Вненаучные формы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:45, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение вненаучного познания. Из поставленной цели следуют задачи:
- рассмотреть особенности вненаучного познания его типов;
- изучить вненаучные формы познаний и их развитие;
- рассмотреть социокультурные формы вненаучного познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика вненаучного познания……………………………………..4
2. Вненаучные формы познания………………………………………………..7
3. Социокультурные формы вненаучного познания………………………....13
3.1. Обыденное познание………………………………………………………….13
3.2. Философское познание……………………………………………………….19
3.3. Художественное познание………………………………………………….21
3.4. Религиозное познание…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Вненаучные формы познания.docx

— 51.53 Кб (Скачать документ)

     11) Паранормальное знание включает  в себя учения о тайных природных  и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями.  Самыми яркими представителями  этого типа знания считаются  мистика и спиритизм.

     Для описания способов получения информации, выходящей за рамки науки, кроме  термина "паранормальность" используется термин "внечувственное восприятие" (или "парачувствительность", "пси-феномены"). Он предполагает возможность получать информацию или оказывать влияние, не прибегая к непосредственным физическим способам. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и психокинез. ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение. Телепатия предполагает обмен информацией между двумя и более особями паранормальными способами. Ясновидение означает способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и т.п.). Психокинез - это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.

     В настоящее время исследование паранормального  ставится на конвейер науки, которая  после серий различных экспериментов  делает свои выводы.

     12) Девиантное и анормальное знания. Термин "девиантное" означает  отклоняющуюся от принятых и  устоявшихся стандартов познавательную  деятельность. Причем сравнение  происходит не с ориентацией  на эталон и образец, а в  сопоставлении с нормами, разделяемыми  большинством членов научного  сообщества. Отличительной особенностью  девиантного знания является  то, что им занимаются, как правило,  люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным причинам  выбирающие весьма расходящиеся  с общепринятыми представлениями  методы и объекты исследования. Представители девиантного знания  работают, как правило, в одиночестве  либо небольшими группами. Результаты  их деятельности, равно как и  само направление, обладают довольно-таки  кратковременным периодом существования.

     Иногда  встречающийся термин "анормальное  знание" не означает ничего иного, кроме  того, что способ получения знания либо само знание не соответствуют  тем нормам, которые считаются  общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Весьма интересно  подразделение анормального знания на три типа: а) первый тип возникает  в результате расхождения регулятивов здравого смысла с установленными наукой нормами. Этот тип достаточно распространен и внедрен в реальную жизнедеятельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а привлекает к себе внимание в ситуации, когда действующий индивид, имея специальное образование или специальные научные знания, фиксирует проблему расхождения норм обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуациях общения с младенцами и пр.); б) второй тип возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой; в) третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности [4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Социокультурные  формы вненаучного  познания

     3.1. Обыденное познание

     Стремление  изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно не только науке, но и  обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ее основе. По мере того как развитие практики опредмечивает в орудиях функции  человека и создает условия для  исчезновения субъективных и антропоморфных наслоений при изучении внешних  объектов, в обыденном познании появляются некоторые виды знаний о реальности, в общем-то сходные с теми, которые  характеризуют науку.

     Зародышевые формы научного познания возникли в  недрах и на основе этих видов обыденного познания, а затем отпочковались  от него (наука эпохи первых городских  цивилизаций древности). С развитием  науки и превращением ее в одну из важнейших ценностей цивилизации  ее способ мышления  начинает оказывать  все более активное воздействие  на обыденное сознание. Это воздействие  развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмпирическом познании элементы объективно-предметного отражения  мира.

     Способность стихийно-эмпирического познания порождать  предметное и объективное знание о мире ставит вопрос о различии между ним и научным исследованием. Признаки, отличающие науку от обыденного познания, удобно рассматривать согласно той категориальной схеме, в которой  характеризуется структура деятельности (прослеживая различие науки и  обыденного познания по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности).

     Тот факт, что наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих  стереотипов  производства и обыденного опыта, означает, что она имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное  познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически  сложившихся способах и видах  практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности.

     Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в  обыденном познании. Хотя наука и  пользуется естественным языком, она  не может только на его основе описывать  и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для  описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки  и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте  языкового общения, контролируемого  повседневным опытом. Наука же не может  положиться на такой контроль, поскольку  она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной  практической деятельности. Чтобы описать  изучаемые явления, она стремится  как можно более четко фиксировать  свои понятия и определения.

     Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных  с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно  развивается по мере ее проникновения  во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, термины «электричество», «холодильник» когда-то были специфическими научными понятиями, а затем вошли  в повседневный язык.

     Далее,  спецификой объектов научного исследования можно объяснить и основные отличия  научных знаний как продукта научной  деятельности от знаний, получаемых в  сфере обыденного, стихийно-эмпирического  познания. Последние чаще всего не систематизированы; это скорее набор  сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в ситуациях производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, еще не освоенные в производстве. Поэтому нужны специфические  способы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль над получаемым знанием и выводимость одних знаний их других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов  знания на другие, благодаря чему они становятся связанными  между собой, организованными в систему.

     Таким образом, мы получаем характеристики системности  и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной  познавательной деятельности людей.

     Из  главной  характеристики научного исследования можно вывести также и такой  отличительный признак науки  при ее сравнении с обыденным  познанием, как особенность метода познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное  познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых  каждый такой объект выделяется и  фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов, как  правило, не осознается субъектом в  качестве метода познания. Иначе обстоит  дело в научном исследовании. Здесь  уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежит  дальнейшему  изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Например, чтобы обнаружить короткоживущие частицы – резонансы,  современная физика ставит эксперименты по рассеиванию пучков частиц и затем  применяет сложные расчеты. Обычные  частицы оставляют следы-треки  в фотоэмульсиях или в камере Вильсона,  резонансы же таких  треков не оставляют. Однако когда резонанс  распадается, возникающие при этом частицы способны оставлять следы указанного типа. На фотографии они выглядят как набор лучей-черточек, исходящих из одного центра. По характеру этих лучей, применяя математические расчеты, физик определяет наличие резонанса. Таким образом, исследователю необходимо знать условия, в которых появляется соответствующий объект. Он обязан  четко определить метод, с помощью которого в эксперименте может быть обнаружена частица. Вне метода он вообще не выделит изучаемого объекта из многочисленных связей и отношений предметов природы. Поэтому, наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. Потребность в развертывании и систематизации  знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной целенаправлять научный поиск.

     Наконец, стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от их освоения в наличных формах производства и обыденного опыта  предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой  требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает  исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам  и методам оперирования с этими  средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, когда у него формируется и  развивается мышление в процессе общения с культурой и включения  индивида в различные сферы деятельности. Занятия наукой наряду с овладением средствами и методами предполагает также и усвоение определенной системы  ценностных ориентацией и целевых  установок, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны  стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых  объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от  получаемых знаний. Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции – выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира.

     Две основные установки науки обеспечивают стремление к такому поиску: самоценность истины и ценность новизны.

     Любой ученый  принимает в качестве одной из основных установок научной  деятельности поиск истины, воспринимая  истину как высшую ценность науки. Эта  установка воплощается в целом  ряде идеалов и нормативов научного познания, выражающих его специфику  в определенных идеалах организации  знания (например, требовании логической непротиворечивости теории и ее опытной  подтвержденности), в поиске объяснения явлений исходя из законов и принципов, отражающих сущностные связи исследуемых  объектов, и т.д.

     Не  менее важную роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны  в науке. Эта установка выражена в системе идеалов и нормативных  принципов научного творчества (например, запрете на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований научного поиска как условия освоения все новых  типов объектов и т.д.).

     Показательно, что для обыденного сознания соблюдение основных установок научной этики  совсем не обязательно, а подчас даже и нежелательно. Человеку, рассказавшему  политический анекдот в незнакомой компании, не обязательно ссылаться  на источник информации, особенно если он живет в тоталитарном обществе.

     В обыденной жизни люди обмениваются самыми различными знаниями, делятся  житейским опытом, но  ссылки на автора этого опыта в большинстве  ситуаций просто невозможны, ибо этот опыт анонимен и часто транслируется  в культуре столетиями.

     Наличие специфических для науки норм и целей познавательной деятельности, а также специфических средств  и методов, обеспечивающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного  формирования ученых специалистов. Эта потребность приводит к появлению «академической составляющей науки» - особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.

     В процессе такой подготовки будущие  исследователи должны усвоить не только специальные знания, приемы и методы научной работы, но и  основные ценностные ориентиры науки, ее этические нормы и принципы.

     В котле обыденного познания провариваются  такие ранние формы, как фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы. Там  же представлены религия и философия, политика и право, мораль и искусство, а также в той или иной мере наука. Но наука представлена лишь как "одна из...", а посему не является определяющей для обыденного познания, если его носитель профессионально  не представляет науку.

Информация о работе Вненаучные формы познания