Виды и структура общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:23, реферат

Описание

Цель работы — рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путем выделения общественного сознания как знания об обществе — в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание — духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.
Задача философии — дать методологический ключ к познанию тех процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к его научному анализу.
Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.

Содержание

Введение 3
Общественное сознание: сущность, уровни, виды, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека. 4
Обыденное и теоретическое сознание 6
Общественная психология и идеология 7
Формы общественного сознания 9
Политическое сознание 11
Правосознание 12
Нравственное сознание 14
Религиозное сознание 15
Эстетическое сознание 16
Научное сознание 17
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Виды и структура общественного сознания.docx

— 98.55 Кб (Скачать документ)

Общественная  психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла. В общественной психологии как уровне общественного сознания доминирует не само по себе знание, а оценка действительности, отношение к этому знанию.

Общественная  психология выражает интересы различных  социальных групп, включая в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к тем или иным явлениям общественной жизни, чувства и настроения людей, социальных групп, сопровождающие любую общественную идею. Обыденное сознание и общественная психология, находясь на одном уровне общественного сознания, плотно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

Роль  общественной психологии в общественных движениях чрезвычайно велика, поэтому при выработке какой-либо политической стратегии очень важно учитывать общественную психологию — изучать настроения людей, уметь просчитывать их реакцию на те или иные политические акции.

Идеология — совокупность политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и  теорий. Будучи частью общественного  сознания, идеология определяется условиями  материальной жизни общества, отражает общественные отношения. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

Если  общественная психология возникает  из повседневной деятельности людей, то идеология создается идеологами, социальными мыслителями, политиками. Идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, однако их создатели-идеологи не всегда это осознают и не всегда принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Мыслитель, идеолог теоретически выражает то, к чему класс при

ходит практическим путем. В идеологии социальные группы осознают себя, свое место в обществе, свое отношение к другим группам.

В политике под «идеологией» понимается система  политических верований и убеждений, направленных на завоевание и укрепление власти. В этом контексте для достижения какой-либо цели, в том числе и инспирированной ложной идеей, подходят все мыслимые средства. Здесь можно отметить, что на современном этапе своего развития Россия оказалась и без идеи, и без идеологии. Являясь следствием ломки общественного сознания, сопутствующего радикальным изменениям общественного строя, подобная «идеологическая пустота» затрудняет развитие не только общественного строя, но и экономики.

В любом  своем проявлении общественная идеология  по существу или формально, правильно  или ложно, но всегда связана с  отражением потребностей всего общества, его целей, ценностей, идеалов, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология необходима, обязательна для любого общества — классового и неклассового, -«открытого»- или «закрытого». Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и их специфики, перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (как  на Западе, так и у нас) выступили  с идеей конца идеологии («идеологизация»). Это связывается ими либо с  «природной» ложностью идеологии, либо с окончанием противостояния капитализма и социализма. Однако идеология всегда была, есть и будет — пока существует общество как «совокупность людей», потребности и интересы которых она выражает.

Формы общественного сознания

Формы общественного сознания включают в  себя политическую идеологию, правовое сознание (право), мораль (нравственность), религию, науку, искусство (эстетическое сознание), философию и представляют собой различные способы духовного освоения действительности.

Тесно переплетаясь, формы общественного  сознания взаимодействуют друг с  другом, влияют друг на друга. К подобному  взаимодействию, и к собственно формам необходим исторический подход, потому что для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Если, к примеру, в эпоху феодализма доминирующей формой общественного сознания являлась религия, а все иные формы сознания либо подчинялись религии, либо в той или иной степени тяготели к ней (мораль, искусство), то в современном обществе на первый план выступают политическое, юридическое сознание, наука.

Каждая из форм общественного сознания отражает определенную сторону действительности: в политической идеологии отражаются межклассовые отношения, отношения между нациями и государствами, в морали — отношения людей друг к другу, отношение человека к коллективу и т. п. Помимо этого, каждая форма общественного сознания обладает и своими особенными средствами или способами отражения. Искусство отражает окружающую действительность в художественных образах, наука — в понятиях и законах и т. д. Формы общественного сознания порождаются материальной жизнью общества- Например, наука возникает из практических потребностей материального производства: для решения задач, связанных с ориентацией на суше и море, для измерения земельных участков, строительства сооружений необходимы были сведения по астрономии, геометрии, механике. Политические и правовые взгляды возникают только с образованием государства.

Анализ  форм общественного сознания и попытки  их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ, поскольку в реальной жизни все эти формы и уровни имеют тесную связь друг с другом.

При их исследовании следует исходить из конкретно-исторического характера  общественного сознания: будучи выражением интересов вполне определенных социальных групп, оно меняет свое содержание от эпохи к эпохе, сохраняя при этом свои властные функции по отношению к сознанию индивида.

Общественное  сознание, его формы имеют известную  самостоятельность относительно общественного  бытия, свои особые закономерности развития.

Последние проявляются:

а)в преемственности, сохранении позитивного содержания исторических ранних своих форм в «снятом», преобразованном виде;

б)во взаимном влиянии, взаимодействии всех форм общественного  сознания;

в)в отставаний последнего от общественного бытия  или в его опережении;

г)в идеологическом (в разной степени) характере форм общественного сознания, не исключающем, однако, общечеловеческих элементов;

д)в активном обратном влиянии общественного сознания на общественное бытие.

Политическое сознание

Политическое  сознание возникло в античности как  ответ на реальную социальную потребность  в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная  власть. Политическая форма сознания, или политическая идеология, — это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств. Политическая идеология вырастает и реализуется в деятельности политических партий и государства, особенно в борьбе за власть.

Естественно, что политическое сознание общества не может быть однородным, так как  оно охватывает область отношений  всех классов, социальных групп к  государству и правительству, область  взаимоотношений между всеми  социальными силами. Политическая оценка действительности зависит от того конкретного  положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, социальная группа, социальный слой) в данном общественном устройстве. В обществе происходит постоянное столкновение политических интересов в борьбе за государственную  власть. Устройство государственной  власти — центральная проблема политического  мышления. Политическая борьба за определение  устройства, задач и содержания деятельности государства исторически облекалась в самые разнообразные формы, начиная от гласного обсуждения социальных проблем, от парламентских дискуссий  и экономических требований, ведущих  к частным реформам, кончая насильственными  государственными переворотами, социальными  революциями.

Именно  политические интересы чаще всего являются стержнем общественно активных объединений  и тем более социальных столкновений. В этой борьбе все — и наука, и религия, и философия — может  стать объектом политического сознания, все вовлекается в сферу идеологической дискуссии. Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества ставится в определенную зависимость от политических интересов.

Сказанное вместе с тем отнюдь не значит, что  любое и каждое явление культуры есть отражение политических интересов  его создателя: истинные художники  бескорыстны. Вульгаризация как  культуры, так и самой политики нанесла в свое время непоправимый ущерб нашей общественной жизни. Непонимание специфики и относительной  самостоятельности культурных явлений  от непосредственно политических целей  не только задержало развитие некоторых  культурных областей, например искусства, но и способствовало насильственному  отторжению от общества уже накопленных  духовных богатств. Не сразу вошли  в нашу жизнь Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков, блестящие русские поэты  начала XX в.

Наука, искусство, философия, религия —  все вовлечено в ураган политической борьбы. Способствуют ли научные открытия или технические изобретения  делу мира или войны — это вопрос политический. На какие цели и поступки вдохновляют те или иные творения искусства, какие чувства они пробуждают — это тоже политический вопрос. Формирует ли философия научное мировоззрение народа, ориентирует ли она его на светлые идеалы и разумное, справедливое устройство общества или нет — это также вопрос политический. Разве философу безразлично, защищает ли он идеи гуманизма, социальную справедливость или агрессию, межнациональную вражду?!

Следует различать политическое учение и  политическую философию как его  рефлексию. Она дает философское  обоснование политическим учениям, и в этом выражается одна сторона  взаимосвязи философии и политики. Вторая сторона этой взаимосвязи  — воздействие политики и политических учений на философию.

Возникновение политической философии связано  с именем Платона. Вычленить из философской  системы Платона ее политико-правовой аспект — учение о политике, государстве  и праве — можно лишь условно, настолько органично он вписан в  его философию. Идея, выступающая  в концепции Платона как миросозидающий и упорядочивающий принцип, становится организующим принципом и образцом (парадигмой) функционирования политико-правовых общественных отношений.

Правосознание

Правосознания — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры, в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Основы правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти — к гражданам.

История знает острые конфликты правосознания  лучших, прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит свое  Я выше норм права и морали общества, порой руководствуясь при этом идеями прогресса. Общество карает личность за произвол.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение  между политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического  сознания оно относится к государству  не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при  этом и определенную оценку. В отличие  от нравственных норм, которые исходят  не от государства, но от самого человека и имеют для него абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. При этом право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

«Нравы  и обычаи суть порядки, не установленные  законами... Между законами и нравами  есть то различие, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы — действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые — внешнее поведение человека» (Арон Р.Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. — 608 с.).

В обиходной  жизни мы забываем об ограничении  правил и норм поведения, но они все  же остаются для нас незыблемыми. На стадии правосознания они высвечиваются  и выступают уже как осознанные регулятивы.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и  правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и  нравственный смысл. Как нравственное, так и правовое сознание — это  различные грани едино-цельной  духовной жизни человека и общества. Будучи связанными, нравственность и  право — это вместе с тем  сущностно различные формы личного  и общественного сознания. Различие между ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовых требований. Можно определить право как «минимум нравственности», который юридически закреплен в соответствующих законах. Право требует от своих граждан главным образом объективной реализации этого «минимума добра» или реального устранения «известной доли зла», и в этой реализации право с неизбежностью допускает принуждение. Истоки нравственного начала — в совести человека, в его доброй воле. Иначе говоря, право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Это обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего блага.

Информация о работе Виды и структура общественного сознания