«Тестовое» мышление и его возможные социальные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:22, реферат

Описание

О социально-философских проблемах принято говорить, когда они имеются в наличии. Но существует и другой вариант постановки проблемы: ее можно спрогнозировать и предсказать возможный ход развития событий. Такой подход позволяет не только предвидеть проблемную ситуацию, но и предотвратить, по возможности, или свести к минимуму ее негативный результат. Такой проблемой, на мой взгляд, является обязательное введение ЕГЭ в России и странах ближнего Зарубежья.

Работа состоит из  1 файл

тестовое мышление и его социальные последствия.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)

     «Тестовое»  мышление и его  возможные социальные последствия

     О социально-философских проблемах  принято говорить, когда они имеются  в наличии. Но существует и другой вариант постановки проблемы: ее можно  спрогнозировать и предсказать  возможный ход развития событий. Такой подход позволяет не только предвидеть проблемную ситуацию, но и предотвратить, по возможности, или свести к минимуму ее негативный результат. Такой проблемой, на мой взгляд, является обязательное введение ЕГЭ в России и странах ближнего Зарубежья.

     С 2009 года единственной формой выпускных  экзаменов в школе и формой вступительных экзаменов в вузы является ЕГЭ. Полемика вокруг него ведется  еще с момента его введения в 2001 году, и обусловлена она целым  рядом аргументов противников ЕГЭ. Они отмечают, что выбор одного вариантов из нескольких, что предполагается тестовой формой экзаменации, не всегда является показателем реальных знаний учащихся, так как часть ответов может быть выбрана случайно, да и сама тестовая форма плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.

     Живо  откликнулся на проблему ЕГЭ сатирик  М. Задорнов. «Ни в одной европейской  стране, - пишет он в статье «Узкоумственные  – вперед!», - нет такой системы  обучения, которую внедряют сегодня  в России и Украине. Пытались вводить кое-где, но сразу отказывались как от вредной… и вот после того, как мир почти единогласно признал подобную форму обучения непригодной, мы ее начали осваивать! То есть ждали окончательного приговора цивилизованных стран: ага, точно вредная! Значит, будем внедрять!».

     Но  до настоящего времени аргументы  «за» и «против» ЕГЭ звучат, главным  образом, в прессе, и проблема его  введения и возможных социальных последствий не исследовалась достаточно глубоко. Какой же изъян существует в системе ЕГЭ, и так ли он, действительно опасен для общества и почему развитые страны отказались от этой практике в той форме, в которой она внедряется у нас – вот вопросы, на которые пока не прозвучало определенного ответа. Поэтому я попытаюсь предложить свой вариант анализа возможных социальных последствий ЕГЭ.

     Дело  в том, что необходимость ответов  по тестам оказывает непосредственное влияние на способ мышления подростка  – ведь он формируется именно во время обучения в школе. Тест – это всегда схематизация сознания, сужение кругозора и ограничение способности мыслить творчески. Формируется особое «тестовое» мышление, которое, в свою очередь, приводит к формированию человека-исполнителя, не испытывающего потребности в личностном росте и развитии.

     Сегодня школьные преподаватели в образовательном процессе вынуждены направлять свои усилия не на формирования гармоничной личности учащегося, а готовить его к сдаче тестов. Школьник не мотивирован мыслить – он мотивирован давать заведомо правильные ответы. Причем, в выборе этом он зачастую руководствуется не логикой, а простой зубрежкой, и удачное выполнение теста есть лишь результат натаскивания, дрессировки. Таким образом, на выходе мы имеем человека, неспособного ни рассуждать, ни логически мыслить, а следовательно – не способного сформировать собственного мнения – все, на что он будет способен в дальнейшем, так это выполнять заданные алгоритмы, то есть быть исполнителем. Может быть такая образовательная парадигма была бы вполне уместна где-нибудь в Азии, но для российского менталитета она совершенно не приемлема – стандартизация мышления никогда у нас не приветствовалась.

     Важным  моментом в образовательном процессе всегда было изучение школьниками русской  литературы, которое выполняло не только эстетические, но и аксиологические функции. Конечно, это не означало, что все выпускники российских школ становились высоконравственными личностями, но такой шанс был у всех. 

     Теперь  же литература исключена из списка обязательных предметов Единого госэкзамена, и школьники избавлены от необходимости глубокого изучения наследия нашей национальной культуры и усвоения тех ценностей, носительницей которых она всегда являлась. «Тестовое» мышление не предполагает формирования этических и эстетических критериев, оно лишено духовности, равнодушно к национальным традициям и не имеет какого-либо целеполагания.

     Логично предположить, что в скором времени  мы легко можем получить поколение, способное мыслить лишь усеченно – «от» и «до», в котором наступит редукция культуры и нивелирование ценностей высшего порядка, поколения с преобладанием витальных потребностей, нацеленного только на потребительство, поколение прагматиков – бездуховных, примитивных и безнравственных эгоистов.

     Последствия этого явления могут оказаться  самыми печальными: тот, кто не ценит своего прошлого, не имеет будущего. Наше государство, являющееся носителем богатейших культурных традиций, явившее миру не один десяток величайших умов, вполне может оказаться на грани духовного кризиса, а следовательно – на грани деградации. Падение нравственности, рост преступности, отставание в экономическом развитии, политическая нестабильность могут стать итогом казалось бы такого хорошего эксперимента, как введение ЕГЭ.

     И все это – не фантастические вымыслы, а вполне допустимая реальность, так как по выражению Мераба Мамардашвили («Сознание и цивилизация») противостоять бездушию, невежеству, эгоизму, разгулу инстинктов может только человек, глубоко сознающий себя личностью, способный и привыкший мыслить своим умом. Но откуда возьмутся такие самостоятельно мыслящие личности, если вся система образования отныне направлена не на воспитание, формирование такого типа людей, а напротив, на искоренение в них этой способности. Откуда возьмутся свободомыслящие творческие натуры, способные двигать государство вперед, если с детства людей будут приучать к «тестовому», усеченному и ущербному мышлению. И к чему мы придем в итоге, если уже сегодня не осмыслим возможных последствий введения ЕГЭ, метко названного М. Задорновым «оболваниваем молодого поколения»?

     Единый  государственный экзамен, в той  форме, которую мы так необдуманно  приняли как руководство к  действию, является суррогатным продуктом, антибиотиком против духовности, который  мы, как неразумные микроорганизмы, проглотили и теперь обречены на вымирание. И, если картина нарисованных мною последствий введения ЕГЭ окажется слишком мрачной по сравнению с действительность, я буду только рада, но история редко сбывается в лучшую сторону. Поэтому я считаю, что эта проблема должна обсуждаться, и обсуждаться как можно более серьезно.

Информация о работе «Тестовое» мышление и его возможные социальные последствия