Возникновение философии, её проблематика и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:07, контрольная работа

Описание

Первичный смысл слова "философия". Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология, этика, социальная философия. Методологическая, мировоззренческая, гносеологическая функции философии. Философия как способ экспликации смысла существующих форм и исторических типов культуры.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Философия.docx

— 35.46 Кб (Скачать документ)

В разные периоды истории  у разных мыслителей вопрос, что такое  философия, получал  различные ответы. Это происходило  по ряду причин. С  развитием человеческой культуры, практики реально изменялся  предмет философии, ее специфика. Да и  в рамках одной  эпохи рождались  различные варианты философского понимания  мира и жизни. Ну и конечно же варьировалось, перестраивалось самосознание философов - их понимание данного предмета, их «образы» философии, представления о ней. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, социальной практикой, духовной культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялась некоторая связь уходящих в прошлое и новых форм, обеспечивалось некоторое единство того типа духовной деятельности, который характеризует философскую мысль в отличие от всего остального. Гегель справедливо отметил: как бы различны ни были между собой философские системы, они сходятся в том, что се они - философские системы.

О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Их внимание на протяжении веков привлекала природа, о чем свидетельствуют даже названия многих философских трудов (например: Лукреций «О природе вещей»; Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах»; Д. Дидро «Мысли об истолковании природы»; П. Гольбах «Система природы»; Гегель «Философия природы»; Ф. Энгельс «Диалектика природы» и другие).

Именно  природу сделали  предметом изучения первые греческие  философы. При этом их интересовали не частности. Каждое конкретное наблюдение они старались  присовокупить к  пониманию волновавших  их принципиальных вопросов. Интересовали же их космогонические  и космологические  вопросы: возникновение  и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром философии  на ранних стадиях  ее развития, да и  позднее, было учение о первооснове  всего сущего, из которой все возникает  и в которую  все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание  явления означало сведение его к  единой первооснове.

Взгляды философов были неодинаковы. Вариативность решений, интеллектуальное «проигрывание» возможных ответов  вообще станет важной чертой философского подхода. Но при всей неоднозначности  и видоизменениях позиций сохранялась  основная задача: связать  фрагменты человеческих знаний воедино. Тем  самым проблема первоначала  смыкалась с другой волновавшей философов  проблемой: единого  и многого. Поиск  единства в многообразии мира выражал характерную  для философской  мысли задачу синтеза  человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступила  как философия  природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись  за философской мыслью в течении многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменялись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может.

Постепенно  в сферу философии  вошли и стали  постоянным предметом  ее интереса вопросы  общественной жизни  людей, ее политического, правового устройства и др.

Это также запечатлелось  в названиях сочинений (например: Платон «Государство», «Законы»; Аристотель «Политика»; Т. Гоббс «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»; Д. Локк «Два тракта о государственном направлении»; Ш. Монтескье «О духе законов»; Гегель «Философия права»» Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; В.И. Ленин «Государство и революция»). Подобно натурфилософам, провозвестникам будущего естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для позитивных, конкретных социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и другие).

Философы  разрабатывали общее  понимание, теоретические  принципы более или  менее единого, без  выделения специализированных разделов, знания об обществе. Дифференциация этого знания, как  и выделение конкретных наук о природе, будут  происходить позже  уже на базе философской  проработки. Наряду с тщательным изучением, анализом общественных явлений философы много думали о  наилучшем устройстве общества, завещали последующим векам, поколениям найденные  ими гуманистические  идеалы разума, справедливости, свободы в качестве принципов общественной жизни людей.

Что же еще волновало  философов? Предметом  их раздумий неизменно  выступали и сам  человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство  и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. В греческой философии  поворот от космоса к человеку совершил Сократ, для которого главными философскими вопросами стали вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначения человека, природы знания, истины, справедливости, мужества и других нравственных добродетелей. Сократовский образ философии как жизнепонимания высоко ценил К.Маркс, назвавший этого мыслителя «олицетворением философии». Марксу была дорога позиция Сократа, поставившего проблему человека в центр философского внимания.

Проблематика, получившая свой импульс  от Сократа, заняла очень  важное место в  философии мысли, что отражено и  в тематике философских  сочинений. (Например: Аристотель «О душе», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Авиценна «Книга знания»; Р.Декарт «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Страсти души»; Спиноза «Тракт об усовершенствовании разума», «Разыскание истины», «Этика»; Т.Гоббс «О человеке»; Д.Локк «Опыт о человеческом разуме»; К.Гельвецкий «Об уме», «О человеке»; А.Н.Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии»; Гегель «Философия религии», «Философия морали», «Философия искусства» и т.д.)

Итак, предметом философских  размышлений (и неразрывно связанных с ними на первых порах научных  изысканий) стали  природный и общественный мир и человек  в их сложных соотношениях. Но ведь это основные темы и всякого  мировоззрения. В  чем же сказалось  своеобразие философии? Прежде всего в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.

Вместе  с тем тесная связь  ранних философских  учений с мифологией, с одной стороны, и элементами рождающейся  науки - с другой, затушевывала специфику  философской мысли, не всегда позволяла  ей проявиться отчетливо. Формирование философии  как самостоятельной  области духовной культуры со своими особыми задачами, не сводимыми, ни к каким бы то ни было прочим, продлится века. Соответственно растянется во времени и будет постепенно нарастать уяснение природы философии.

Первую  попытку выделить философию как  особую область теоретического знания предпринял древнегреческий  философ Аристотель (384-322 годы до н.э.). С тех пор многие мыслители задумывались над сложным вопросом «что такое философия?» (это, может быть, один из самых трудных философских вопросов) и вносили свою лепту в его уяснение. Пожалуй, первым приблизился к пониманию существа дела немецкий философ И.Кант (1724-1804). Новое, принципиальное значение несло в себе понимание предназначения философии, которое выработал К.Маркс (1818-1883) на основе открытого им материалистического понимания общества. Опираясь на взгляды этих мыслителей, мы и пытаемся дать представление об особой области знаний, мыслей, проблем, имя которой - философия.

ВЫВОД

Спецификой  древнегреческой  философии в её начальный период  является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis - природа). Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.  В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться  решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало - из чего все произошло.  
 

В период своего становления человеческое познание направлено “вовне”, на объективный  мир. И первые греческие философы стремятся  сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ: именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как “первонауки” к философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, - это переосмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.

Перенос акцента  в философском размышлении с  природы на человека означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой  проблематики. С того времени на передний план выходит проблема отношения  человека к миру. Подчеркивался субъективный характер человеческого бытия, его  влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная  с софистов и Сократа, философия  впервые формулирует основной мировоззренческий  вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим  является  не раздельное  рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Заключение

Список  использованной литературы 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2001. 
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. 
Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М.,1988. 
Баженов Л.Б., Морозов К.Е., Слуцкий М.С. Философия естествознания. М., 1966. 
Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993. 
Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7. 
Волков А.В. Наука в зеркале философской рефлексии. Петрозаводск, 2006. 
Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7. 
Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. 
Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.  
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000. 
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. 
Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980. 
Диалектика материального мира. Л., 1985. 
Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2000. 
Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1989.  
Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972. 
Коплстон Ф. История средневековой философии М., 1997. 
Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии . 1995. № 1. 
Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8-ми тт. М., 1963-1997. 
Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991.  
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. 
Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. 
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. 
Основы онтологии: Учеб. пособие / Под ред. Ф. Ф. Вяккерева, В. Г. Иванова, Б. И. Липского, Б. В. Маркова. - СПб., 1997. 
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.  
Проблема человека в западной философии. М., 1988.  
Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону. 1998. 
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х тт. СПб., 1994-1998. 
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.  
Сергеев А.М. Россия и мир. Петрозаводск, 1997. 
Сергеев К.А., Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука нового времени). Л.,1987. 
Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: Античная парадигма. Л., 1991. 
Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. М, 1991. 
Современный детерминизм, законы природы. М., 1973. 
Синтез современного научного знания. М., 1973. 
Соколов А.С. Проблема социальной реальности в классической и марксистской философии. Петрозаводск, 2002. 
Соколов В.В. Средневековая философия М., 1977.  
Философия и методология науки: Учеб. Пособие / Под. ред. В.И. Купцова. М., 1996.  
Философия техники: история и современность. М., 1997. 
Философия. Основные идеи и принципы: Попул. Очерк / Под общ. Ред. А.И. Ракитова. М., 1990. 
Чудинов Э.М. Природа научной истины М., 1977.

Информация о работе Возникновение философии, её проблематика и функции