Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:28, контрольная работа

Описание

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.
Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до н.э. Именно в это врем

Содержание

Введение 2
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии 3
2.Основные школы и направления древнекитайской философии 5
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия 7
Заключение 8
Список использованной литературы 9

Работа состоит из  1 файл

мой 4.docx

— 34.42 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                2

1.Основные направления  и школы древнеиндийской философии                  3

2.Основные школы  и направления древнекитайской  философии                   5

3.Объясните,  в противоречиях между какими школами и направлениями          развивалась Восточная философия                                                                     7

Заключение                                                                                                            8

Список  использованной литературы                                                                 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Философия Востока, в основе которой лежат направления  мышления, порожденные индийской  и китайской культурами, носит  название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить  временные и пространственные рамки  своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или  историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение  к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.

Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно - философскому мышлению.

Переход от мифа к философии был подготовлен  целым рядом факторов социального, экономического и духовного характера. Общие для всего Древнего мира предпосылки дали импульс различным  направлениям восточной философии.

В данной работе рассмотрим основные направления и  школы индийской и китайской философии. Так же раскроем в противоречиях между какими школами развивалась восточная философия, объясним их роль и значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  направления и  школы древнеиндийской  философии.

    В истории философии Индии выделяют несколько периодов. Остановимся на основных из них, заложивших  фундамент всей философии и составивших философскую классику индийской мысли и всей культуры, а именно  -  на ведийском ( XV - VI вв. до н.э)  и эпическом периодах (VI - II вв. до н.э.).

   Начало  формирования философского мышления  в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. В своих догматах брахманизм основывался на ведах (собраниях древнеиндийских источников, сборников и гимнов в честь богов). От слова «веды» происходит название периода индийской философии.

    Ведийская философия – это учения эпохи разложения первобытно-общинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ.  

Веды, как правило, включали в себя:

  • «священное писание», религиозные гимны («санхиты»);
  • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами);
  • книги лесных отшельников («араньяки»);
  • трактаты религиозно-философского характера («упанишады»), имеющие для философии первостепенное значение.

В эпический  период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. В индийском  обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное  производство, утрачивает влияние институт племенной власти и увеличивается  власть монархии. В это время эпические  поэмы «Рамаяна» (7 книг) и «Махабхарата»(13 книг)  служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени. Их разделяются на два обширных лагеря:  

  • неортодоксальные (настика): чарвака, буддизм, джайнизм
 

   Чарвака – материалистическое учение Древней Индии. Считается атеистической. Поздняя разновидность родственной философской концепции – локаяты, с которой иногда отождествляется.  Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Материя может мыслить. Смерть – конец всему. Девиз представителей это школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем. Эта философия отрицала роль интеллекта, разума в познании. 

   Буддизм возник в VIв.  до н.э.  (основатель Сиддхартха Гаутама). Характерной его особенностью является этико-практическая направленность, а центральным вопросом – бытие личности. В основе буддизма четыре благородные истины:

  1. существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием
  2. причина страдания – жажда жизни, ведущая через радости и страсти к перерождению
  3. существует освобождение от страдания, устранение причин страдания
  4. существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

В буддизме устраняется  различие между чувственной и  рассудочной формами познания и  устанавливается практика медитации. Медитация – сердцевина буддизма (подобно молитве в христианстве). 

   Джайнизм. Основателем считается Махавира Вардхамана (VI в. до н.э.). В центре этого направления – бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная и материальная. Связующим звеном является карма. Джайнизм признает два вида познания: несовершенное (основанное на опыте и разуме) и совершенное (основанное на интуиции). 

  • ортодоксальные (астика): миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика.
 

   Миманса была основана Джаймини. Ее целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает, прежде всего, жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Создатели философии  мимансы, как и представители  школы джайнизма верят в существование бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. 

   Веданта. Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него.

   Санкхья - философия дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. В ее основе лежит не текст Вед, а независимый опыт и размышление. Согласно учению этой школы, первопричиной мира является материя, природа, признается существование абсолютной  души. 

   Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосpедоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и пpактика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. 

   Ньяя создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства.  Объектами познания служат:  наше я, тело, чувства и их объекты.  

   Вайшешика. Согласно ей вещи постоянно изменяются, но в них имеются устойчивые элементы – шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны. Из них возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Движущей силой развития мира является бог, который действует в соответствии с законом кармы.  
 

  1. Основные  школы и направления  древнекитайской  философии.
 

   Китайская философия зарождается и складывается в период династий Шан (XVIII – XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI – III вв. до н.э.) Своими корнями она уходит в мифологическое мышление. С распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться философское мышление. Складываются представления о темном и светлом началах.

Во время периода  перехода к феодальному обществу в Китае возникла обстановка «соперничества всех школ» , давшая импульс развитию философской мысли. Перечислим главные шесть школ: 

  • Конфуцианство

Это философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения») – высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями. В центре учения Конфуция стоит человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное внимание он уделяет вопросам воспитания идеального человека. В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.  

  • Моизм

Эта школа была подобна строго построенной военизированной  организацией, члены которой неукоснительно соблюдали приказы ее главы.  Она получила свое название от имени ее основателя Мо-цзы.  Взгляды Мо-цзы на человека отличает редкий для древности дух демократизма и широкого гуманизма.

Любовь в рамках семьи Мо-цзы считал узкой и эгоистичной. По его мнению человек способен на большее, при определенном настрое он может любить все чужие семьи и как представитель одного народа даже может любить и уважать все другие народы. Ради общего блага надо относиться ко всем другим людям как к себе, человечество может и должно быть единой семьей.

Мо-цзы решительно выступал против конфуцианской концепции о «воле Неба», выдвинув теорию «отрицания воли Неба». Он говорил о человеческой активности, стремлении изменить существующий общественный порядок.  Этот период жизни Китая характеризовался смутами и волнениями.  

  • Легизм.

Учение школы  законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Главное воздействие на массы, по мнению легистов, необходимо осуществлять при помощи наград и наказаний. Перед  законом равны все, кроме правителя, который является единственным творцом  законов. Начиная с III в. до н.э. происходит легизма и раннего конфуцианства в единое учение.  

  • Даосизм.

Одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао-цзы. Дао (путь) – основной закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий людей. Фигура основателя даосизма обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Главный принцип управления этого направления заключается в недеянии.  

  • Школа сторонников  Инь и Ян

Инь и Ян в  Китае – два начала (духа). Ян –  это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь  – женское, темное и пассивное  начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать только в соединении своих сил. В IV-III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями – усин. Отношение между первоначалами характеризовалось двумя особенностями: взаимопорожением и взаимопреодолением. 
 

Информация о работе Восточная философия