Выбор в условиях неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:32, курсовая работа

Описание

Выбор экономической стратегии фирмы - одно из главных решений, принимаемых фирмой, если не самое главное. Неверное решение, принятое на основании недостаточных данных (о которых может быть никто и не знал, что они недостаточны), может привести к разрушению фирмы. Норберт Винер, основатель кибернетики, вообще трактовал проблему управления как уменьшение энтропии управляемых решений.

Содержание

Введение
1. Понятие условий неопределённости
2. Точка стратегического воздействия
3. Выбор экономической стратегии фирмы в условиях неопределённости
4. Психологические основы выбора в условиях неопределённости
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 31.27 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации  

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 ТЕХНОЛОГИИ  И ДИЗАЙНА» 
 

Кафедра экономической теории 
 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Микроэкономика» на тему: 

                            Выбор в условиях неопределенности 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнил: студент гр. (№ группы)

                                                            Фамилия, имя, отчество 

                                                             Преподаватель: должность

                                                             Фамилия, имя, отчество 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Санкт-Петербург

2011

План

Введение

1. Понятие  условий неопределённости

2. Точка  стратегического воздействия

3. Выбор  экономической стратегии фирмы  в условиях неопределённости

4. Психологические  основы выбора в условиях неопределённости

Заключение

Список  литературы          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Практически каждое решение принимается человеком  в условиях неопределённости, то есть недостатка информации о существующих фактах и вероятных будущих событиях. Данное утверждение относится и  к принятию решения фирмой. Покупает ли человек ботинки - он не знает насколько хорошие нити приобрёл производитель и как скоро последние порвутся. Поглощает ли фирма конкурента - она не знает насколько данные публичных отчётов соответствуют реальному положению дел в компании и не запретит ли данную сделку антимонопольный комитет.

Неопределённость  увеличивается в геометрической прогрессии с удалением предполагаемого  события во времени. А поскольку  всё, что касается стратегии, относится  к долговременному временному интервалу, то условия неопределённости в применении к стратегии приобретают исключительно  важное значение. Никто не может точно сказать, какими будут года через три параметры внешней среды фирмы, а ведь приспосабливаться к ним фирма должна начать уже сейчас.

Выбор экономической стратегии фирмы - одно из главных решений, принимаемых  фирмой, если не самое главное. Неверное решение, принятое на основании недостаточных  данных (о которых может быть никто  и не знал, что они недостаточны), может привести к разрушению фирмы. Норберт Винер, основатель кибернетики, вообще трактовал проблему управления как уменьшение энтропии управляемых решений.

Впрочем, если бы не было условий неопределённости, человек для принятия решений  не был бы нужен. Выбор из существующих альтернатив, даже имеющих вероятностный (но определённый!) характер, вполне может  осуществить компьютер на основании  разработанного алгоритма.

Человек же преодолевает условия неопределённости волевым решением, которое зачастую противоречит известным данным и тем не менее оказывается верным.

Именно  в условиях неопределённости на первое место выходят такие качества менеджера, как искусство и интуиция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие условий неопределённости

Прежде  чем учитывать условия неопределённости при выборе экономической стратегии, необходимо определиться, что она (неопределённость) представляет собой. Неопределённость - это "открытые задачи, в которых  принимающий решение не знает всей совокупности действующих факторов и должен сформулировать множество гипотез, прежде чем их оценивать". Ситуация неопределённости характеризуется тем, что выбор конкретного плана действий может привести к любому исходу из фиксированного множества исходов, но вероятности их осуществления неизвестны. Выделяют два случая: а) вероятности не известны в силу отсутствия необходимой статистической информации; б) ситуация не статистическая и об объективных вероятностях говорить вообще не имеет смысла (это ситуация чистой неопределённости в узком смысле). Именно чистая неопределённости наиболее часто встречается в экономике, ведь решения (особенно стратегические) принимаются каждой конкретной фирмой в уникальных условиях.

Неопределённость  следует отличать от риска. Под риском понимают ситуацию, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого  из этих исходов. Неопределённость же означает недостаток информации о вероятных  будущих событиях. Причём одна и  та же ситуация для одного человека может являться ситуацией риска, а для другого - неопределённости, причём она очень легкоможет перейти из одного вида в другой. Предположим, у нас есть урны двух типов: в урнах первого типа находится 5 чёрных и 5 красных шаров, в урнах второго типа - 9 чёрных и 1 красный шар. На каждой урне повешена метка, указывающая на тип урны. Пусть все урны находятся в одной комнате, а в другой находятся два человека. Один из них заходит в комнату с урнами и берёт одну урну наугад. Он не знает, какова вероятность вынуть из урны красный шар - ситуация неопределённости. Потом он смотрит на метку и узнаёт вероятности - ситуация риска. Затем он отрывает метку и выносит урну к другому человеку. Тот не знает вероятность вытащить красный шар. По поводу одной и той же урны эти два человека находятся в разных ситуациях - риска и неопределённости. Если же первому человеку сказать, что метки были наклеены как попало, и тип урны не обязательно соответствует типу метки, то снова оказался бы в ситуации неопределённости. Если бы метки в самом деле были приклеены таким образом, а человеку об этом бы не сказали, то он опять-таки находился бы в условиях неопределённости, хотя и считал бы, что находится в ситуации риска.

С этой точки зрения интересно сопоставить  неопределённость и так называемые "объективные законы развития". Последние утверждают, что общество, экономика развиваются по определённым законам. Однако можно ли говорить о какой-либо объективности в случае, когда неизвестны ни будущие события, не их вероятности. Возьмём, например, эффект Пигу. Данная цепочка абсолютно логична и, по идее, должна действовать. Ну а если человек не знает: что он вообще может взять кредит, что ставка процента снизилась, что в данной ситуации он может легче расплатиться за кредит. И разумные меры макроэкономического регулирования не дадут никакого (по крайней мере ожидаемого) эффекта.

Выделяют  следующие источники неопределённости:

* экономическая  среда;

* нормативно-законодательная  среда;

* технико-технологическая  среда;

* внутренняя  среда.

Можно выделить и другую классификацию  источников неопределённости. Она основывается на схеме анализа, описанной К. Боумэном в книге "Основы стратегического менеджмента" и дополненной Э. Гроувом в его бестселлере "Выживают только параноики":

Потенциальные конкуренты

Поставщики  Потребители

Конкуренты  Заменители

Возможность того, что то, что делает ваш бизнес

может быть сделано другим способом.

Всё, с  чем взаимодействует наш бизнес, служит источником неопределённости. Но основным источником, который оказывает  особо сильное ("десятикратное", "10Х" по терминологии Эндрю Гроува) влияние на организацию, является возможность удовлетворить потребность, на которой получает доход наш бизнес, принципиально иным способом.

Выделяют  следующие виды неопределённости:

1. Перспективная  неопределённость (появление непредусмотренных  факторов);

2. Ретроспективная неопределённость (отсутствие информации о поведении объекта в прошлом. В данном случае возможны три варианта: информацию можно восстановить, информацию можно восполнить перспективной, информацию нельзя ни восстановить, ни восполнить);

3. Техническая  неопределённость (невозможность предсказать  результаты принимаемых решений);

4. Стохастическая  неопределённость;

5. Неопределённость  состояния природы;

6. Неопределённость  целенаправленного противодействия  (возникает в ситуации конфликта  двух или более сторон, когда  какая-либо сторона не имеет  сведений мотиве и характере  поведения противника);

7. Неопределённость  целей (нельзя выбрать одну  цель или выбор неоднозначен);

8. Неопределённость  условий;

9. Лингвистическая  неопределённость (особенно значима  в условиях современной России, поскольку многие англоязычные  экономические термины не имеют  пока однозначного толкования  или вообще непонятны большинству);

10. Неопределённость  действий.

Необходимо  отметить, что неопределённость не есть что-то безусловно отрицательное для фирмы и она не должна обязательно снижать уровень неопределённости. Неопределённость затрудняет принятие решений фирмой, но она мешает и принятию решений конкурентов. Поэтому фирма может (и должна) сама создавать дополнительную неопределённость. Всякая ошибка конкурентов - предоставленная нам возможность. Соответственно "предприятие должно стремиться расширять собственные области решений и сужать аналогичные поля конкурентов".

Как же фирма может снизить неопределённость для себя? Основным приёмом, конечно, является получение дополнительной информации. Всего один бит информации уменьшает неопределённость вдвое. Но здесь встают другие вопросы: во-первых, сколько будет стоить эта информация, а во-вторых, сколько времени потребуется  для её получения. И здесь необходимо соблюдать баланс точность/время и точность/цена. Нет смысла получать очень точную информацию, если она будет стоить больше возможных потерь или к моменту получения полной информации момент для принятия решения будет упущен. Среди других приёмов "обороны" от неопределённости можно отметить создание зоны стабильности - это вертикальная и горизонтальная интеграция ("одна из целей и задач вертикальной интеграции - устранение неопределённости. Для обеспечения снабжения материалами и комплектующими изделиями, обеспечения сбыта товаров необходим контроль экономических процессов"). Другим методом является система резервов - привычной но не слишком эффективный способ. Одновременно и сама стратегия позволяет снять субъективную неопределённость, поскольку в ходе её формирования руководящий персонал определяет цели, критерии, мотивы деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Точка стратегического воздействия

Итак, неопределённость оказывает значительное влияние  на фирму и должна учитываться  при выборе экономической стратегии  компании. Но во много раз больше влияние неопределённости в точке  стратегического воздействия (SIP, strategic inflection point). Понятие точки стратегического воздействия (в отечественной литературе получила распространение аббревиатура SI-точка) было введено Эндрю Гроувом, СЕО корпорации Intel в его книге "Выживают только параноики", сразу ставшей бестселлером на Западе.

"Вещи, по отношению к которым я  имею тенденцию быть параноиком, весьма разнообразны, - пишет Гроув. - Я беспокоюсь о продуктах, чей жизненный цикл заканчивается, и о продуктах, выпущенных на рынок преждевременно. Я беспокоюсь о заводах, работающих недостаточно хорошо, и о том, что имею слишком много заводов. Я беспокоюсь о найме правильных людей и об ослабевающей морали. И конечно, я беспокоюсь о конкурентах. Я беспокоюсь о людях, вычисляющих, как делать то, что мы делаем лучше и дешевле и как отобрать наших клиентов. Но всё эти беспокойства бледнеют по сравнению с тем, что я чуствую в отношении того, что я называю точками стратегического воздействия".

Информация о работе Выбор в условиях неопределенности