Жизнь и творчество Пифагора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 21:47, реферат

Описание

Учение Пифагора известно нам лишь в пересказах древних философов. Они не могут дать полного представления об этом человеке и его учении, но из этих малочисленных, отрывочных сведений мы можем судить, насколько умен был этот человек, и его знания математики - лишь частица знаний, которую он не смог оставить будущим поколениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1.Биография Пифагора и его школа 7
2.Пифагорейская теория чисел 10
3. Пифагорейская астрономия 18
4. Символические афоризмы Пифагора 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Кон - пифагор.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

      Пентада есть символ Пироды, потому что, будучи умножена сама на себя, она возвращает при этом свое исходное число как последнюю цифру в произведении, точно так же как зерна пшеницы проходят через Природный процесс и воспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственного роста.

      Гексада, 6, представляет сотворение мира. она называлась пифагорейцами совершенством всех частей. Она является символом женитьбы, потому что образует союз двух треугольников, женского и мужского. Ключевыми словами к гексаде являются следующие: «время»,  поскольку она является измерителем длительности; «панацея», потому что здоровье есть равновесие, а гексада есть равновесное число.

    Гептада, 7, называется пифагорцами числом «религий», потому что у многих древних народов  она является священным числом.

    Пифагор придавал большую важность числу 7, которое, состоя из 3 и 4, означает соединение человека с божеством, изображение закона эволюции. Мистическая природа человека состоит из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы, которые символизированы в кубе, имеющем шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней – это направления частей света или же направления шести стихий: зимли, воздуха, огня, воды, духа, и материи. В середине стоит 1, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: «Центр – отец всех направлений, измерений и расстояний».

    Огдоада, 8, была священной, потому что это  число первого куба, который имеет 8 вершин и является четно-четным числом, наиболее близким к 10. Восемь делиться на две четверки, каждая четверка на двойки, каждая двойка делиться на единицы, таким образом восстанавливая монаду. Слова «любовь», «совет», «расположение», «закон» и «согласие» являются ключевыми к огдоаде. Огдоада заимствует свою форму от двух переплетенных змей на Кадуцее Гермеса и частично от извилистого движения небесных тел.

    Эннеада, 9, есть первы квадрат нечетного  числа. Эннеада ассоциируется у  пифагорейцев с ошибками и недостатками, потому что ей не достает до совершенного числа 10 одной еденицы. Она называется числом человека из-за девяти месяцев его эмбрионного развития. Эннеада – это и безграничное, и ограниченное число. Безграничной она называется потому, что за ней ничего нет. Кроме бесконечного числа 10. Ограниченной – так как собирает все цифры внутри себя.

    Декада, 10, образуемая из сложения первых четырех  чисел и заключающая в себе число 7, есть самое совершенное число, число всех вещей, архетип Вселенной. Пифагор говорил, что декада выражает все начала божества, слившихся в одном единстве. Она называлась и небом, и миром.Декада объемлет все арифмитические и геометрические пропорции. Она совершенствует все числа и объемлет в своей природе четные и нечетные, добрые и злые. Поэтому декала есть природа числа, так как все народы приходят к ней, и когда они приходят к ней, они возвращаются к монаде.

    Мистика цифр оказалась живучей и дожила до наших дней. Много веков спустя после смерти Пифагора церковники изобрели «чертову дюжину», объявили 12 знаком счастья, а 666 нарекли числом зверя.            

    3. Пифагорейская астрономия 

    Согласно  Пифагору, положение каждого тела во вселенной определяется его достоинствами. Бытовавшая в его дни концепция  говорит о том, что Земля занимает центральное положение в солнечной системе, что планеты, включая Солнце и Луну, движутся вокруг Земли, что Земля плоская и квадратная. В противоположность этому, не обращая внимания на критику, Пифагор говорил, что огонь является наиважнейшим из всех элементов, что центр является наиболее важной частью каждого тела и что точно также, как огонь Весты находится в середине  дома, так и середина Вселенной представляет  пылающую сферу небесного сияния. Этот центральный шар он назвал  Замком Юпитера,  или Шаром Единства, Великой Монадой, или Алтарем Весты.  Так как число 10, будучи священным, символизирует сумму всех частей и  завершенность всех вещей, для  Пифагора было вполне естественным разделить Вселенную  на десять сфер, символизируемых десятью концентрическими окружностями. Центр этих окружностей был в центре шара Божественного Огня;  затем шли семь планет, Земля, еще одна таинственная  планета, называемая  Антихтоном, которая никогда не бывает видимой.

         Существуют  различные точки зрения  на природу  Антихтона.  Клемент  Александрийский полагал, что он представляет массу небес,  другие же полагали, что он есть Луна.  Более вероятно, что это была таинственная восьмая  сфера древних, которая двигалась по той же самой орбите, что и Земля, но которая была всегда скрыта  от Земли Солнцем, будучи все время точно  противоположной Земле на орбите.  Не есть ли это та самая Лилит,   о которой столь долго спорили астрологи?

         Исаак Майер  утверждает следующее  :  “ Пифагорейцы полагали, что  каждая звезда была миром с   окружающей ее атмосферой из эфира” (см. “Каббалу”). Ученики Пифагора высоко чтили планету Венеру, потому что она была единственной планетой, достаточно яркой, чтобы отбрасывать тень.  Как утренняя звезда Венера была видна еще до восхода солнца, а как вечерняя звезда она сияла сразу   после солнечного заката. Из-за этих свойств ей давалось древними много имен.  Будучи видимой в небе при закате,  она называлась Vesper,  а поскольку она всходила перед солнцем , она называлась ложным светом,  утренней звездой или Люцифером, что означает носитель света. Из-за этого отношения с солнцем планета также называлась Венерой, Астартой, Афродитой, Исидой и Матерью Богов. В некоторые времена года на некоторых широтах серп Венеры  можно видеть без телескопа. С этим фактом можно связать часто встречающееся  изображение античной богини с серпом, и нужно иметь в виду,  что фазы Венеры не совпадали с фазами Луны.  Точное знание астрономии, которым обладал Пифагор, он,  без всяких сомнений,  заимствовал из египетских храмов,  потому что их жрецы прекрасно понимали истинное соотношение небесных тел за тысячи лет до того,  как это знание было открыто непосвященному миру. Именно факт,  что приобретенное им знание позволило ему делать утверждения, потребовавшие для своей проверки две тысячи лет, является причиной того, почему Платон и Аристотель столь высоко ценили глубину древних Мистерий.  Среди научного невежества, без помощи современных инструментов, жрецы-философы открывали истинные основы динамики Вселенной.

         Интересным применением Пифагорейской доктрины геометрических тел было  расширение ее Платоном в его “Каноне”. “Почти все старые философы, - говорит анонимный писатель, -  изобретали гармоничные теории Вселенной, и эта  практика продолжалась до тех пор, пока не умер этот способ философствования”. Кеплер ( 1596г.) для того, чтобы продемонстрировать платоновскую доктрину, что Вселенная состоит из пяти правильных тел, предложил следующее правило: “ Земля есть круг  , измеритель всего. Вокруг него описывается додекаэдр. Описывающим его кругом будет Марс. Вокруг Марса описывается тетраэдр , и  сфера, его описывающая, будет Юпитером. Вокруг юпитера описывается куб,  и сфера вокруг него будет Сатурном. Теперь впишем в Землю икосаэдр, и круг внутри него будет Венерой.  Впишем в Венеру октаэдр, и круг внутри него  будет Меркурием” (Misterium Cosmographikum”. 1596). Это правило не может рассматриваться  серьезно как утверждение о  действительных пропорциях Вселенной, поскольку оно никак не совпадало с соотношениями, выведенными  Коперником в начале ХУ1 века. И все же Кеплер был очень горд своей формулой и говорил, что ценит ее больше, чем  курфюршество Саксонии. Оно также  высоко ценилось двумя видными авторитетами, Тихо Браге и Галилеем, которые, очевидно, понимали его. Кеплер же сам никогда не дал ни малейшего намека на то, как интерпретировать его драгоценное правило. Платоновская астрономия не имела дела с  материальными составляющими небесных тел, но рассматривала звезды и планеты главным образом как фокальные точки Божественног7о разума. Физическая астрономия рассматривалась как наука о “тенях”, а философская астрономия - как наука о “реальности”.  
 
 
 
 
 
 

      4. Символические афоризмы  Пифагора

Ямвлих  собрал тридцать девять символических  изречений Пифагора и дал им интерпретацию. Они были переведены с греческого Томасом Тейлором. Афористические утверждения были одним из любимых методов Пифагора и широко использовались в пифагорейском университете в Кротоне. Ниже приведены десять наиболее важных афоризмов с краткими объяснениями скрытого значения.

  1. ОТКЛОНЯЙСЯ ОТ ДОРОГ ИСХОЖЕННЫХ, ИСПОЛЬЗУЙ НЕХОЖЕННЫЕ ПУТИ.

Это надо понимать так, что тот, кто ищет мудрости, должен искать ее в уединении.

2. БУДЬ  ХОЗЯИНОМ СВОЕМУ ЯЗЫКУ ПРЕЖДЕ  ВСЕХ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ, СЛЕДУЯ ПРИ  ЭТОМ БОГАМ. 

Этот  афоризм предупреждает человека, что его слова вместо того, чтобы давать о нем подлинное представление, могут вводить других в заблуждение, и, когда есть какое-либо сомнение, что должно сказать, всегда лучше промолчать.

  1. ДУЕТ ВЕТЕР, ПОКЛОНЯЙСЯ ШУМУ.

Пифагор напоминает здесь своим ученикам о том, что Бог указует слушать голос элементов и что все вещи в Природе проявляются через гармонию, ритм, порядок или действо, приписываемое Богу.

  1. ПОМАГАЙ ЧЕЛОВЕКУ В ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТИ, НО НЕ ПОМАГАЙ В СЛОЖЕНИИ ЕЕ.

Следует учиться помогать старательным, но не помогать никогда тем, кто стремится избежать ответственности, - грех помогать ленивым.

  1. НЕ ГОВОРИ О ДЕЛАХ ПИФАГОРЕЙСКОГО УЧЕНИЯ БЕЗ СВЕТА.

Здесь мир предупреждается о том, что  не следует толковать Божьи тайны  и секреты науки без духовного  и интеллектуального просветления.

  1. ВЫЙДЯ ИЗ СВОЕГО ДОМА, НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ, ИНАЧЕ В НЕМ БУДУТ ОБИТАТЬ ФУРИИ.

Пифагор здесь предупреждает тех, кто  начав поиски истины и изучив некоторые  таинства , попытается вернуться на свой путь порока и невежества. Лучше  ничего не знать о Божественном, нежели изучить малость и остановиться на полдороге.

  1. КОРМИ ПЕТУХА, НО НЕ ПРИНОСИ ЕГО В ЖЕРТВУ, ПОСКОЛЬКУ ПОСВЯЩЕН ОН СОЛНЦУ И

ЛУНЕ.

Два великих  урока скрыты в этом афоризме. Первый заключается в том, что не следует  приносить в жертву богам живых  существ, потому что жизнь священна, и не следует разрушать ее, даже предлагая Богу. Второй заключается в предупреждении человеку, что человеческое тело, символизируемое здесь петухом, посвящено солнцу (Богу) и луне (Природе) и должно сохраняться как наиболее драгоценное средство человеческого воплощения. Пифагор предостерегал своих учеников от самоубийства.

  1. НЕ ПОЗВОЛЯЙ ЛАСТОЧКАМ СЕЛИТЬСЯ В СВОЕМ ДОМЕ.

Это предупреждение искателю истины, чтобы он не позволял проникать в свой ум блуждающим мыслям или же входить в свою жизнь  людям, не способным к духовному  изменению. Он должен окружать себя рационально мыслящими людьми и сознательными работниками.

  1. НЕ ПРОТЯГИВАЙ ОХОТНО СВОЮ ПРАВУЮ РУКУ НИКОМУ.

Это предупреждение ученику: следует иметь свой собственный  ум и не делиться мудростью и знанием (правая рука) с теми, кто не способен это оценить. Рука здесь представляет истину, которая поднимает тех, кто упал по причине невежества; но поскольку многие из таких павших вовсе не нуждаются в мудрости, они скорее отрубят руку, протянутую им. Только время может помочь в искуплении невежества людей.

10. ПОДНЯВШИСЬ С ПОСТЕЛИ, СГЛАДЬ ОТПЕЧАТКИ ТЕЛА.

Пифагор считал, что ученики, проснувшиеся от спячки невежества и пришедшие в  бодрствующее состояние разума, должны устранить все воспоминания о  своей бывшей духовной темноте. Мудрый человеку не оставляет позади себя форму, которую менее разумные могут принять за форму для изготовления идола.

Наиболее  знаменитым из всех фрагментов Пифагора являются “ Золотые стихи”, приписываемые  ему самому, хотя относительно авторства  тут имеются определенные сомнения. “Золотые стихи” содержат краткий вариант всей системы философии, которая лежала в основе образовательных доктрин италийской школы в Кротоне. Эти стихи открываются советом читателю возлюбить Бога, чтить великих героев и уважать духов природы. Затем человек призывается тщательно размышлять всю свою дневную жизнь и предпочитать сокровища ума и души земным накоплениям. Стихи также обещают человеку, что если он поднимет свою низшую материальную природу и будет культивировать самоконтроль, он будет замечен богами и соединится с ними, разделив с ними бессмертие. (Важно заметить, что Платон очень высоко ценил этот манускрипт Пифагора, который сохранился после разрушений в Кротоне.)  
 
 
 

      Заключение

      Личность  Пифагора, религиозного реформатора  и одного из величайших философов  Греции, была уже в V веке окружена легендой, и точные сведения о его жизни, учении и ранней судьбе основанного им союза крайне скудны. Он жил в VI в. до нашей эры, а биографии Диогена Лаэртского, Порфирия и Ямвлиха составлены в III и IV в. нашей эры, источники, на основании которых они написаны, относятся самое раннее IV в. до нашей эры. 
Пифагорейская философия – или, точнее, совокупность учений, носивших это название, – зародилась в VI в. до нашей эры и в III в. нашей эры растворилась в неоплатонизме. За время существования она неоднократно изменяла свое первоначальное значение. Первые два века приходятся на развитие старопифагорейской школы, и уже в этот период в ее среде намечаются значительные разногласия. Затем, во второй половине IV в., пифагорейское учение поглощается платонизмом, а сама школа продолжает существовать в виде мистической секты или религиозного союза, в котором научная деятельность теряется. Начиная с II в. пифагорейство возрождается, но это, по сути, совершенно другое учение, стремящееся объединить Платона, Аристотеля и стоиков в сборной схеме, которая выдается за подлинную философию Пифагора, вкладывается в якобы древние пифагорейские символы и развивается в большом количестве подложных сочинений, приписываемых Пифагору и ближайшим его ученикам. Почти все «пифагорейские» произведения, дошедшие до наших дней во фрагментах или известных только по заглавиям, принадлежат к этому периоду.

Информация о работе Жизнь и творчество Пифагора