"Логико-филосовский трактат" Людвиг Витгенштейн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:18, доклад

Описание

Людвиг Витгенштейн (1889–1951) — австро-английский философ, профессор философии в Кембриджском университете в 1939—1947. Философские взгляды Витгенштейна сформировались как под воздействием определенных явлений в австрийской культуре начала 20 века, так и в результате творческого освоения новых достижений в сфере логико-математического знания. «Логико-философский трактат» (1921) — крупнейшая из прижизненно изданных работ Людвига Витгенштейна. Считается одним из наиболее влиятельных философских сочинений XX века.

Работа состоит из  1 файл

Людвиг Витгенштейн.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема  доклада: «Логико-философский трактат» Людвига Витгенштейна 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Людвиг  Витгенштейн (1889–1951) — австро-английский философ, профессор философии в Кембриджском университете в 1939—1947. Философские взгляды Витгенштейна сформировались как под воздействием определенных явлений в австрийской культуре начала 20 века, так и в результате творческого освоения новых достижений в сфере логико-математического знания. «Логико-философский трактат» (1921) — крупнейшая из прижизненно изданных работ Людвига Витгенштейна. Считается одним из наиболее влиятельных философских сочинений XX века.

Этот, принесший  Витгенштейну славу труд был вдохновлен, по признанию автора, великолепными  трудами Фреге и работами Рассела. Общими ориентирами стали для Витгенштейна мысль Рассела "логика есть сущность философии" и поясняющий ее тезис: философия — учение о логической форме познавательных высказываний (предложений). Лейтмотив работы — поиск предельно ясной логической модели знания-языка и общей формы предложения. В ней, по замыслу Витгенштейна, должна быть ясно выявлена сущность любого высказывания (осмысленного утверждения о той или иной ситуации). А тем самым должна быть раскрыта и форма постижения факта, этой основы основ подлинного знания о мире. Предложение осмысливается в Трактате как универсальная форма логического представления ("изображения") действительности.

В начале "Логико-философского Трактата" вводятся понятия "мир", факты", "объекты". И разъясняется, что мир состоит  из фактов (а не вещей), что факты бывают сложные (составные) и простые (уже неделимые далее на дробные факты). Эти (элементарные) факты — или события — состоят из объектов в той или иной их связи, конфигурации. Объекты просты и постоянны. Это-то, что в разных группировках остается неизменным. Поэтому они выделены в качестве субстанции мира - в отличие от событий. События — это возможные конфигурации объектов, т. е. подвижное, изменяющееся. Другими словами, Трактат начинается с определенной картины мира (онтологии).

В "Логико-философском трактате" была представлена тщательно продуманная логическая модель "язык — логика — реальность", проясняющая, по убеждению автора, границы информативно-познавательных возможностей постижения мира, определяемые структурой и границами языка. Высказывания, выходящие за эти границы, оказываются, согласно Витгенштейну, бессмысленными. Тема осмысленного и бессмысленного главенствует в "Логико-философском трактате" Основной замысел труда, как разъяснял автор, состоял в том, чтобы провести "границу мышления, или, скорее, не мышления, а выражения мысли". Провести границу мышления как такового Витгенштейн считает невозможным: "Ведь для проведения границы мышления мы должны были бы обладать способностью мыслить по обе стороны этой границы (то есть иметь возможность мыслить немыслимое). Такая граница, поэтому может быть проведена только в языке, а то, что лежит за ней, оказывается просто бессмыслицей. Язык предстал в виде логической конструкции, вне связи с его реальной жизнью, с людьми, использующими язык, с контекстом его употребления. Неточные способы выражения мыслей в естественном языке рассматривались как несовершенные проявления внутренней логической формы языка, якобы отражающей структуру мира. Развивая идеи логического атомизма, Витгенштейн уделял особое внимание связи языка с миром — через отношение элементарных предложений к атомарным фактам и толкование первых как образов вторых. При этом ему было ясно, что никакие предложения действительного языка не являются элементарными предложениями — образами атомарных фактов.

К итогу Трактата автор записал: "Если я не заблуждаюсь на сей счет", то моя работа "показывает, сколь мало дает решение этих проблем". И это реальный вывод о пределах компетенции философа и неоправданности его претензий на некие сверхрезультаты. Витгенштейн и в дальнейшем выскажет немало замечаний в таком же духе. Но, по-видимому, это еще и трезвая итоговая оценка возможностей логико-аналитического подхода к философии, признание того, что ожидания на сей счет у автора Трактата были завышенными и не оправдались. Но со временем философа покинуло чувство удовлетворения и тем, что ему удалось сделать, Витгенштейн понял: достигнутые им результаты несовершенны, и не потому, что вовсе не верны, а потому, что исследование опиралось на упрощенную, чрезмерно идеализированную "картину" мира и ее логического "образа" в языке. Тогда все силы были отданы другому, более реалистичному, прагматическому подходу, предполагающему возможность все новых и новых концептуальных прояснений и не рассчитанному на окончательный, завершенный итог полной логической ясности.

Информация о работе "Логико-филосовский трактат" Людвиг Витгенштейн