Влияние ценностей конфуцианства на развитие современной экономики Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:53, реферат

Описание

Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств. Для многих из них этот кризис носил фатальный характер – с карты мира исчезли Югославия, ГДР, Чехословакия. Процессы дезинтеграции продолжают оставаться серьезнейшей проблемой и для многих других стран.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика учения……………………………..…………...4
Конфуций: история жизни……………………………………………………..4
Основные понятия учения: Жень, Ли, Вэнь…………………………………..5
Куль предков и нормы Сяо…………….………………………………………7

Глава 2. «Конфуцианский капитализм» в современном Китае……………………………………………………..…………………….………10
2.1. «Конфуцианский капитализм»….……………………………………………….10
2.2. «Антропоцентризм» в конфуцианстве как основа в управлении
Современным предприятием………………………………………………………….11
. Конфуцианство и путь становления человека на современном предприятии..15
Нравственная экономика по Конфуцию……………………………………….17
Заключение…………………………..………………………………………………...20
Список литературы…….…………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Конфуцианству 2.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

В Китае управление предприятием испытали большое влияние конфуцианской теории антропоцентризма, которая тесно связана с теорией антропоцентрического управления современным предприятием. В ней особое внимание уделено человеку, его месту и роли в управленческой деятельности предприятия. В конфуцианстве она разделяется на три уровня: Управлять чем? Конфуцианство отвечает: "Управлять человеком". Кто управляет? Конфуцианство отвечает: "Человек умственного труда управляет людьми". Лучше всего управлять каким образом ? Конфуцианство отвечает: " самым дорогим является согласие"

В конфуцианстве разработаны различные теории о "природе человека", которые тесно сочетаются с базовым понятием теории управления современным предприятием - "гипотезой о природе человека". В современном конфуцианстве считается, что в человеческой природе заложено и доброе и злое начало, которые составляют в ней одно целое. Человеческая природа чрезвычайно сложна. Философ эпохи Сун (960 - 1279) Чжу Си различал в человеческой природе три части: "естественная природа", "общественная природа", "духовная природа". Первая указывает на животное начало в человеке, связанное с его потребностями в еде и питье, половым влечением и т.п. Это низший уровень человеческой природы. Вторая обозначает социальное начало в человеке, которое связано с нормами межличностных отношений, моралью, сотрудничеством и т.п. Третья указывает на духовную жизнь человека, связанную с его мышлением, системой ценностей, эстетическим сознанием и т. п. Поэтому согласно современной конфуцианской теории антропоцентризма, в процессе управления обращается большое внимания на созидательное воздействие на человеческую природу. Акцент делается на проблемы соответствия модели управления особенностям человеческой природы.

2. "Дух целостности" конфуцианства  и коллективистская идея антропоцентрического  управления современным предприятием в Китае. Одна из специфических черт антропоцентричного управления современным предприятием в Восточной Азии заключается в большом внимание «духу коллективизма». Суть данного явления в том, что в процессе управления предприятием первоочередное внимание уделяется интересам коллектива. Индивидуальные ценности реализуются только через коллективные ценности. Преимущество отдается факторам коллективистским.

В западной культуре поведение индивида является саморегулируемым, а в восточной  культуре - регулируется другими. Саморегулируемая индивидуалистическая модель поведения обусловлена личными интересами человека, его привязанностями и представлениями. Регулируемая другими модель поведения человека обусловлена необходимостью исходить из привязанности к коллективу и его интересов. На поведение одного человека накладывают ограничения интересы представителей старшего поколения, своего поколения, наставников, родственников, начальников и подчиненных и т.п. Принцип этого заключается в поддержании гармонизированных отношений, лишенных конфликтов между сторонами.

Каковы же проявления восточноазиатского коллективизма? В процессе анализа  удалось выяснить, что дух коллективизма  в восточноазиатском регионе  проявляется в трех аспектах:

Первое. Общим для всей Восточной Азии является то, что управление макроэкномикой осуществлялось с помощью "силовых правительств". Условием развития экономики является наличие сильного правительства, действующего исходя из принципов современного экономического рационализма.

Второе. В каждой из стран Восточной  Азии при управлении экономикой на микроуровне осуществлялась модель управления -"соучастия всех сотрудников". В ее рамках каждый сотрудник различными способами получал возможность  участвовать в коллективном управлении, между сотрудниками и руководителями предприятия поддерживается тесный контакт.

Третье. Глубокое осознание сотрудником  подчиненности коллективу. Подчинение коллективу выражается в том, что при выполнении всякой работы сотрудник не представляет себя в отрыве от него. Он считает, что в любом случае на первом месте должны быть коллективные ценности.

Конфуцианство оперирует "целостным мышлением", которое можно также назвать системным мышлением, оно требует всестороннего рассмотрения какого-либо объекта. Это включает в себя учет всех частей в том порядке, в котором формируется объект. Между частями и целым, целым и его частями формируется механизм органических взаимосвязей. Рассматривая механизмы сведения частей в целое, для того чтобы постичь целое, сначала требуется понять его части. Поняв частное, можно постичь целое. Между целым и его частями существуют постоянные изменения. С этой точки зрения, любые объекты или явления должно рассматриваться с точки зрения их взаимосвязи и взаимовлияния. Любой объект или явление существует во взаимозависимости с другими объектами или явлениями. Они не существуют сами по себе.

В антропоцентрическом управлении при рассмотрении проблем управления применяется такое целостное мышление. С точки зрения целостного мышления, рассмотрение одного объекта или явления изолированно само по себе не имеет смысла. Это положение ярко проявляется в теории традиционной китайской медицины. Врачей в древнекитайской медицине называли "конфуцианскими врачами", что указывает на их связь с конфуцианством.

Коллективизм в Китае имеет  глубокие исторические корни. Коллективизм воспитал в китайцах следование норме "во имя общего забывать о личном, во имя страны забывать о семье". Поэтому в современных теориях  конфуцианского управления учитывается, что это имело и негативные последствия, поскольку приводило к тому, что китайцы готовы поступаться личной свободой и вплоть до рабского повиновения коллективу. Поэтому установление равновесия между коллективизмом и индивидуализмом - важнейшая тенденция в развитии культуры современного предприятия. Сейчас именно этот аспект оказывается в центре внимания.

 

 

    1. Конфуцианство и путь становления человека на современном предприятии

Суть хозяйствования на предприятиях Восточной Азии заключена в принципе "считать в качестве основы человека" (кит. ижэнь фэйбэнь). В Восточной Азии Япония была первой страной, где этот принцип хозяйствования доказал свою эффективность, что вызвало интерес у американских ученых, которые на основании его изучении создали теорию культуры предприятия.

Учение о "человеке", или "пути становления человека", в хозяйствовании на предприятиях Восточной Азии может  быть рассмотрено в трех аспектах: "путь поведения человека", "путь научного использования человека", "путь воспитания человека". На современных предприятиях Восточной Азии учение о «пути становления человека» неразрывно связано с основой культурной традиции стран Восточной Азии - конфуцианством.

1. Конфуцианство и "путь поведения  человека" на современном предприятии  в Восточной Азии и в Китае  в частности.

Понятие "путь поведения человека" подразумевает, принципы и нормы  поведения человека в отношении  к другим людям, а также искусство  создания и поддержания отношений  с другими людьми.  Основа этого  «пути» - постоянная саморефлексия.

Ядром конфуцианского самосовершенствования является постоянный самоанализ. Предприниматель должен постоянно обобщать свой и чужой опыт, извлекать из него уроки. Здесь использован принцип "каждый день спрашивать себя о трех вещах", высказанный учеником Конфуция Цзэн-цзы. Саморефлексия — это способ, благодаря которому человек может повлиять на свою изначальную природу, изменить ее к лучшему. В результате усердной саморефлексии положительных аспектов, как: "выполнять положенное дело"; "следуя естественности, хорошо относиться к людям"; "не поддаваться внешнему влиянию"; "каждый день добиваться новых достижений"; "превращать беду в счастье"; "сдерживать себя"; "сохранять сознание уравновешенным, ци гармонизированным"; "отличать правду от кривды"; "телесное и психическое здоровье"; «позволять каждому проявлять заложенные в нем способности». Кроме этого, предприниматель должен быть скромным и постоянно учиться, а также «строго относиться к своим словам» и «соблюдать осторожность в поступках», быть снисходительным и терпеливым.

Предприниматель должен быть высоко моральным человеком. Сейчас широко распространилось понятие «конфуцианский предприниматель». Это тот, кто обладает сравнительно высокой культурой  и высокими моральными качествами, способен, видя выгоду, думать о долге, а также добившиеся успеха предприниматели, которые вносят свой вклад в процветание общества.

2. Конфуцианство и «путь использования  человека" на современном предприятии  в Восточной Азии 

Еще одной важной составляющей «культуры  предприятия» является понятие «путь использования человека», которое включает в себя «принципы использования человека», «способы использования человека», «основные цели в использовании человека» и т.п. Общими в хозяйствовании восточноазиатских предприятий являются три категории - «мораль», «способности», «успех». «Мораль» указывает на моральные качества человека, «способности» - на способности, данные человеку от рождения и выработанные им в течение жизни, «успех» - это достижения в работе. Среди этих трех категорий на первом месте стоит «мораль».

Конфуцианский подход заключается  в использовании человека адекватно  его способностям. Успешность его  деятельности позволяет понять, насколько  способен тот или иной человек. «Если  нет успеха, значит, есть просчет».

            Конфуцианство и «путь воспитания человека» на современном предприятии в Восточной Азии. На предприятиях Восточной Азии при подготовке персонала действует принцип «хозяйствовать значит обучать», на каждом из них, как правило, существуют свои системы такой подготовки. Обычно они разделяются на две части: обучение до начала вступления в должность и обучение во время пребывания в должности. В первом важнейшими являются «идейное обучение» и «профессиональное обучение». Обучение же во время пребывания в должности - это долгосрочная стратегия обучения персонала.

 

    1.  Нравственная экономика по Конфуцию

При исследовании представления о  нравственной экономики в современном  Китае необходимо уделить особое внимание тому, как расставлены приоритеты на примере  конкретного предприятии  согласно учения Конфуция.

Цели предприятия не должны ограничиваться рамками предприятия, а должны соответствовать  целям общества, потому что предприятие  это один из общественных механизмов. Восточноазиатские предприниматели  считают, что стремление к прибыли является одной из важных задач предприятия. При этом, полученная прибыль должна быть «праведной». То есть получение прибыли должно осуществляться праведными методами, соответствовать моральным принципам торговли. Если использовать термин конфуцианства, то использовать «праведные методы» - значит выполнять "долг" (кит. и., некоторые китаеведы слово «долг» переводят как «справедливость», «долг-справедливость»). Праведные методы, это те методы, которые соответствуют деловой морали - не обманывать и не притеснять, не наносить вреда другим людям.  "Праведная прибыль" должна и праведно использоваться, способствовать общественному процветанию. Один из способов праведного распределим прибыли - уплата налогов. Неуплата налога - безнравственна. Другой важнейший способ - благотворительность. (3). Выделяют два вида выгоды - большая выгода и малая выгода.

Большая выгода считается первостепенной, малая - второстепенной. "Большая  выгода" - означает выгоду государства  и нации, "малая выгода" - выгоду предприятия и его владельца. "Большая выгода" -это общая выгода, "малая выгода" - это личная выгода.

Такая нравственная экономика пронизывает  весь процесс хозяйственной деятельности, при большом внимании к прибыли, не забываются и духовные аспекты. Люди стремятся не только к личной выгоде, но и к государственной пользе. Экономика стран Восточной Азии и Китая в частности объединяет в себе эти два подхода - так возникает нравственная экономика.

Концепция нравственной экономики  в Китае имеет непосредственное отношение к древнему конфуцианскому "спору о долге и выгоде", который ведется уже более двух тысяч лет. В конфуцианстве понятие "долг" указывает на нравственные ценности, а "выгода" - на материальные. Таким образом, отношение между "долгом" и "выгодой" - это по сути дела отношение между нравственно-духовными и материальными ценностями. Конфуций говорил: "Благородный муж (кит. цзюньцзы) думает только о долге, низкий человек (кит. сяожэнь) думает только о выгоде". "Долг" здесь - нравственность духа, это то, что возвышает "благородного мужа". "Выгода" - материальная выгода, это то, что неотъемлемо от образа "низкого человека".

Внутренняя суть содержания "спора  о долге и выгоде" в китайском  конфуцианстве заключается в  том, чтобы «с помощью долга ограничивать выгоду», а отнюдь не в утверждении того, что основное - долг, а выгода - второстепенное. Этот принцип содержит в себе нравственные и рациональные начала, которые заключаются в следующем: Занимаясь управлением необходимо подавлять собственные эгоистические желания. Тот, кто управляет не должен взимать с народа тяжелые налоги и обременять его поборами. Тот, кто управляет, не должен бороться с народом за выгоду. Те, кто управляют, должны исполнять свой долг, который и является выгодой.

В сфере экономики в странах  Восточной Азии и Китая в частности основополагающей является концепция «гармоничная целостность единства и соответствия долга и выгоды». Она соединяет дух капитализма с духом конфуцианства. "Истинная выгода", как и "нравственная выгода", основывается на представлении о "государственной выгоде". Так называемая "нравственная выгода" возникает на основе того, что "следует добиваться выгоды для своей компании, но одновременно следует добиваться государственной и общественной выгоды".

"Клановость" в конфуцианстве  и представления об общности судьбы на современных предприятиях Восточной Азии и Китая в частности.

Информация о работе Влияние ценностей конфуцианства на развитие современной экономики Китая