Эстетика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:19, творческая работа

Описание

Вопрос №1: В чем суть и механизм подражания у Аристотеля?
Вопрос №2: В чем различие взглядов на подражание Аристотеля от Платона?
Вопрос №3: Почему подражание связано с познанием?

Работа состоит из  1 файл

Творческая работа по эстетике.docx

— 23.51 Кб (Скачать документ)

      Министерство  образования И  НАУКИ Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

федерального  образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Таганроге

Факультет информационной безопасности

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности 
 
 
 
 
 

    Творческая  работа

    по  курсу:

    «Эстетика»

    на  тему:

    «Эстетика Аристотеля» 
     
     

                                                                                            

 

                                                                                                                    Выполнила:

студентка группы И-50

Гейкова Е.С.

                              Проверила: доцент кафедры ПиБЖ

Дедюлина М. А. 
 
 
 
 
 

                                                        Таганрог  2011 

Тема 2. Эстетика Аристотеля. 

     Вопрос  №1: В чем суть и механизм подражания у Аристотеля?

     Ответ: Подражание (мимесис), считал Аристотель, лежит в основе генезиса искусств. Люди от рождения способны к воспроизведению действительности, чем и отличаются от прочих живых существ. Посредством мимесиса они приобретают первые знания. Самые «естественные» проявления способностей человека, такие, как внешний образ, осанка, походка, речь и т. п., получают развитие благодаря мимесису. Все искусства своим возникновением и развитием обязаны мимесису.

     Причиной, породившей поэзию, Аристотель также  считал мимесис, «Так как подражание свойственно нам по природе, так же как и гармония и ритм..., то еще в глубокой древности были люди, одаренные от природы способностью к этому, которые, мало-помалу развивая ее, породили из импровизации (действительную) поэзию» .

     Мимесис, по Аристотелю, доставляет людям не только знания, но и удовольствие, которое они получают от приобретения знаний путем воспроизведения, переживая эмоции радости или печали. Кроме этого, мимесис стимулирует развитие самой «силы познания» человека. «Испытывая печаль или радость от подобий, мы привыкаем чувствовать то же и в действительности».

     Вопрос  №2: В чем различие взглядов на подражание Аристотеля от Платона?

     Ответ: Важнейший аспект эстетики Аристотеля — учение о подражании. Так же как и Платон, Аристотель видел в искусстве подражание (мимесис). Но аристотелевская теория подражания коренным образом отличается от теории Платона. Если Платон учил о подражании «вечным идеям», то Аристотель выступает с критикой платоновского учения об идеях и говорит о подражании бытию вещей. Аристотель преодолевает здесь платоновскую противоположность мира идей и мира вещей. Он строит свою теорию подражания не на учении об идеях, как это делал Платон, а на учении о бытии, на диалектике формы и материи. 

     Вопрос  №3: Почему подражание связано с познанием?

     Ответ: Искусство, по Аристотелю, коренится в склонности людей к воспроизведению: «Во-первых, подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания; а во-вторых, продукты подражания всем доставляют удовольствие». Отсюда Аристотель пытается объяснить то удовольствие, которое получают люди, созерцая художественные произведения. Это удовольствие, по его мнению, покоится на радости «узнавания». Так, мы с удовольствием рассматриваем изображение того, что в действительности нам смотреть неприятно, например, изображение отвратительных зверей и трупов. 

     Причина же этого заключается в том, что  приобретать знания весьма приятно  не только философам, но равно и прочим людям, с той разницей, что последние  приобретают их ненадолго. На изображения  смотрят они с удовольствием, потому что, взирая на них, могут учиться  и рассуждать, что есть что-либо единичное, например, что это — такой-то; если же раньше не случалось видеть, то изображенное доставит удовольствие не подражанием, но отделкой, или краской, или какой-нибудь другой причиной того же рода». Из приведенного высказывания Аристотеля следует, что источник эстетического  удовольствия он усматривает не в  мире идей и других трансцендентных  сущностей, а в реальном интересе людей к познанию. Искусство носит  познавательный характер, точнее, оно  есть одна из форм познавательной деятельности людей.  

     Вопрос  №4: Является ли мир, изображенный в произведении искусства по отношению к реальному миру: а) его копированием, отражением; б) миром возможного; в) автономным миром с внутренней целостностью?

     Ответ: (б). Аристотель видит задачу искусства не в механическом воспроизведении действительности, а в ее творческом отражении. Он считает, что можно отойти от точного воспроизведения, если этим обеспечивается большая выразительность художественного произведения. Всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано. Следовательно, художественная правда, не сводится к простой правильности воспроизведения предметов и явлений. 

     Вопрос  №5: Почему у Аристотеля «поэзия философичнее истории»?

     Ответ: Аристотель: «Задача поэта – говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости. Ибо историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозою (ведь и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его все равно останется историей, в стихах ли, в прозе ли), - нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой о том, что могло бы быть. Поэтому поэзия философичнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном». 

     Вопрос  №6: Каковы предмет, средства и цели подражания в трагедии?

     Ответ: По Аристотелю очищение души является одной из целей и одним из следствий трагедии. Он дает трагедии такое определение: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по-разному в различных ее частях, производимое в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей». «Услащенная речь» - это речь, имеющая ритм, гармонию и напев. «По-разному в разных частях» означает, что в одних частях это услащение совершается только метрами (частными случаями ритмов), а в других еще и напевом. Речь и музыкальные часть – средства подражания, зрелище – способ; характер – то, что нас заставляет называть действующие лица каковыми - нибудь, это склонности людей; мысль – это то, в чем говорящие указывают на что-то конкретное или выражают суждение более или менее общее.

     Трагедия, говорит Аристотель, есть подражание действию, то есть именно действие является предметом поэтического подражания в трагедии. 

     Вопрос  №7: Какова структура трагедии?

     Ответ: В «Поэтике» Аристотель дает ценные сведения о происхождении трагедии и комедии: трагедия произошла, по Аристотелю, из дифирамба, комедия — от фаллических песен. В каждой трагедии Аристотель различает шесть составных элементов: фабула, характеры, мысли, словесные выражения, музыка  и зрелищная сторона. Три первых элемента Аристотель относит к предмету воспроизведения (фабула, характеры и мысли), два — к средствам воспроизведения (словесное выражение и музыка) и один к самому роду или способу воспроизведения (сценическая постановка). Указанные Аристотелем шесть элементов трагедии не могут быть разъединены один от другого, составляя живую ткань пьесы, написанной именно для постановки в театре.

     Самые важные действия в трагедии, по Аристотелю, - перипетии

(«перемены  событий к противоположному») и узнавания («переходы от незнания к знанию»). Узнавание может происходить посредством внешних признаков (по рубцам, по звездам, и т.д.), узнавание бывает «придуманным», то есть необъясненным (подобное узнавание Аристотель осуждает, считая его недостатком фантазии автора), существует также узнавание воспоминания (когда герой при воспоминании о чем-то испытывает сильное волнение, по которому окружающие догадываются о его тайне) и последний вид узнавания—узнавание умозаключений (такое узнавание может быть ложным). Лучшим же, по мнению Аристотеля, является то узнавание, которое вытекает из самого действия, из перипетий, так как «изумление публики возникает благодаря естественному ходу событий» (единство действия).

     Аристотель  также выделяет две части в  трагедии: завязку («ту часть, которая  простирается от начала до момента, являющегося  пределом, с которого наступает переход к счастью (или несчастью) и развязку («от начала этого перехода до конца») .

     Аристотель  выделяет четыре вида трагедии:

  1. сплетенная (всё действие основано на перипетии и узнавании);
  2. трагедия страданий;
  3. трагедия характеров (правда, совершенно неясно, как соотнести «трагедию характеров» с вышеупомянутом заявлением о том, что в трагедии вообще необязательно присутствие характера);
  4. трагедия чудесного.
 

     Вопрос  №8: Какими качествами должен быть наделен «трагический герой» ?

     Ответ: Аристотель считал, что для достижения максимального эффекта сюжет должен отражать переход человека от счастья к несчастью, а не наоборот. Таким образом зритель сможет испытать наибольший страх или сострадание. Мало того, поэт должен изобразить героев сражающимися против своих друзей или родственников. Кроме этого, характеры героев должны быть благородными («в речи или действии обнаруживать какое-либо направление воли»), подходящими («не подходит женщине быть мужественной или грозной»), правдоподобными и последовательными. 

     Вопрос  №9: Что является центральным моментом в трагедии?

     Ответ: Аристотель говорит, что «начало и как бы душа трагедии – именно сказание и только во вторую очередь – характеры». Он подчеркивает, что из всех моментов, входящих в трагедию, «самое важное – состав происшествий, так как трагедия есть подражание не людям, но действию и жизни, счастью и несчастью, а счастье и несчастье заключается в действии, и цель трагедии – какое-нибудь действие, а не качество». 

     Вопрос  №10: В чем суть катарсиса?

     Ответ: Аристотель разрабатывал теорию катарсиса как одного из важнейших компонентов искусства трагедии. Катарсис, по мысли Аристотеля это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию.

     Категория катарсиса отмечена вниманием эстетической науки, в том числе и новейшей. Когда исследователи размышляют об аристотелевском понятии катарсиса, то приходят к выводу о едином духовном средоточии в нем как эстетического, так и этического момента. Вместе с тем, в природе и процессуальных механизмах катарсиса до сих пор таится много загадок. Действительно, смертельные схватки, жизненные катастрофы и потери, трагические развязки и вдруг – чувство очищения и удовлетворения. Размышляя над этим парадоксом, ряд ученых подчеркивают важность такого условия возникновения катарсиса как ощущение собственной безопасности. С одной стороны, мы ставим себя на место героев, а с другой – мы ни на минуту не забываем, что перед нами – вымышленный мир, художественное произведение, что это все происходит не с нами. Ощущение себя участником и, одновременно, зрителем – важная особенность полноценного художественного переживания и катарсиса. 
 

Информация о работе Эстетика Аристотеля