Вернадский, Ламарк и биосфералогия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:04, доклад

Описание

Цель – изучение работ Владимира Ивановича Вернадского о биосфере как области жизни и их актуальности на современном этапе развития общества.
Задача темы состоит в определении согласованных и целостных путей развития природы и современного общества.

Содержание

Вступление 3
1 Первое научное исследование В.И.Вернадского и познания биосферы 5
2 Биосфера 8
2.1 Возникновения термина «биосфера» 8
2.2 Организованность биосферы 9
2.3 Границы биосферы 10
2.4 Строение биосферы 11
2.5 Биосфера как область превращений космической энергии 14
3 Философские взгляды В.И.Вернадского 19
Вывод 21
Литература

Работа состоит из  1 файл

Доклад Вернадский.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

     Нашему взору эти области и эти тела являются в форме северных сияний, зарниц, зодиакального света, свечений небесного свода, который становится заметным лишь в темные ночи, но все же составляет значительную часть освещения ночного неба, в форме светящихся облаков и других разнообразных отражений стратосферы и внешних пределов планеты в картине нашего земного мира. Нашим инструментам этот таинственный мир явлений раскрывается в электрических, магнитных, радиоактивных, химических, спектроскопических отражениях в его непрерывном движении и в превышающем мысль разнообразии.

     Это явления не являются следствием изменения  земной средой одних ультрафиолетовых лучей Солнца. Здесь «задерживаются», то есть превращаются в новые явления  – уже земные – все формы  лучистой энергии Солнца за пределами тех 4,5 ее октав, которые попадают в биосферу. За эти пределы едва ли заходят и те мощные потоки частиц – электронов, которое непрерывно исходят из Солнца, или материальные части – космическая пыль и газовые тела, – столь же непрерывно захватываемые земным притяжением и несущие Земле новые источники энергии.

     Если  значение превращения ультрафиолетовых лучей только начинает сознаваться, роль солнечной теплоты – главным образом инфракрасных излучений – был понята давно. Ясна и бесспорна роль лучистой солнечной теплоты и для существования жизни. Не сомненно и превращение тепловой лучистой энергии  Солнца в энергию механическую, молекулярную, химическую.

     Проявления  таких превращений наблюдается  на каждом шагу; мы видим их в жизни  организмов, в движении и деятельности ветров или морских течений, в морской волне и морском прибое, в разрушении скал и деятельности ледников, в движении и образовании рек и в колоссальной работе снежных и дождевых осадков.

     Обычно  менее сознается собирающая и  распределяющая тепло роль жидких и газовых частей биосферы – переработка ею этим путем лучистой тепловой энергии Солнца. Атмосфера, океан, озера и река, дождевые и снеговые осадки являются тем аппаратом, который производит эту работу. Мировой океан благодаря совершенно особым,  исключительным среди всех соединений тепловым свойствам воды может быть связанным с характером ее молекул, является регулятором тепла, огромная роль которого на каждом шагу сказывается в бесчисленных природных явлениях погоды и климата и связанных с ними процессах жизни и выветривания. Быстро нагреваясь благодаря своей большой теплоемкости, океан медленно отдает собранное тепло благодаря характеру своей теплопроводности. Он превращает поглащеную лучистую теплоту в молекулярную энергию при испарении, в химическую – через проникающее его живое вещество, в механичесую – в своих морских течениях и прибое. Того же направления и, сравнимого масштаба термическая роль рек, осадков, воздушных масс и их нагреваний и охлаждений.

     Ультрафиолетовые  и инфракрасные лучи Солнца влияют на химические процессы биосферы только косвенным путем. Не они являются главным источником их энергии. Химическая энергия биосферы – в ее действительной форме – выделяется из лучистой энергии Солнца совокупностью живых организмов Земли – ее живым веществом. Создавая фотосинтезом – солнечным лучом – бесконечное число новых в биосфере химических соединений – многие миллионы различных комбинаций атомов, оно непрерывно, с уму непостижимой быстротой покрывает ее мощной толщей молекулярных систем, чрезвычайно легко дающих новые соединения, богатые свободной энергией в термодинамическом поле биосферы, в нем неустойчивые и неуклонно переходящие в новые формы устойчивого равновесия.

     Эта форма трансформаторов является совершенно особым механизмом по сравнению с телами Земли, в которых идет превращение в новые формы энергии коротких и длинных волн солнечной радиации. Фотосинтез, как он наблюдается в биосфере, связан с особыми чрезвычайно сложными механизмами, создаваемыми им самим при условии одновременного проявления и превращения в окружающей среде ультрафиолетовых и закрасных радиаций Солнца.

     Создаваемые этим путем механизмы превращения  энергии – живые организмы  – представляют совершенно особого  рода образования, резко отличные от всех атомных, ионных или молекулярных систем, которые строят материю земной коры вне биосферы и часть вещества биосферы.

     Живые организмы составлены из структур того же рода, правда более сложных, как  и те, которые строят косную материю. Однако по производимым ими изменениям в химических процессах биосферы они могут быть рассматриваемы, как простые совокупности этих структур. Энергетически их характер, как он проявляется в их размножении, с геохимической точки зрения не сравним с инертными структурами, строящими и косную, и живую материю.

     Механизм  химического действия живого вещества нам неизвестен. По-видимому, однако, начинает выясняться, что с точки зрения энергетических явлений, в живом веществе фотосинтез происходит не только в особой химической среде, но и особом термодинамическом поле, отличном от термодинамического поля биосферы. После умирания организма соединения, устойчивые в термодинамическом поле живого вещества, попадая в термординаческое поле биосферы, оказываются в нем неустойчивыми и являются в нем источником свободной энергии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В.И.ВЕРНАДСКОГО 

     Философские взгляды Вернадского подвергались критике, которая в значительной мере была вызвана непониманием сути его высказываний. В последние  годы многие философы обращались к анализу его взглядов. Обобщая результаты этого анализа, можно сказать, что хотя мировоззрение Вернадского и нельзя квалифицировать как диалектический материализм, однако его философские идеи представляют большой интерес и для философа, и для естествоиспытателя. Основные философские идеи его строго материалистичны. Вернадский считает, что признание объективной реальности мира, находящегося в непрерывном движении, – обязательное условие работы ученого, который исследует «естественные природные тела и явления» [6]. В тоже время нельзя не отметить и своеобразного понимания Вернадским философии и применения им философских терминов, которые не всегда совпадают с принятыми сейчас.

     Он  неоднократно противопоставляет положительное  научное знание философским и  религиозным построениям. При этом следует обратить внимание на то, что под философией он понимает, по существу, ту домарксовскую философию, которая на основе умозрительных построений пыталась встать над всеми науками и о крушении которой писал Ф. Энгельс. Именно умозрительной философии Вернадский противопоставляет «эмперическую науку», то есть науку развивающуюся и контролируемую на основе опыта, практики. Такую науку он считал объективным отражением реального мира, бесспорной и общеобязательной, в определенной своей части относительно истинной. «Настоящая логика естествознания есть логика вещей. Понятие иногда меняется чрезвычайно быстро. Натуралист должен постоянно возвращаться к «вещам», то есть проверять опытом и наблюдением, и менять определенные понятия. Не всегда, но часто изменения происходили такие большие, что понятие изменялось до неузнаваемости, а слово оставалось» [6].

     Следует указать на своеобразие терминологии Вернадского для правильного понимания его мыслей. Под словом «материя» автор подразумевает чисто физическую материю в узком значении этого слова, которое ближе всего передается словом «вещество». Под философией,  как правило, подразумевается чисто логическая картина, не подкрепленная научным знанием. Положительному знанию и противопоставляется более или менее фантастическое отражение реальности, основанное на вере или художественном восприятии. При этом Вернадский не уточняет понятие «вера» и всю эту область относит к области религии, не обязательно вкладывая в это слово религиозный смысл в современном понимании. Область веры являются, по Вернадскому, все представления, которое в данный момент не могут быть доказаны или выведены строго логическим путем. По мере изучения такие представления либо отбрасываются, либо переходят в область науки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ 

     Владимир  Иванович Вернадский  - фигура воистину уникальная в истории отечественной и мировой науки и культуры. Идут годы, но интерес к творчеству В.И.Вернадского не ослабевается. Оказывается, что успешное решение выдвинутых в современную эпоху на первый план разнообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения  к учению В.И.Вернадского про биосферу и ноосферу, в котором сформулированы принципы взаимодействия природы и общества.

     Свои  идеи о биосфере он изложил в работе «Биосфера», вышедшей в 1926 году. Дальнейшая разработка концепции биосферы отражена  в ряде работ: «Очерки о геохимии» (1927), «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» (1965), «Живое вещество» (1978). В своих работах он дал определение понятия биосферы; выделил ее составные части, центральным в концепции выделил понятие о живом веществе; пришел к выводу, что главным трансформатором космической энергии является зеленое вещество растений.

     Венцом  учения о биосфере, делающим это  учение подлинно философской концепцией, является представление о переходе биосферы в ноосферу. До появления человека эволюция была стихийным процессом. С появление разума возник новый организующий фактор в биосфере. Деятельность человека приобрела геологические масштабы, и он в состоянии отныне направлять эволюцию биосферы.

     В.И.Вернадским обозначены основные, базисные подходы  к решению проблем экологической  опасности и выживания в условиях возрастающего давления техники, взаимодействия народов и социальных групп, зависимости человека и всего живого от космических явлений – все то, что называется «устойчивым развитием цивилизации».

     Идеи  Вернадского намного опережали  то время, в котором он творил. Сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетарном – биосферном – аспекте. Необходимо иметь в виду, что задача создания биосферы – это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА

     1. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М:. Наука, 1989. – С. 9-25.

     2. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М:.Рольф, 2002. – С. 5-40.

     3. Творча спадщина В. Ы. Вернадського  і сучасність / Донецький Національний Технічний Університет. – Донецьк, 2005. – С.11-13; 22-24; 79-82; 91-93; 111-112; 128-130; 166-168; 179-180;  274-276.

     4. Філософія людини: світогляд, наука,  техніка/ ДонНТУ, Каф. Філософії.  – Донецьк, 2006. – С. 84-85; 86-88.

     5. Філософія людини: світогляд, наука, техніка/ ДонНТУ, Каф. Філософії. – Донецьк, 2008. – С. 44-46.

     6. Вернадский, В. И. В. И. Вернадский и современность/ А. Г. Назаров. М:. Наука, 1986. – С. 129-139; 216-224. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Вернадский, Ламарк и биосфералогия