Ведическая культура и её ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание

В этой работе мы дадим некоторые примеры ведических представлений, касающихся времени и продолжительности жизни людей, которые неоднократно появляются в различных традициях. Прежде всего, мы проверим некоторые из этих представлений, а затем обсудим, что они подразумевают и как их следует истолковывать.

Содержание

Введение
Веды – памятник культуры Древней Индии
Ведическая культура и её ценности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

к р готовая.docx

— 135.33 Кб (Скачать документ)

     План: 

  1. Введение
  2. Веды – памятник культуры Древней Индии
  3. Ведическая культура и её ценности
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Ведическая  литература Индии дает тщательно  разработанное описание вселенной  как космоса - гармоничной, упорядоченной  системы, созданной в соответствии с разумным планом как место обитания для живых существ. Современный  взгляд на вселенную столь отличается от ведического, что последний сейчас трудно постичь. Однако в древние времена космогонии, подобные ведической системе, были широко распространены среди людей по всему миру. Образованные люди сегодня склонны немедленно отвергать эти системы как мифологию, указывая на их разнородность и на странность их идей как доказательство того, что все они - просто продукт воображения.

     Однако  если мы поступим так, мы можем недооценить  важную информацию, способную пролить  свет на громадный забытый период, предшествовавший короткому промежутку времени, описанному в истории человечества. Существует очень много независимых  устных преданий в традициях различных  культур, но также существует и много  общих тем. Некоторые из этих тем  найдены в очень развитой форме  в ведической литературе. Их присутствие  в разных культурах мира соответствует  представлению о том, что в  отдаленном прошлом ведическая культура оказывала влияние на весь мир.

     В этой работе мы дадим некоторые примеры ведических представлений, касающихся времени и продолжительности жизни людей, которые неоднократно появляются в различных традициях. Прежде всего, мы проверим некоторые из этих представлений, а затем обсудим, что они подразумевают и как их следует истолковывать. 
 
 
 
 
 

     Веды  –памятник культуры Древней Индии 

       

     Древнегреческий писатель Аратос (Aratos) рассказывает следующую историю о созвездии Девы. По его словам, Дева могла принадлежать к звездной расе, к предкам древних звезд. В древние времена, в Золотой век, она жила среди людей как олицетворенное Правосудие и должна была призывать людей придерживаться Истины. В то время люди жили мирно, без лицемерия и ссор. Позже, в Серебряный век, она скрылась в горах, но изредка спускалась вниз, чтобы ругать людей за их злые дела. Наконец пришел Бронзовый век. Люди изобрели топор и “стали первыми, кто попробовал мясо коров”. В это время Дева “улетела на небеса”, т.е. удалилась в небесные сферы. [1] 

     В ведической литературе время рассматривается  как проявление Кришны, Высшего существа. Таким образом, время - это управляющая  сила, регулирующая жизнь живых существ  в соответствии с космическим  планом. Этот план включает повторяющиеся  циклы созидания и разрушения различной продолжительности. Самый  короткий и наиболее важный из этих повторяющихся циклов состоит из четырех йуг, или эпох, называемых Сатйа, Трета, Двапара и Кали. В эти следующие друг за другом эпохи человечество постепенно опускается с высокодуховной платформы до состояния дегенерации. Затем, с наступлением новой Сатйа-йуги, первоначальное состояние чистоты восстанавливается, и цикл начинается снова.

     Рассказ о Деве иллюстрирует то, что в  древнем Средиземноморье была широко распространена вера в подобную последовательность четырех эпох, известных там как  Золотой, Серебряный, Бронзовый и  Железный века. В этой системе человечество также обладает развитым сознанием  вначале и постепенно деградирует. Здесь также прогресс в человеческого общества не определяется просто физическими процессами, а направляется высшим управляющим разумом.

     Примечательно, что рассказ Аратоса показывает, что поедание коров - это греховное действие, отрезающее человечество от прямого контакта с небесными существами. Это прекрасно согласуется с древнеиндийской традицией защиты коров, но встретить ее в греческой или европейской культуре было неожиданностью.

     Одно  из объяснений сходства представлений, найденных в различных культурах, - что психологическая основа людей, в сущности, везде одинакова, и  они склонны независимо приходить  к сходным представлениям. Однако детали, такие как в случае с  убийством коров, наталкивают на мысль, что здесь мы скорее имеем  дело с общей традицией, нежели с  независимыми изобретениями.

     Другой  пример сходства культур может быть найден у аборигенов Северной Америки. Индейцы Сиу рассказывают, что  их предков навещала звездная женщина, которая дала им религиозную систему. Она объяснила им, что существует священный буйвол, теряющий по одной  ноге в течение каждой эпохи. Сейчас мы живем в последнюю эпоху, эпоху  деградации, и у буйвола есть только одна нога.[2]

     Этот  рассказ очень сходен с рассказом  из “Шримад-Бхагаватам” о встрече между Махараджей Парикшитом и быком Дхармой. Там говорится, что Дхарма теряет одну ногу каждую последующую эпоху, и в современную эпоху Кали он остается одноногим.

     В соответствии с ведической системой, продолжительность Сатйа, Трета, Двапара и Кали-йуги равна соответственно 4, 3, 2 и 1, умноженным на 432000 лет. За эти огромные периоды времени продолжительность человеческой жизни снижается от 100000 лет в Сатйа-йугу до 10000 лет в Трета-йугу, 1000 лет в Двапара-йугу и, наконец, до 100 лет в Кали-йугу.

     Конечно, эта идея находится в серьезном  противоречии с современным эволюционным взглядом на прошлое. В древнем Средиземноморье, однако, было широко распространено представление, что история человечества простирается на чрезвычайно длинные периоды  времени. Например, в соответствии со старинными историческими записями, Порфирий (Porphyry, 300 г. н.э.) говорит, что Каллисфен (Callisthenes), союзник Александра Македонского в персидской войне, послал Аристотелю вавилонские записи относительно солнечных затмений, и эти записи описывали период в 31000 лет.

     Подобным  же образом, Ямвлик (Iamblicus, четвертый век), опираясь на авторитет древнегреческого астронома Гиппарха (Hipparchus), говорил, что ассирийцы делали наблюдения в течение 270000 лет и сохранили записи возвращения всех семи планет в то же самое положение. [3] И наконец, вавилонский историк Беросус (Berosus) утверждал, что общее время правления вавилонских царей перед Потопом равняется 432000 лет. [4]

     Мы  не собираемся заявлять, что эти  утверждения истинные (или что  они ложные). Суть в том, что исторические представления людей древней  средиземноморской цивилизации несомненно сильно отличались от тех, что преобладают сегодня. И их взгляд вполне соответствовал ведической хронологии.

     Хотя  Библию часто приводят в доказательство очень короткого срока истории  человечества, интересно, что она  содержит информацию о том, что было время, когда люди жили около 1000 лет. В Ветхом Завете для людей, живших до библейского Потопа, были указаны  следующие сроки жизни: Адам прожил 930 лет, Сиф - 912, Енос - 905, Каинан - 910, Малелеил - 895, Иаред - 962, Енох - 365, Мафусал - 969, Ламех - 777, Ной - 950. Кроме Еноха (о котором сказано, что его забрали на небо в его собственном теле), эти личности жили в среднем 912 лет. [5]

     После Потопа, однако, указаны следующие  сроки жизни: Сим - 600, Арфаксад - 438, Сала - 433, Евер - 464, Фалек - 239, Рагав - 239, Серух - 230, Нахор - 148, Фарра - 205, Авраам - 175, Исаак - 180, Исав - 210, Иаков - 147, Левий - 137, Кааф - 133, Амрам - 137, Моисей – 120, Иисус - 110. Видно, что сроки жизни постепенно уменьшаются приблизительно до 100 лет, подобно тому, что случилось после начала Кали-йуги в соответствии с ведической системой.

     Здесь мы должны упомянуть, что традиционно  считалось, что библейский Потоп  произошел во втором или третьем  тысячелетии до нашей эры, а в  Индии традиционная дата для начала Кали-йуги - 18 февраля 3102 г. до н.э. Эта дата приводится в связи с временем Потопа в различных персидских, исламских и европейских писаниях, датированных VI-XIV вв. н. э.. [6] Какое отношение имеет произошедший в Средней Азии Потоп к началу Кали-йуги? Единственное, что можно сказать - эти факты показывают, как мало мы на самом деле знаем о прошлом.

     В подтверждение библейского рассказа об очень долгой продолжительности  жизни в древние времена римский  историк Иосиф Флавий (Flavius Josephus) приводит многие исторические работы, доступные в то время:

     “...Ной  прожил 350 лет после Потопа, и все  это время счастливо, и умер в  возрасте 950 лет, но пусть никто, сравнив  жизнь в древности с нашими жизнями... не сделает кратковременность  наших жизней аргументом в пользу того, что те люди не могли жить так  долго...”

     “...Сейчас я имею свидетельства того, что  я сказал. Все те, кто описывали  античность, и греки и варвары, и даже Мането (Manetho), написавший египетскую историю, и Беросус, собравший халдейские памятники, и Мохус (Mochus), и Эстий (Hestiaeus), и кроме этого, Герноним (Hiernonymous ) Египетский, и те, кто создал финикийскую историю, соглашаются с тем, что я сказал. И Гесиод также, и Гекатей (Hecataeus), Элланик (Hellanicaus), и Акузилай (Acuzilaus), и также Ефор (Ephorus), и Николай (Nicolaus), считали, что древние люди жили тысячу лет. Но по сути дела, пусть каждый судит о них, как считает нужным”. [7]

     К сожалению, практически ни одна из работ, на которые ссылается Иосиф, не сохранилась  до наших дней, и это снова показывает, как мало мы знаем о прошлом. Но в скандинавских сагах говорится, что в древние времена люди жили по много столетий. Кроме того, эти саги описывают последовательность эпох, включая эпоху мира; эпоху, когда были введены разные общественные уклады; эпоху увеличения насилия  и эпоху деградации – “ножей, мечей и расколотых щитов”. [8] Последняя  сменяется периодом уничтожения, называемым Рагнарок (Ragnarok), после которого мир возвращается к добродетели.

     Древнескандинавский Рагнарок включает разрушение земли и обители полубогов (называемой Асгард), и этому в ведической хронологии соответствует уничтожение трех миров, которое происходит после 1000 циклов из четырех йуг, или одного дня Брахмы. Говорится, что во время Рагнарока мир сжигается существом по имени Сурт (Surt), живущим под нижним миром (который называется Хел) и участвовавшим в сотворении мира. Для сравнения, “Шримад-Бхагаватам” (3.11.30) утверждает, что в конце дня Брахмы “опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны...”. Санкаршана - это частичное воплощение Кришны, “пребывающее на дне вселенной” (“Шримад-Бхагаватам” 3.8.3), под нижней планетарной системой. [11]

     Существует  множество сходных черт между  древнескандинавской и ведической космологиями, однако также есть и  большие различия. Одно из ключевых различий - в том, что в “Шримад-Бхагаватам” все существа и явления во вселенной ясно представлены как часть божественного плана Кришны, Верховной Личности Бога. Напротив, в древнескандинавской мифологии Бог отсутствует, поэтому происхождение и цель главных героев космической драмы очень непонятны. Сурт, в частности, это “огненный гигант”, чье происхождение и мотивы неясны даже для экспертов по древнескандинавской литературе. [9] 
 

Ведическая  культура и её ценности
 
 
     Нравственность, правдивость, чистота, доброжелательность, честность и любовь - основные ценности ведической культуры. Критерием успеха в этой культуре было количество счастья, которое мог испытать человек  за определенный промежуток времени.

     Ведическая  культура, как ясно из самого названия, строится на принципах Вед, древнейших священных писаниях мира. Основной ценностью ведической культуры является счастье, которое может испытывать человек. Критерием успеха в этой культуре - количество счастья, которое может испытать человек за определенный промежуток времени. В связи с этим счастье делится на три категории:

  1. счастье, получаемое от соприкосновения органов чувств с объектами чувств (например, глаза смотрят на прекрасные формы, и человек испытывает определенного рода наслаждение);
  2. счастье от осознания Брахмана, бессмертной природы бытия, основы мироздания, недифференцированного состояния духа, сияния, исходящего от Высшей Причины всех причин;
  3. счастье от служения Шри Кришне.

     Ограниченность  первого вида счастья не нуждается  в доказательствах. Стремление извлечь  удовольствие из материи сравнивается в Ведах с попытками получить рис, молотя рисовую шелуху. Тем не менее, поскольку такой вид счастья  очень привлекателен для большинства  людей, в Ведах содержится множество  указаний относительно того, как правильно  жить в этом мире, чтобы, в конце  концов, испытать наибольшее количество наслаждений. Материальное счастье  Веды делят на два вида: счастье, доступное в этой жизни, и счастье, доступное после смерти. Следуя ведическим предписаниям, можно вкусить и  того, и другого. Для обретения  счастья в этой жизни Веды предлагают модель социальной структуры, получившей название варнашрама-дхарма. Варна в переводе с санскрита значит «профессиональная предрасположенность». Зачастую это слово переводят как «каста», однако это неверное толкование. В «Бхагавад-гите», основном произведении ведического канона, есть такие слова: 

чатур-варнйам майа сриштам 
гуна-карма-вибхагашах 
тасйа картарам апи мам 
виддхй акартарам авйайам
 

     «(Кришна говорит) В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности».

     В этом стихе ясно указывается, что  человек принадлежит к тому или  иному сословию не по рождению в  определенной семье, а по природным  склонностям, которые, в свою очередь, зависят от гун материальной природы, влияющих на человека. Материальное счастье возможно лишь в том случае, когда человек занят своим делом, не пытаясь идти против своей природы. Такой образ действий считался в ведической культуре высшей добродетелью, что также подтверждается в «Бхагавад-гите»:

све све карманй абхиратах  
самсиддхим лабхате нарах 
сва-карма-ниратах сиддхим  
йатха виндати тач чхрину
 

     «Занимаясь деятельностью, соответствующей его природе, каждый человек может достичь совершенства. » [10]

     Так сохранялся мир в обществе, поскольку  человек довольствовался своим  положением и не стремился занять чужое место или пост. Такое  отношение возможно лишь при одном  условии – при полном отсутствии зависти. В ведическом обществе, которое было построено на ведической культуре, именно зависть считалась врагом номер один. Зависть рассматривалась как совокупность основных пороков: вожделения, гнева, жадности, иллюзии и безумия. Веды дают верное средство для избавления от зависти – посвящать всю свою деятельность Богу. Бога в Ведах называют Хришикеша, что значит «повелитель чувств». Зависть, а также ее составляющие, крадут у человека ощущение счастья, поэтому в ведической цивилизации было принято так или иначе поклоняться Богу, слушать о Нем, посвящать Ему свою работу, свои таланты, произведения искусств и т.д. Еще до 50-х годов ХХ века все театральные постановки в Индии были как-то связаны с лилами (играми) Кришны и Его воплощений. Воспитанный в ведической культуре, человек получал хорошую основу для того, чтобы в будущем серьезно приступить к преданному служению Богу и стать настоящим вайшнавом, «служителем Бога» (в наше время на западе вайшнавов называют кришнаитами, однако это название условно; вайшнав происходит от слова Вишну – «всевышний», то есть вайшнав – это преданный слуга Бога). При этом было неважно, в какой семье родился человек и какую он работу выполняет. Переход от выполнения профессиональной деятельности ради наслаждения ее плодами и выполнения той же деятельности ради Кришны был плавным, но довольно ощутимым. При этом менялся не внешний аспект деятельности, а настроение человека, его мысли и стремления. В основе деятельности низшего порядка всегда лежат мечты о наслаждении своих чувств, тогда как в деятельности ради Кришны (Бога) лежит представление о себе, как о неотъемлемой части Всевышнего, призванной служить Полному Целому.

     Более того, ни один из видов материального  счастья, доступный человеку после  смерти, не был возможен без поклонения Богу. Ценность человеческой жизни  поистине огромна. Среди 8.400.000 видов  жизни человеческая жизнь предоставляет  живому существу (душе) невообразимые  возможности. Во-первых, лишь человек  может изменить свою судьбу (карму). Животные лишены такой возможности. Животные лишь следуют зову природы, тогда как человеку дан выбор, иначе говоря, лишь человек наделен необходимым разумом, чтобы отличать хорошее от плохого. Во-вторых, лишь в человеческом облике можно избавиться от пороков, таких, как гнев, похоть и др. Когда душа избавляется от вышеназванных пороков, ей открывается путь на небеса. Все планеты, которые мы видим на ночном небосводе, обитаемы. Многие из тех планет называются райскими, потому что продолжительность и качество жизни на них не сравнима ни с какими наслаждениями на нашей земной планете.

     И, наконец, лишь человеческая форма жизни  дает живому существу возможность испытать счастье наивысшего порядка –  счастье служения Богу. В Тантра-шастре Шива говорит своей жене Сати: «Дорогая супруга, тот, кто предался лотосным стопам Говинды (Кришны) и таким образом развил в себе чистое сознание Кришны, может с легкостью обрести все, к чему так стремятся имперсоналисты (те, кто поклоняется безличному аспекту Абсолюта, Брахману), и, более того, он может насладиться счастьем, доступным самым возвышенным вайшнавам».[16]

     Продолжительность материальных наслаждений ничтожно мала по сравнению с духовным наслаждением. Счастье, доставляемое чистым преданным  служением Богу, - высшая форма счастья, потому что такое счастье бесконечно. Счастье же, которое приносят земные совершенства или познание Брахмана, - считается счастьем низшего типа, так как оно имеет начало и  конец. В «Хари-бхакти-судходайе» приводится молитва Прахлады Махараджи, прославленного преданного Господа: «О мой Господь, я вновь и вновь молю Тебя у твоих лотосных стоп укрепить меня в моем преданном служении. Я молю только о том, чтобы мое сознание Кришны стало глубже и устойчивее, так как счастье сознания Кришны и преданного служения само по себе может принести человеку все преимущества религиозности, экономического благополучия, удовлетворения чувств и даже освобождения от материального существования».

     Говорится, что радости, которые могут доставить  человеку религиозность, экономическое  благополучие, чувственные наслаждения  и освобождение, следуют за преданным служением Господу, подобно тому как пажи и фрейлины в глубоком почтении следуют за королевой.

     Таким образом, ведическая культура и ведическая концепция социального устройства позволяла человеку вкусить счастье любого вида. Основой любого счастья являлась добродетель, без которой был немыслим прогресс человеческого общества. Единственный враг человеческого общества – это порок. Порок не имеет национальности или религиозной принадлежности. Веды не признают деление людей по расовому или религиозному признаку. Любые градации, упомянутые в Ведах, касаются лишь уровня сознания человека, а не его происхождения или семейных традиций. Вот почему на сегодняшний день ведическая культура завоевывает все больше и больше последователей. Человек инстинктивно стремится к истине. Истина определяется Ведами как сварат, что значит «самосветящееся». Истина светозарна, и человеку не нужно доказывать, истина это или нет, подобно тому, как не нужно доказывать голодному человеку, которого угощают обильной пищей, насыщается он или нет. Светозарная истина Вед несет благо всем людям нашей многострадальной планеты, и, если человек желает блага для себя и своих близких, он должен обратиться к Ведам в поисках верного руководства к жизни. Смысл жизни – быть счастливым. Это заложено в природе души, которая обладает качествами Высшей Души, Бога. Бога называют сат-чит-ананда, что значит «исполненный вечности, знания и блаженства». Так и живое существо, душа, подобно капле океана, обладает теми же качествами; душа вечна, сияет в знании и испытывает блаженство. Чистое преданное служение Кришне – не что иное, как полнокровное проявление этого блаженства. Соединяясь через посредство энергии счастья Господа с Самим Господом, душа испытывает несравненное блаженство. Не очистив свою природу, невозможно вступить в царство несравненного блаженства. Бхактивинода Тхакур, великий ученый и поэт ХIХ века, говорит в своей книге «Шри Чайтанья-шикшамрита», что нравственность, правдивость, чистота, доброжелательность, честность и любовь присуще душе от природы. Иначе говоря, если человек нарушает заповеди морали, лжет, злобится и проявляет неуважение к другим – он не может заявлять, что служит Господу. В мире есть столько людей, которые заявляют, что служат Богу и любят Его, однако, если они при этом безнравственны, лживы, нечисты, недоброжелательны и злы – их служение Богу – всего лишь фарс. В ведической культуре никто не мог заявлять, что служит Богу, не развив вначале вышеупомянутые качества подлинной добродетели. Иначе говоря, жизнь ведического общества была направлена на очищение нашей изначальной природы, природы души, частички Высшей Души, Кришны, всепривлекающего Господа.

Информация о работе Ведическая культура и её ценности