Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:31, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

шпаргалки 2.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 Воспитание студентов в условиях вуза -  одна из ведущих категорий педагогики высшей школы. Оно трактуется как процесс совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств. Сущность и глубинный смысл воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания молодого человека, чтобы найти затем свое выражение в моделях того или иного поведения или способа деятельности.

Процесс воспитания студента есть управление процессом становления его личности как профессионала и гражданина. Это есть создание условий для его профессионально-личностного саморазвития и самоактуализации.

Исходя из общей теории управления, можно сказать, что воспитание как управление процессом формирования личности специалиста включает в себя следующие функции:

- диагностика уровня воспитанности, образованности и развития студента;

- проектирование развития личности специалиста, планирование необходимых воспитательных воздействий;

- организаций воспитательных воздействий;

- регулирование и мотивация деятельности личности;

- итоговый учет, анализ результатов воспитательных воздействий, контроль соответствия воспитательных результатов проекту развития.

Управление воспитательной работой осуществляется на различных уровнях. Так, ректорат определяет и разрабатывает политику в сфере воспитания, а также план воспитательной работы вуза. Деканат осуществляет планирование и организацию воспитательной работы на факультете согласно утвержденному плану воспитательной работы вуза; координирует воспитательную работу кафедр и кураторов факультета; совместно с органами студенческого самоуправления участвует в подборе и расстановке руководителей общественных организаций; оказывает помощь студентам в планировании и организации деятельности, имеющей воспитательную направленность. Кафедры осуществляют подбор преподавателей-кураторов; в рамках дисциплин кафедры обеспечивают воспитательную направленность учебного процесса.

С позиций системного подхода воспитание студентов представляет собой совокупность таких элементов, взаимосвязанных между собой, как цель, содержание, технологии, формы и методы воспитания, его результаты.

Целью воспитания студентов в условиях высшей школы служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и культурной деятельности.

С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов  высшей квалификацией.

Задачи воспитательной работы в вузе:

- воспитание духовно развитой, современно и перспективно мыслящей личности;

- создание организационно-педагогических условий для формирования у студентов личностных и профессионально значимых качеств, которые дадут им возможность активного профессионального и личностного роста в условиях динамично развиващегося демократического, многонационального общества и государства;

- формирование у будущих специалистов глубокого понимания социальной роли профессии, позитивной и активной установки на ценность избранной специальности, ответственного отношения к профессиональному долгу. 

На личностном уровне воспитание связано с дальнейшим формированием жизненной позиции молодого человека, содействием в поиске ответов на вечные вопросы: отношение к миру, жизни, себе, окружающим, прошлому, настоящему и будущему. В этой совокупности можно выделить три основные группы проблем:

1)                     каков мир, как к нему относиться, что есть Добро и Зло, во что и в кого верить, каков идеал человека и человеческой жизни, т.е. наиболее общие вопросы мировоззрения, человеческого существования;

2)                     как строить собственную жизнь, какой предпочесть образ жизни, какие ценности считать своими, к какой традиции примкнуть, к чему стремиться в профессиональной деятельности, кого считать своим образцом, чему посвящать досуг и другие жизнестроительные проблемы;

3)                     как относиться к людям, окружающим, близким, друзьям и недругам; как строить отношения в семье и разрешать конфликты, воспитывать детей; как относиться к людям другой национальности, культуры, веры и др., т.е. моральные проблемы.

Относительно формирования жизненного вектора личности перед преподавателями стоит сложная воспитательная задача ориентации студентов на образ человека, который верит в свои собственные силы и возможности, намерен утвердить себя в жизни за счет собственного ума, собственной деловой активности, построенной на свободе выбора и ответственности за этот выбор.

Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее направление и носящих название принципы воспитания. В.А.Сластенин и др. отмечают значимость и необходимость соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе со студентами:

- гуманистической направленности;

- целостности учебного и воспитательного процессов;

- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания;

- творческого начала в воспитании;

- последовательности и систематичности;

- ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов.

Содержание воспитательной работы в вузе включает в себя различные направления, основными из которых являются профессиональное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Остальные направления  (правовое, физическое, трудовое и др.) выступают частью основных или органически примыкают к ним. Конкретный вуз, учитывая свой профиль, наряду с основными может выделять и такие направления, которые выражают специфику подготовки специалистов. Важнейшим направлением, центрирующим все другие направления воспитательной работы, является профессиональное воспитание будущих специалистов, в результате которого обретается система профессиональных ценностей и мотивов, формируется профессиональная культура.

 

 

7. Профессиограмма – научно-теоретическая модель специалиста, в которой представлены совокупность необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств.

Профессиограмма преподавателя вуза – научно-теоретическая модель личности преподавателя, отражающая требования к его личностных качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Большой вклад в разработку научно-теоретической модели преподавателя высшей школы внесли ученые-педагоги В.А.Сластенин и Н.В.Кузьмина, разработавшие теоретические основы педагогической деятельности, ее содержания и структуры.

Профессиограмма преподавателя состоит из разделов.

Раздел 1. Свойства и характеристики личности преподавателя

В этом разделе представлены профессионально значимые личностные качества преподавателя, такие как научная эрудиция, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство нового и др.

Раздел 2. Специальная подготовка преподавателя

В данном разделе представлены требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности.

Специальные знания

- знание предмета на уровне науки;

- знание современных достижений и перспективных направлений развития данной науки;

- знание современного состояния данной отрасли производства;

- знание области профессиональной деятельности по специальности;

- знание ГОС ВПО;

- знание действующих вузовских учебных программ и учебников по предмету;

- знание цели и задач обучения предмету;

- знание места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста.

Специальные умения

- умения по специальности ………….

Раздел 3. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя

В данном разделе представлена совокупность необходимых для успешной педагогической деятельности знаний и умений из области педагогики и психологии.

Психолого-педагогические знания

- знание педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания,  психология студенчества и др.);

- знание теории педагогической деятельности;

- знание современных концепций высшего профессионального образования;

- знание методики обучения предмету.

Педагогические умения

- диагностические умения;

- проектировочные умения;

- конструктивные умения;

- коммуникативные умения;

- организаторские умения;

- аналитические умения

Раскроем более детально вопрос о педагогических умениях.

Педагогические умения – педагогические действия преподавателя, образующие «технику» в его педагогическом труде. Выделенные выше группы педагогических умений соответствуют структурным компонентам педагогической деятельности, а именно: диагностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и аналитический (оценочный) компоненты.

Диагностические умения преподавателя

- диагностировать начальный, промежуточный и итоговый уровни знаний, умений, навыков и компетенций студентов;

- диагностировать педагогическую ситуацию в студенческой группе;

- выявлять (определять) уровень воспитанности и общей культуры студента;

- и др.

Прогностические умения преподавателя

- прогнозировать результаты обучения и профессионального воспитания студентов;

- выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;

- планировать свою учебно-методическую (воспитательную) работу со студентами;

- прогнозировать возможные трудности и ошибки студентов в процессе обучения;

- и др.

Конструктивные умения преподавателя

- научно обоснованно строить образовательный процесс;

- отбирать и применять эффективные технологии, методы, формы, приемы и средства обучения и профессионального воспитания;

- организовывать и управлять СРС;

- активизировать учебную деятельность и процесс творческой самореализации студентов;

- и др.

Коммуникативные умения преподавателя

- устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами;

- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к студентам;

- создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический климат;

- управлять поведением студентов;

- мысленно ставить себя на место студентов;

- увлекать студентов, заинтересовывать их профессионально ценными перспективами;

- находить наилучшую форму педагогических требований;

- и др.

Организаторские умения преподавателя

- организовывать учебную деятельность студентов;

- организовывать свою преподавательскую и воспитательную деятельность;

- организовывать различные профессионально ориентированные мероприятия, формы работы со студентами и др.

Аналитические умения преподавателя

- анализировать полученные результаты обучения и воспитания студентов;

- анализировать опыт преподавателей, природу успехов и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;

- соотносить свой педагогический опыт с педагогической теорией;

- анализировать сравнительную эффективность применяемых методов, приемов и средств обучения;

- и др.

Содержание профессиональной деятельности преподавателя вуза.

В содержании деятельности вузовского преподавателя выделяют:

а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную);

б) внеучебную работу.

Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций, проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"