Эпиризм и рационализм нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание

Свою курсовую работу я хочу посвятить теме «Эмпиризм и рационализм
философии Нового времени».
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с
переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы
натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы
познания – Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода в
философии.

Содержание

Введение. 3

1. Понятие, признаки и принципы эмпиризма и рационализма философии нового
времени. Критерии истинности. 5

2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового
времени. 8

3. Основные направления эмпиризма и рационализма философии нового времени.
Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии
нового времени. 14

Заключение. 23

Список литературы. 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая по философии.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто  интеллектуальные  свойства,

утратил бы свою эффективность, если бы  он  совершенно  игнорировал  опытный

фактор. Декарт был далек  от  такого  пренебрежения.  Уже  в  «Правилах  для

руководства  ума»  он   осудил   тех   высокомерных   «мудрецов»,   которые,

пренебрегая опытом,  высокомерно  воображают,  что  истина  появится  из  их

головы, как Минерва из головы Юпитера. В «Рассуждении о  методе»  автор  еще

более категорически заявил: «Что касается опытов, то я заметил, что они  тем

более  необходимы,  чем  дальше  мы   продвигаемся   в   познании».   Своими

экспериментами Декарт сам великолепно это показал.  Тем  самым  он  доказал,

что рационалистический метод, если он не хочет  выродиться  в  умозрительно-

схоластическое рассуждательство,  обязан  контролировать  свои  положения  и

выводы  опытом,  уточнять  их  экспериментом  (ибо  дедуктивный   вывод   не

однозначен). К  тому  же  хотя  великий  рационалист,  вдохновленный  своими

математическими прозрениями, и был убежден в безошибочности и  эвристической

силе  правильно  рассуждающего  ума,  но  он  явно  сам  недооценивал   того

обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли не  последнюю  роль  в

выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные.

    В   целом   же   Декарт   односторонне,   метафизически    (в    смысле

антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального  фактора

методологии за счет опытного, который в основном был все же  сведен  к  роли

практического  индикатора,  выявляющего  эффективность  фактора   собственно

умственного, рационального. Чувственное  познание  совершенно  необходимо  в

повседневной  практической  жизни.  Для  теории  же  много   важнее   знание

интеллектуальное,  прямо  пропорциональное  степени  его  математизированной

достоверности.

    Для философии нового времени принципиальное значение имеет  спор  между

эмпиризмом  и  рационализмом.  Представители   эмпиризма   (Бэкон)   считали

единственным  источником  знаний  ощущения,  опыт.  Сторонники  рационализма

(Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

    Рационализм является теоретической основой рационалистических концепций

права. Суть этих концепций  в  том,  что  право  –  это  совокупность  норм,

даваемых разумом и призванных обеспечить разумный  способ  жизнедеятельности

в обществе (свобода, справедливость, равенство и  т.д.).  Эти  нормы  и  это

право носят естественный, т.е. всеобщий и  необходимый  характер,  поскольку

они выводятся разумом из самой сущности человека как существа разумного.

    Поскольку право и его нормы выводятся из неизменной сущности  человека,

то они имеют вневременной и должный характер. Они абсолютны и вечны. Они  не

зависят от конкретных социальных и исторических условий.  Они  должны  быть,

чтобы обеспечить разумную и свободную жизнь человека.

    С этой точки зрения  для  юриста-правоведа  знание  основных  положений

рационализма  необходимо.  Только  на  основе  этого  знания  можно   понять

тенденции развития  европейской  культуры  и  науки,  понять  закономерности

формирования  и  развития   европейского   правосознания   и   правоведения,

базирующихся на идеях рационализма.

 

 

                             Список литературы.

 

 

   1. Алексеев С.С. Философия права. – М.1998.

   2. Арзамасцев А.М. Философия как особый тип мировоззрения. –

      Магнитогорск, 1998.

   3. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий

   4. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. –

      М.,1987.

   5. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Мысль, 1989

   6. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). –

      М.,1996.

   7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.

   8. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская

      философия XVIII в. – М.,1986.

   9. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989

  10. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. //

      Вопросы философии, 1997. № 3.

  11. Рассел Б. История западной философии. – М.,1991.

  12. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.

  13. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. – М., 1986.

  14. Сольников В.П. Философия: Учебное пособие для юридических вузов. – С-

      Пб, 1999.

 

 



Информация о работе Эпиризм и рационализм нового времени