Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:46, контрольная работа

Описание

Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните смысл следующих понятий темы:..
Задание второе. «Образ человека в поздний период античной философии» (сочинение)
....
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
Как можно назвать философскую позицию Аристотеля?
Выделите этический принцип, согласно которому счастье является основным мотивом человеческого поведения и смыслом жизни: ...

Содержание

1. Задание первое ……………………………………………………… 3
2. Задание второе ……………………………………………………….5
3. Задание третье ……………………………………………………….16
4. Задание четвертое ………………………………………………….. 17
5. Задание пятое ………………………………………………………. 19
6. Список литературы ………………………………………………... 23

Работа состоит из  1 файл

Вариант №9.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровский государственный  технический университет»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Философии и культурологи.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

По философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Выполнил студент

Специальность «Финансы и Кредит»

                                                                  Курс (год обучения) 1 год 1 семестр

                                                                Номер зачетной книжки 10041034279

                                          Фамилия Глутникова

                         Имя Юлия

                                            Отчество Николаевна

                                                                 Проверил ____________________

 

 

 

ПЛАН:

 

  1. Задание первое ……………………………………………………… 3
  2. Задание второе ……………………………………………………….5
  3. Задание третье ……………………………………………………….16
  4. Задание четвертое ………………………………………………….. 17
  5. Задание пятое ………………………………………………………. 19
  6. Список литературы ………………………………………………... 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните  смысл следующих понятий темы:

Архэ - первоначало, первопричина, принцип.1

Атом - мельчайшие, неделимые  составные частицы материи из которых состоит все сущее.2

Атараксия - душевное спокойствие, безмятежность, как высшая ценность.3

Бытие - философская категория  обозначающая существование.

Гедонизм - этическое  направление, рассматривающее чувственную  радость, удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

Диалектика - искусство  аргументации, логики; движение, которое  лежит в основе всего, учение о  развитии.

Диалог - разговор; в античной философии - литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем с помощью диалектики, ведет свое начало от софистов.

Детерминизм - учение о  первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов.

Душа - в обычном словоупотреблении  совокупность побуждений сознания живого существа; антитеза понятий тела и материи.

Знание - проверенный  практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.

Идеализм - мировоззрение, определяемое подлинными идеалами и их практическими следствиями.

Идея - в собственном  смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии - метафизическая сущность вещи.4

Кинизм - учение Антисфена, который проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более  позднего кинизма является пренебрежение  ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.

Космос - мир, мыслимый как  упорядоченное единство, то же самое, что порядок, устроение.

Логос - первоначально - слово, речь, язык; позже, в переносном смысле - мысль, понятие, разум, мировой закон.

Майевтика - предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Материализм - воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности в материи.

Понятие - одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, выражающее сущность какого-либо явления, вещи ли процесса.

Разум - ум; способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, но и на познание ценностей, универсальную связь  вещей и всех явлений.

Скептицизм - философское  направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Стоицизм - духовная позиция, основанная на идеях стоиков.

Фатализм - вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Эйдос - образ, понятие  идея.

Эпикуреизм - учение и  образ жизни, заключающийся в  том, что бы не задумываясь отдавать предпочтение материальным радостям жизни.

Этический - нравственный, соответствующий нравственности.

Рационализм – философское положение, согласно которому мир устроен разумно и поэтому вполне может быть познан рассудочными средствами, а также идея о приоритете последних перед чувственным опытом в деле познания .5

Задание второе.  «Образ человека в поздний период античной философии» (сочинение)

1. Общая характеристика  эллинистического и римского  периодов античной философии.  Эпикуреизм и стоицизм, их представители.

IV-III вв. до н. э. вошли в историю античного мира как эллинистический период. Этот период характеризуется разложением древнегреческой демократии, социальными потрясениями и многочисленными войнами. Античный полис уже прошел высшую точку своего развития (акме). Идеи, провозглашенные Платоном о совершенном государстве, оказались утопией.

Наиболее полно и  убедительно философско-нравственные идеи эллинизма представлены в учении Эпикура (341 - 270 гг. до н. э.), которого с полным основанием можно рассматривать как непосредственного преемника и продолжателя атомистической теории Левкиппа-Демокрита. Его философия состоит из трех частей: каноники, физики и этики. Каноника рассматривается в его произведении «Канон», где дан анализ основ философского знания. Физика — наука о природе, изложенная в 37 книгах «О природе»; этика - наука об образе жизни, о цели жизни. 6

Своеобразие философии  эллинизма определяют те философские школы, которые   сделали   второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться прежде всего к проблемам личной жизни человека: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Этим трем философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445 - 360 до н.э.) и Диоген (ок. 412- 323 до н.э.), хотя и были современниками философов Афинской школы, но по проблематике и самому духу философствования не принадлежали к классической эпохе.

Эпикуреизму был присущ индивидуалистический характер. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал философскую школу в своем саду в Афинах, которая и вошла в историю как сад.

 Наряду с эпикурейством  в эллинистический период существовали такие философские школы, как скептицизм, эклектицизм, стоицизм.

Стоицизм - философско-нравственное учение, культивирующее мужество, самообладание, душевную стойкость, способность человека преодолевать преграды, возвышаться ад страданиями. Особая заслуга в развитии и систематизации эллинистической разновидности стоицизма принадлежит Хрисиппу (280-207 гг. до н. э.). Подобно эпикурейцам, стоики видят задачу философии в нравственном воспитании личности, цель которого в согласовании жизни человека требованиями природы. Жить в согласии с природой и покупать сообразно действующим в ней законам - таков, с очки зрения стоиков, идеал нравственного поведения человека. Но в отличие от эпикуреизма, провозгласившего культ человеческой свободы, стоики, напротив, утверждают абсолютное и неотвратимое господство необходимости.7

Основными представителями  стоической философии были Зенон  из Китиона (Кипр), живший между 336-м и 265 г. до н.э., Клеанф (ок. 331 - ок. 232 г. до н.э.) и Хрисипп (ок. 280 - ок. 206 г. до н.э.), оба из Малой Азии. К поздним стоикам христианской веры причисляют Сенеку (ок. 4 до н.э. - 65 г. н.э.), Эпиктета (ок. 50 - ок. 138 г. н.э.) и императора Марка Аврелия (121-180 гг. н.э.).

Римская философия представлена рядом ярких, значительных имен. Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.), Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.), Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 гг. до н. э.), Марк Аврелий (121-180 гг. н. э.), Эпиктет (ок. 50-138) - их труды составили поистине золотой фонд римской культуры.

Цицерон вошел в историю как известный римский оратор, чье искусство речи считалось самым совершенным. Он не создал самостоятельного философского учения, но был знатоком, систематизатором и популяризатором греческой философии. В его произведениях «Тускуланские беседы», «Об ораторе», «О добродетели» звучат отголоски нравственного учения Эпикура, рассматриваются вопросы этики, нравственного совершенствования личности, анализируются пути достижения человеком гармонии, счастья, удовлетворения.

Тит Лукреций Кар - философ-материалист, последователь идей Эпикура. В поэме «О природе вещей» он предвосхитил идею эволюционного развития мира, раскрыл его многообразие. Как и Эпикур, Лукреций был атеистом, отрицающим власть богов над миром. Освобождение от религиозного невежества он рассматривал как важнейшее условие достижения истинного знания и преодоления зависимости человека от фатальных божественных сил.

Видным философом римского периода был Сенека, в творчестве которого представлены основные положения стоицизма. Главное произведение - «Нравственные письма к Луцилию», где высоко оценивается роль философии в формировании личности человека. В «Письмах» ярко показано, что благородная человеческая душа способна достичь такой степени совершенства, что может стать не только достойной Бога, но и подобной ему. Высшие добродетели - мужественность, стойкость, забота о внутреннем совершенствовании.

Стоицизм Сенеки основан на признании превосходства духовного над материальным, души над физическим телом. Он призывает к умеренности как одной из важнейших добродетелей.

Марк Аврелий - римский император. Окруженный подданными, он был глубоко одиноким человеком. Самые сокровенные мысли выражал в дневниковых записях, озаглавленных «Мысли к самому себе», ставших известными только после его смерти. В основе его философии лежат идеи стоицизма. Он считал, что, хотя основой бесконечного мира является высший, божественный разум, человек сам несет ответственность за свою судьбу. Как философ, Марк Аврелий высоко ценил общественную активность человека, доброту, искренность, скромность, простоту, благочестие, стремление к справедливости.

Эпиктет - самый последовательный стоик. Был рабом, свободным стал уже будучи искалеченным своим хозяином. С помощью богатой молодежи он создал свою школу. Подобно всем стоикам утверждал идею дуализма мира - признание внешнего мира и внутреннего мира человеческой души, над которыми ни обстоятельства, ни боги не властны. Свобода -важнейший нравственный смысл человеческой жизни. Осознать этот смысл - значит обрести свободу. Эпиктет не был атеистом в собственном смысле слова. Он почитал богов и призывал к смирению. Но власть богов распространялась только на внешний мир и не могла вторгнуться в мир человеческой души.

Таким образом, в период упадка римской культуры господствующим учением стал стоицизм, который отчуждал человека от внешнего, враждебного ему мира и переносил основные акценты его жизни на нравственность.

2. Общество и человек  в философских размышлениях эпикурецев  и стоиков.

Эпикурейцы считали, что  человек, как и вообще все живые  существа, стремится к наслаждению (удовольствию) и избегает страданий. В жизни удовольствия теснейшим  образом переплетены со страданиями. Одно переходит в другое. Стремление к наслаждениям приводит к человеческим конфликтам. Достичь состояния самодостаточности, тождества с самим собой человек может, абстрактно говоря, двумя путями: а) или полностью слившись с миром, растворившись в нем; б) или полностью изолировавшись от мира, став независимым от него.

Идеал Эпикура - независимость  индивида от мира, вернее, та безмятежность, тот внутренний покой, свобода, которые  обретаются в ходе и результате этой независимости.

Человеческое бытие  характеризуется незавершенностью, неполнотой. Человек ощущает потребность  завершить, восполнить свое бытие. Отсюда - его стремление совершенствовать себя и условия своей жизни.

Индивид зависит от мира двояко - непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь обнаруживается в негативных ощущениях (страданиях) из-за неудовлетворенности желаний, опосредованная - в страхах перед неведомым. Чтобы обрести блаженный покой, жить счастливо, надо научиться преодолевать и то и другое.

Окружающий мир входит в человека не только непосредственно - через страдания, но и опосредованно - через страхи. Если страдания нейтрализуются культурой удовольствий, то страхи - культурой философского мышления. Философское познание освобождает от трех основных страхов.

Во-первых, от страха перед  богами. Во-вторых, от страха перед необходимостью. В-третьих, от страха перед смертью.

Уклонение от внешнего мира предполагает также уклонение от других индивидов, поскольку они  являются частью этого мира. Индивиды, поскольку они подвержены вздорным страстям и страхам, представляют друг для друга большую опасность. Эпикуреец лоялен по отношению к обществу, но он не привязан к нему сердцем. Договорные обязательства являются для него всего лишь нижним общественным порогом наслаждений, подобно тому как способность ограничиваться необходимым минимумом телесных удовольствий является их нижним естественным порогом. Не голодать, не жаждать, не зябнуть - так, как было сказано, очертил Эпикур границу свободы от природы.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"