Жизнь и творчество Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание

Значительную роль и влияние на развитие мировой философии на рубеже XIX – XX вв. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, В. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.

Содержание

Введение
Жизнь и творчество Владимира Соловьева
Основные идеи философии Владимира Соловьева и их содержание
Концепция всеединства (Бога, Мира и человека)
Софиология: идея Софии, как всеобщей Божественной мудрости
Философия истории: идея прогресса и идея воскрешения всех. Учение о теократии
Русская идея В. Соловьева
Нравственная философия: оправдание добра. Идея богочеловека
Философия Владимира Соловьева и современность
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Философия - Диля.docx

— 55.42 Кб (Скачать документ)

Вся нравственность, с точки  зрения Соловьёва, покоится на фундаменте трёх добродетелей: стыда, жалости и  благоговения; все же прочие добродетели  вторичны по отношению к этим трём и являются лишь их частным развитием. Кроме того, стыд, жалость и благоговение суть атрибуты отношения человека к  вещам, занимающим различное по отношению  к нему положение: к тому, что ниже человека, равно ему и  выше его.

Стыд – проявление отношения  человека к тому, что ниже его; в  первую очередь это относится  к его плотской природе и всему, что с этим связано (во-первых, половой  стыд). Стыд – продукт борьбы двух начал в человеке: низшего, природно-животного, и высшего, разумно-духовного. Человек  стыдится всего, что принижает его  достоинство как разумного и  духовного существа, всего, что низводит его на низшие, сравнительно с ним, животные, стадии развития. Через стыд человек преодолевает в себе плотские начала. Например, такие добродетели, как целомудрие и мужество, по Соловьёву, суть проявления стыда.

Другая важнейшая добродетель  – жалость. Если стыд направлен на то, что ниже человека, то жалость  на то, что равно ему, то есть, в  первую очередь, на других людей. Жалость определяется Соловьёвым, как признание за другим его права на существование, уважение его достоинства и благополучия. Жалость заключается в отношении к другому как к равному себе и желании для него того же, чего желаешь себе. «Когда я жалею другого, - пишет Соловьёв, - … я только вижу в нём сродное мне, желающее жить и наслаждаться жизнью». Идея жалости есть идея правды и справедливости. Правда состоит в том, что все люди, несмотря на различия между ними, подобны между собою в главном. Справедливость заключается в умении мерить себя и других одной мерой и относиться к другим, как к себе.

И, наконец, благоговение –  третье основание нравственности, на котором зиждется отношение человека ко всему, что выше его. Благоговение возникает из признания человеком  того, что над ним существует некое  трансцендентальное начало, вызывающее духовный трепет. Соловьёв считает  его чувством естественного порядка, из которого проистекает религия  как верование (на этом, кстати, Соловьёв строит свою теорию возникновения религии  вообще).

Анализ существа добродетелей, и в первую очередь благоговения, приводит нас к вопросу о том, где Соловьёв полагал источник нравственности как объективной данности. «Добро от Бога» - даёт Соловьёв однозначный  ответ.

Полнота человеческого бытия  может быть представлена лишь абсолютным, ни чем не обусловленным добром, ведущим к абсолютному совершенству и сочетающим в себе добро, благо  и блаженство. Высший порядок мироздания и всё многообразие мира существует соответственно замыслу Творца. А  поскольку замысел добр, то его  реализация есть одновременно реализация добра. Таким образом, процесс нравственного  совершенствования человека и человечества обеспечен поддержкой высшего начала, которое и является объектом благоговения для человека.

Достижение всеобъемлющего Добра есть богочеловеческий процесс, в котором не может быть абсолютизирована ни одна из сторон, ибо он совершается  совместными усилиями и взаимодействием  Бога и человека. Задача человека в  том, чтобы не исказить и не разрушить  замысел, но всячески содействовать  его реализации.

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек открыл людям царство Божие".

     Человек выступает определенной связью между божественным и природным миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит «в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному Добру, то есть Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства.

 

 

 

    1. Философия Владимира Соловьева и современность

Что говорит современному человеку имя Владимира Соловьева? Кто-то вспомнит его стихи. Чего-то слышали. Идеалист какой-то. В общем-то немного. Есть, конечно, специалисты по Соловьеву, но не об них речь.

Соловьев принадлежит к старшему поколению тех мыслителей рубежа веков, которых коммунистический режим  всячески замалчивал. В него входят такие личности как свящ. Павел Флоренский, свящ. Сергий Булгаков, свящ. Георгий Флоровский, Николай Бердяев, Семен Франк, Георгий Федотов и др. Можно даже сказать, что В.С. Соловьев был в большой степени их духовным и интеллектуальным отцом. Многие из них в 1922г. были высланы из России, те, кто не уехал, погибли в сталинских лагерях (П. Флоренский, Л. Карсавин). В России их книги не издавались, их не изучали в школах и институтах, а если их имена и упоминались, то с каким-нибудь хлестким эпитетом, они были "не наши". В последнее время кое-что из их работ, в том числе и В.С. Соловьева, переиздано в России, но по-настоящему они в российскую культуру так и не вошли, хотя они этого заслуживают не менее, чем многие из привычных нам имен.

В.С. Соловьев, говорил А. Мень, подобно Ломоносову, соединил в себе всё. Он был не только философом, но и незаурядным поэтом, литературным критиком, переводчиком Платона (лучшего перевода на русский язык "Протагора" пока нет), публицистом, общественным деятелем. Ему принадлежат 60 словарных статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Его статьи о Пушкине, Лермонтове, Тютчеве, Достоевском, А.К. Толстом, Фете и Полонском показывают, чем может быть литературная критика при религиозном подходе, какие новые глубины при этом открываются. Его влияние на русский символизм, на Блока известно.

В.С. Соловьев рано проявил необычайные способности к философии. Уже в 21 год, после окончания Московского университета и года вольнослушательства в Духовной Академии в Сергиевом Посаде (под Москвой), он 24 ноября 1874 года в Санкт-Петербургском университете успешно защищает магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)". Позже появятся: "Критика отвлеченных начал" (Докторская диссертация,1880), "История и будущность теократии" (1887), "Смысл любви" (1892-1894), "Оправдание добра" (1894-1897), "Три разговора" (1900).

Актуальность философии Соловьева  в наши дни, попробуем рассмотреть  на следующем примере.

Что должен сделать человек в  своей жизни ( с точки зрения рационального)? Что он должен осуществить, сотворить? Из множества ответов на этот вопрос выберем один: Посадить дерево. Построить дом. Родить ребенка.

На самом деле, категории Дерево, Дом и Ребёнок, это не простые  слова, с неба свалившиеся, это философские  категории, что мы сейчас и докажем. Дерево – есть Красота, и это отрицать нельзя, причем дерево это Природный  мир. Дом – есть Благо, можно даже сказать, что материальное благо, создаваемое  человеком и для человека, следовательно, это ещё и Человеческий мир. Ребёнок  – Любовь, как результат человеческой любви, в него мы вкладываем свою душу, свою любовь, отдаем ему все и  обожествляем его. Для нас ребёнок  есть Бог. Следовательно это Божественный мир. Попробовав объединить все три мира, мы получаем понятие Семья.

Ребёнок с возрастом переходит  в категорию Человек. В течении жизни, постигая Истину, пронизываясь Софией, он понимает свое предназначение: Посадить дерево. Построить дом. Родить ребенка.

Причем, "Абсолют осуществляет благо  через истину в красоте", мы видим наглядным образом.

Все его идеи актуальны и сегодня. Например, описывая препятствия, стоящие  на пути духовного освобождения России, Соловьев отмечает: “Государственная идея, высокая сама по себе и крепкая  в державном источнике ее, в  парктике жизни приняла исключительно форму “начальства”. Начальство сделалось все в стране”. Разве не тоже самое мы видим в сегодняшней уже “”демократической” России?

Владимиру Соловьеву принадлежит  особое место в истории русской  философии. Он стал родоначальником  целого направления, школы русской  идеалистической философии, вслед  за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в философии  Владимира Соловьева соединились, казалось бы, несоединимые тенденции. Философия исходила из признания  единосущного начала, имеющего два  полюса, каждый из которых равно  значим и велик. Его идеи поражают безоглядной верой в прогресс, в науку, в богоизбранность русского народа наряду с глубоким ощущением нарастающей опасности гибели и уничтожения. Соловьев призывает человечество опомниться и остановиться, протянуть друг другу руки в понимании своего глубокого бытийного единства.

Идея всеединства - органического  соединения максимально развитого  личностного начала с всеобщим, одухотворения  материального, грубого мира по-новому прочитывается в настоящее время, когда перед человечеством стоит  угроза самоуничтожения, когда разворачивается  и углубляется экологический  кризис. Русская же идея чрезвычайно важна сегодня, когда ведется поиск основ для духовного возрождения нации, для отыскания ею нового мира в столь сильно изменившемся, но все-таки цельном мире. Может быть, есть смыл поискать ответы на самые злободневные вопросы, стоящие пред сегодняшней Россией в работах великих соотечественников непростительно надолго забытых? Если бы русские чувствовали ту моральную ответственность перед Богом и историей, о которой говорит Владимир Соловьев, то не было бы Чечни и много другого. Великие идеи потому и велики, что они вечные. Идея национального возрождения на основе глубоко воспринятой идеи ценности других культур и народов, поиск таких способов объединения, которые не предполагали унижения, подавления, порабощения одного народа другим, постепенное, медленное, естественное движение к всеобщему единству - такой путь обозначил Владимир Соловьев для России.

 

Список использованной литературы

    1. В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. М., 1988-89,
    2. стр. 111-135, 189-194.
    3. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Владимира Соловьева// Сборник первый о Владимире Соловьеве. М., 1911, стр. 3-7, 85-89.
    4. История философии. Запад-Россия-Восток. Часть 2, М., 1996, стр. 45-57, 134-147.
    5. В.В. Сербиенко. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. М., 1994, стр. 5-10, 13-17, 111-119.
    6. “Логос”, М., 1991 № 2, стр.91-99.
    7. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999. – с.544.
    8. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели.// Вопросы философии. – 1995. – №7. – с.59-78.
    9. Кокановский В.П. Владимир Соловьев о диалектике мышления и "практической жизни".// Известия в высших учебных заведениях. Северо-Кавказский регион. – 1993. – №3 – с.129-141.
    10. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева.// Вопросы философии. – 2000. – №3. -с.104-135.

 

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество Владимира Соловьева