«Три кита» философии Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:06, доклад

Описание

Идея Сверхчеловека – одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так, поскольку в этом произведении Ф. Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь – Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив главенства Воли к Власти)

Работа состоит из  1 файл

Фридрих Ницше.docx

— 181.49 Кб (Скачать документ)

«Три кита»  философии Фридриха Ницше

А. Идея Сверхчеловека 

    Идея Сверхчеловека – одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так, поскольку в этом произведении Ф. Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь – Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив главенства Воли к Власти)

«Ницшевский Заратустра провозглашает относительность  всех ценностей и моральных оценок, на разный манер повторяя, что каждый народ прежде был привержен различным  системам ценностей, выработанным им в  соответствии с местными условиями  его существования. Он говорит, что  имеется тысяча целей. И, следовательно, человечество, как таковое, не имеет  единственной цели или всеобщей морали». 

    Человек одновременно переход и гибель. Мы превосходим себя, преодолевая нечто в самих себе, и за это то, что гибнет и оставляется нами. Мы погибаем главным образом как человеческие существа ради того, чтобы стать чем-то более возвышенным. Человеческая жизнь есть жертва во имя чего-то транс- или экстрачеловеческого, а во имя достижимого для нас, жертва, придающая нам силы преодолеть самих себя. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя как человеческих существ.

    Сверхчеловек должен быть достижимым, а его реализация должна преисполнять нас чувством избранности и значимости. Но в действительности нет смысла вглядываться в прошлое в поисках примеров, поскольку в нашей истории еще никогда не было ни одного Сверхчеловека».

    Формула характера: «Душное сердце плюс холодная голова минус человеческое, слишком человеческое» из «Заратустры» - довольно слабая рекомендация. Она говорит лишь, что мы должны стремиться держать под контролем как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь, не ущемляя ни одно, ни другое, и что не должны быть мелочными и «просто» человечными.

    Следовательно, Сверхчеловек – это не гигант, подавляющий своих мелких собратьев. Это просто радостное, свободное человеческое существо, обладающее инстинктивными побуждениями, которые не порабощают его. Он – господин, а не раб своих побуждений, поэтому он В СОСТОЯНИИ ЧТО-ТО СОТВОРИТЬ ИЗ СЕБЯ, а не стать продуктом инстинктов или внешнего мира.

    Ницше сделал идею о Сверхчеловеке изменчивой, а не устойчивой, чтобы ей придали ценность те, кто ее воплотит.  

Б.Вечное Возвращение 

    Вечное возвращение – это идея о том, что все происходящее случается снова и, что бы ни происходило, это является повторением уже происшедшего ранее; все это будет происходить снова точно в таком же виде вечно. Не происходит ничего такого, что не случалось бы ранее бесчисленное количество раз и что не случится снова в вечном повторении того же самого. У всего этого нет начала и нет завершения; и нет промежуточного состояния в истории Мира: все, что есть – это монотонное возвращение к прошедшему событию ныне и во веки веков.

     Ницше говорил не то, что несходные события повторяются, не то, что сходные примеры всегда подпадают под один и тот же закон, ничего из того, что обычный здравый смысл мог бы предположить относительно его идеи, - он имел в виду, что все конкретные и определенные вещи постоянно возвращаются вновь и вновь, именно те самые вещи, а не просто их подобия. Он предчувствовал, что эта идея, что эта идея должна стать самой главной в его учении, но одновременно и наиболее ужасной, что он с большой неохотой говорил о ней. Он считал ее «наиболее научной из всех гипотез» и пришел к уверенности, что она совершенно неуязвима с научной точки зрения . Эту идею невозможно однозначно доказать и тем более опровергнуть. Ее нужно лишь почувствовать на себе. Ницше призывал доверять разуму, чувству и своей естественной природе, поэтому он так серьезно отнесся к Вечному Возвращению.  

В. Воля к власти

    В конце своей жизни Ф. Ницше надеялся успеть написать подлинно систематическую работу. Наиболее интенсивные творческие усилия в течение последних лет уже подорванного психического здоровья были направлены на анализ понятия воли к власти. Этому понятию он предназначал роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что называлось наукой. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в Мире как таковом. Воля к власти в совокупности с учениями о вечном возвращении, сверхчеловеке замышлялась как грандиозный философский проект.

    Воля к власти представляет собой свойство, постоянное для всех нас, как слабых так и сильных. Это свойство, присущее всему живому. Наиболее важно то, что оно не является одним из наших естественных потребностей. Можно сказать, что Воля к Власти является фундаментальной движущей силой, выступающей по отношению к другим порывам и импульсам.

    Воля к Власти – это не то, чем мы располагаем, а то, что мы представляем на самом деле, не только мы, но и все вообще в человеческом и животном мире, в мире как одушевленном, так и материальном. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего другого, чем стремление к власти и ее разновидности.

    Таким образом, совершенно ясно, что Воля к Власти – это основное понятие в философии Ницше. С помощью него он хотел истолковать все в этом Мире и к нему все свести.  

II. «Все, что не  убивает меня – делает сильнее»  Удовольствие и Страдание.

    Утверждение, что человек стремится к удовольствиям и избегает страдания, по Ницше, неверно. Не только люди, но и многие живые организмы стремятся к увеличению своего могущества, а удовольствие и страдание – лишь следствие этого стремления. Стремиться к могуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать неудовольствие, так как любое препятствие для воли к власти воспринимается как неудовольствие. Значит, неудовольствие является нормальной составляющей всех жизненных процессов человека. Просто невозможно исключить неудовольствие из природы вещей. А удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении препятствия. Действительно, истинного удовольствия, как его понимал Ницше, по моему мнению, не получить без преодоления каких-либо страданий, ведь только если честно преодолеть какое-либо препятствие, то получишь наибольшую дозу счастья. И можно сделать вывод, что человек, сделавший приоритетом жизни получение удовольствия никогда не узнает истинного наслаждения в полной мере, так как он не чувствует ему цены.

    «Если кто-либо страдает от неудовольствия, это еще не является признаком убывания его жизненной силы. Препятствия, испытываемые как неудовольствия, лишь стимулируют волю к власти и являются прелюдией к удовольствию».

    Ницше стремиться сказать, что существует 2 вида неудовольствия, один из которых является показателем ослабления, или упадка, воли к власти. Это ее истощение. Бывают неудовольствия, которые порождают силу, а бывают, - которые указывают на ее ослабление и понижению способности противостоять окружающему Миру. 2 вида удовольствия – удовольствия от победы и удовольствия спячки.  

III. Вывод  по вопросу о Воле к Власти  

    Почему же Ницше был так убежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип и его действие можно обнаружить на каждой ступени существования. На ступени жизни интеллекта воля к власти обнаруживает себя в форме интерпретаций, даваемых людьми жизни: наука, искусство, религия и даже философия. Мы неотделимы от того, что мы делаем. Воля к власти побуждает нас, используя интерпретации. Интерпретирование – это не то, что мы делаем, это то, что мы есть на самом деле. По Ницше все основные категории: вещь, свойство, причина, действие, следствие – все это интерпретация, рассматриваемая от Воли к Власти.

     «Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто является более сильным и более свободным. Но «в тех, кто является самым сильным, богатым, независимым и отважным, воля к власти проявляется как любовь к человечеству, или ближним, или к истине, или к Богу…». В нем заключена суть самодисциплинирующего принципа воли к власти. Самые могущественные люди, писал он в «По ту сторону добра и зла», всегда преклонялись перед святым, поскольку они чувствовали в нем силу, которая через самоистязание, борьбу с собой находила свое воплощение в самодисциплине. Его опыт, видно, и есть тот шаг, который надлежит сделать в направлении более высокой цивилизации».

   Учение о Воли к Власти разбросано по всем текстам философа. Оно заключается в том, что Мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значений.

Информация о работе «Три кита» философии Фридриха Ницше