи Возрождения привели к сильному развитию светской науки – гуманистической философии и экспериментального естествознания. В большом числе издавались объемистые сочинения по математике, астрономии, зоологии, ботанике, по истории и филологии. Выходили новые издания античных и средневековых авторов с комментариями современных ученых, а также книги современных авторов.

В первой половине XVI в. книгопечатание сделалось общераспространенным и общедоступным, и все течения мысли, общественные и политические движения находили отражение в потоке выходящих книг. Но и церковная цензура книг в этом столетии приобрела гораздо более универсальный и несравненно более суровый характер. Цензура, действуя рука об руку с церковными фанатиками, превратилась в грозный трибунал, уничтожавший неугодные книги на костре, а иногда вместе с книгами сжигавший и их авторов.

В 1559 г. был издан папский «Указатель запрещенных книг», неоднократно переиздававшийся в дополненном виде вплоть до нашего времени. Кроме церковной цензуры в XVI в. возникает и светская. В некоторых городах издаются указы, запрещающие печатать книги, в которых могут содержаться высказывания против короля, церкви и городских властей.

В начале XVI в. возникают крупнейшие издательские и типографские предприятия, постепенно поглотившие мелкие типографии. Развитие книжной торговли делает ненужным существование сотен мелких типографий в городах и монастырях. Крупные издательские фирмы существуют долгие годы, переходя по наследству от отца к сыну; приобретают известность большие семьи печатников. Такими крупными издателями были семья Мануциев в Венеции, семья Джунта во Флоренции; наибольшую славу приобрели семья Этьеннов в Париже и семья Плантенов в Антверпене.

Наряду с Парижем крупным издательским центром стал город Лион. Крупнейшим типографом-издателем Лиона был Себастьян Грифиус (1493–1556). Замечательным лионским издателем был Этьенн Доле (1509–1546).

Большим событием в истории книгоиздания Англии было основание двух типографий при старейших университетах: в Кембридже в 1583 и в Оксфорде в 1585 году. По сравнению с другими странами Зап. Европы книжная продукция Англии в XVI в. была невелика. В 1557 г. было официально утверждено лондонское общество писчебумажников, которое возникло в 1404 г. как гильдия переписчиков и продавцов книг. В него могли вступать также переплетчики книг, иллюминаторы и другие лица, причастные к книжному делу.

В области книжного оформления XVI в. дал много замечательного. Возникла теория рисования шрифта, в разработке которой принимали участие крупные художники: итальянец Лука Пачиоли, немец Альбрехт Дюрер, француз Жоффруа Тори, ученик Тори Клод Гарамон, который целиком посвятил себя изготовлению шрифтов.

Во всех странах Западной Европы в XVI в. достигло высшего расцвета искусство иллюстрации. В течение первой половины века безраздельно господствовала гравюра не дереве; во второй половине XVI в. начинает распространяться гравюра на меди, более дорогая, потому что она требует печатания иллюстраций отдельно от текста, но зато и более богатая по изобразительным возможностям. Первым ее начал широко применять Христофор Плантен.

Что касается типографской марки, то она в XVI в. стала помещаться на титульном листе.

 

Появление новых видов изданий

 

С развитием печатной индустрии, формат изданий принимал свою независимую форму в зависимости от его содержания.

Появились такие издания, как Памфлет, Брошюра, Энциклопедия и т.п.

Слово «Памфлет» появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации. Однако присущие памфлету как жанру черты – тенденционзность, злободневность, полемическая направленность – складываются ещё в древности в обличительных речах, т. н. диатрибах и инвективах.

Памфлет (от англ. pamphlet) – разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность – бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой.

В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere – бросаться, нападать) – поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде. «Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено». Инвектива обычно выявляет порочность всего рода, нечестивость предков, и Саллюстий издевается над Цицероном как над «новым человеком» и пришельцем в Риме. Цицерон ответил Саллюстию не менее резкой и оскорбительной инвективой.

Памфлет-инвектива – распространённая форма политической борьбы в Риме. В 61 г до н. э. после оправдания Публия Клодия в суде по обвинению в кощунстве, Цицерон выпустил в свет инвективу против Клодия, в 55 г – инвективу против бывшего консула Луция Кальпурния Писона. После самоубийства Марка Порция Катона в Утике Цицерон и Марк Брут выпустили в 45 г памфлеты под название «Катон» с прославлением его заслуг. Цезарь и его сторонник Авл Гирций ответили на них памфлетами под названием «Антикатон».

Памфлет был широко использован в буржуазных революциях XVII и XVIII вв. Хотя газеты уже существовали в это время, но издание их было монополией абсолютистского правительства. Они были скорее придворными торговыми бюллетенями. Политическая литературная борьба прокладывала себе путь через брошюры и листовки, при помощи которых П. и выходили в свет. В эпоху, предшествовавшую английской революции, чрезвычайную популярность получили памфлеты Мильтона (1608–1674) против епископов. Революционная мелкобуржуазная партия левеллеров (Лилльберн, 1614–1657) наводнила страну боевыми П. против монархии, помещиков и крупных капиталистов. Известна громкая слава Свифта (1667–1745) как автора П. «Письма суконщика» (Drapier Letters, 1724) и «Сказка бочки» (Tale of a Tub, 1704). Они были направлены против реакционного английского правительства. Дефо, громивший клерикальный обскурантизм в памфлете «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (The shortest Way with the Dissenters, 1702), поплатился позорным столбом и тюрьмой. Памфлетом пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмонд Борк (E. Burk, 1729–1797) прославился яркими памфлетами. В памфлете «Письма о цареубийственном мире» (Letters on a Regicide Peace, 1796) он требовал продолжения войны с Францией.

Новый вид памфлета создается в политической литературе французской революции XVIII века и занимает в ней большое место. Он получил богатое развитие ещё в предшествующую эпоху (напр. П., направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой лит-ры. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса «Что такое третье сословие»?…" (Qu’est-ce que le tiers état?.., 1789) – с историческими словами «что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать

Брошюра (фр. brochure, от brocher – сшивать) – небольшая книга, обычно без переплёта, в обложке.

Брошюра – это непериодическое текстовое книжное издание объёмом свыше 4, но не более 48 страниц, соединённых между собой ниткой при помощи шитья, скрепкой (скобкой), винтовой проволокой и др. Соединения скобкой могут быть нескольких видов: 1. обычное, с двумя дырками в корешке для каждой скобки; 2. с тремя дырками для каждой скобки, при этом соединении скобка вставляется в крайние дырки, концы скобки загибаются и заводятся в третью центральную дырку, при этом соединении концы скобок не царапают.

Брошюра-каталог позволяет получить полную информацию о товарах или услугах фирмы с использованием красочных фотографий, детального описания продукта и цены. Исполнение брошюр бывает самым разнообразным – от текстовых брошюр, напечатанных на газетной бумаге до полноцветных, выполненных в превосходном качестве.

Брошюра вмещает значительно большее количество информации, чем листовка или буклет и на столе адресата она живёт дольше. Выполненная на качественной бумаге, в хорошем цвете и переплетённая должным образом, брошюра по внешнему виду вполне может соперничать с иными глянцевыми журналами, являясь при этом значительно менее дорогим проектом. Такая брошюра может быть помещена не только в специальную папку, но и стать украшением книжной полки.

Энциклопедия (новолат. encyclopaedia (появилась не ранее XVI века) от др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία – «обучение в полном круге», κύκλος – круг и παιδεία – обучение). Редко использует название Циклопедия (новолат. cyclopaedia др.-греч. κύκλιος παιδεία – «круговое обучение») – приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круг дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее такое обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря). В широком понимании Энциклопедия представляет собой сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для широкого круга читателей.

«На самом деле, цель энциклопедии – собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас, с тем, чтобы труд предшествующих веков не стал бесполезным для веков последующих, и чтобы наши потомки, обогащённые знаниями, стали добрее и счастливее, и чтобы мы не канули в вечность, не сумев послужить грядущим поколениям.» - Дени Дидро.

Энциклопедия в том виде, в каком мы её знаем сейчас, появилась в XVIII веке. Образцом для неё послужил словарь. Словарь содержит только слова и их определения, давая читателю минимум информации и нередко не позволяя ему понять значение и применимость термина или как данный термин относится к более широкому кругу знаний. Чтобы устранить эти недостатки, энциклопедия глубже проникает в каждый освещаемый ею предмет и содержит обзор накопленного о нём знания. Энциклопедия часто содержит много географических карт и иллюстраций, а также библиографию и статистику.

Хотя сам термин «энциклопедия» вошёл в обиход только в XVI веке, энциклопедические труды известны с древних времён. Терминологические словари составлялись уже в Древнем Египте в период Среднего царства (2 тысячелетие до н. э.). Своды знаний составлялись и в Древнем Китае (XII—X века до н. э.). Энциклопедии были популярны в христианском мире в период раннего средневековья: на западе примером могут служить творения Исидора Севильского, на востоке — византийский словарь «Суда».

В зрелый период средневековья на западе Европы сложилось несколько видов энциклопедических трудов: зерцала (лат. speculum), компендиумы (compedium), суммы (summae), которые служили в основном учебными пособиями для студентов «низших» общеобразовательных факультетов университетов. Примером может служить труд доминиканского монаха Винцента из Бове (середина XIII века) «Bibliotheca Mundi» («Всемирная библиотека»), иначе «Великое зерцало» (лат. Speculum majus) — в 80 томах и трёх частях. До XIII века все подобные издания выходили на латыни, однако постепенно появляются и глоссарии — словари малоупотребительных слов и выражений.

 

Большой толчок энциклопедическая культура получила в эпоху Ренессанса в XIV—XVI веках, в том числе благодаря изобретению книгопечатания Иоганном Гутенбергом. В XVI—XVII веках появляется термин «энциклопедия» (а также «циклопедия») в его современном значении.

Хотя сама идея универсальной и общедоступной энциклопедии появилась еще до XVIII в., Циклопедия или универсальный словарь наук и искусств Чемберса (1728 г.), Энциклопедия Дидро и д’Аламбера (начало выпуска с 1751 г.), а также Энциклопедия Британника, Энциклопедия Брокгауза и другие энциклопедии того времени были первыми среди тех, которые имели вполне современный облик, привычный для нас. Их статьи были одновременно доступными по стилю изложения и глубокими по содержанию, систематически расположенными в предсказуемом порядке. Тем не менее, даже у ранней из них, энциклопедии Чемберса 1728 г., был предшественник, Лексикон Техникум Джона Харриса (1704 г.), который также по содержанию и названию представлял собой «Универсальный английский словарь искусств и наук, истоковывающий не только термины искусств, но и сами искусства.»

Информация о работе История книжного дела зарубежных стран