Экзистенциализм – философия существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:09, реферат

Описание

В 20 веке философская мысль получила дальнейшее развитие. Она находилась под непосредственным воздействием противоречивого и даже драматичного существования человеческой цивилизации. Наше время оказалось эпохой социальных катастроф, антигуманных политических режимов, многочисленных локальных и даже мировых воин, эпохой разрушения природной среды и кризиса гуманистических ценностей. С другой стороны, 20 век - это век научно-технической революции, расцвета знаний и образованности, диалога культур, время высоких надежд и ожиданий грядущего нового социального устройства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2стр.
Экзистенциализм – философия существования……………………4стр.
Фрейдизм как философское мировоззрение……………………….16стр.
Основные идеи неотомизма…………………………………………20стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29стр.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по Философии.docx

— 51.39 Кб (Скачать документ)

Философия, таким образом, не только может и  должна доказывать существование Бога, но и, исследуя частичные подобия  Бога в тварном мире, может также  познавать отчасти и божественную сущность. Однако такое познание неизбежно  ограничено - конечный ум человека не в  состоянии охватить бесконечной  полноты божественного бытия, поэтому  метод положительного богопознания (по аналогии с тварным миром) должен быть дополнен методом отрицательного богословия. В последнем случае особо  подчеркивается принципиальное отличие  Бога и мира, невыразимость божественного  в терминах человеческого языка, формах человеческого мышления. Мышление человека предназначено лишь для  познания конечных вещей - вполне определенного бытия (сущности), но не способно постичь бытие как таковое - во всей его полноте.

Такова, в общих чертах, онтология неотомизма.

Наиболее  интересная особенность современной  католической философии - это устойчивый интерес к современной науке. Этим католицизм отличается от всех прочих христианских конфессий. Если с точки  зрения теолога-неотомиста Бог может  быть познан лишь через посредство его творений, то отсюда следует, что  всякое научное знание о тварном  мире может быть полезно и даже необходимо в деле богопознания. 
Отсюда и проистекают постоянные попытки католических теологов использовать достижения современной науки для подтверждения основных положений католического вероучения.

Так, например, факт "расширяющейся Вселенной" приводит современных физиков и  космологов к теории "Большого взрыва", согласно которой наша Вселенная  возникла "из ничего" (из физического  вакуума) около 15 миллиардов лет тому назад.

Эту теорию неотомисты рассматривают как научное  подтверждение христианского догмата  о сотворении Богом мира "из ничего" в некоторый отдаленный момент прошлого. Таким образом, и современная  наука, и христианское вероучение говорят  о том, что мир возник из "ничего", что он конечен во времени и пространстве.

Сам акт  зарождения мира необъясним с точки  зрения законов физики - нет такой  физической силы, которая была бы способна породить такое событие, как "Большой  взрыв". Таким образом, создание Вселенной  выглядит как нечто сверхъестественное, как космическое "чудо".

Усматриваются и другие параллели между традиционной томистской картиной мира и современной  наукой. Важное место в томистской онтологии играет заимствование  у платоников учение о времени  и вечности. Св. Фома мыслил время в духе Платона как "подвижный образ Вечности". Соответственно, Вечность - рассматривается как "неподвижный прообраз времени" - то есть как чистая временная протяженность, лишенная становления, лишенная расчлененности на прошлое, настоящее и будущее. 
Это как бы бесконечно растянутое в сторону прошлого и будущего настоящее - "остановившееся ныне" - как определял его св.Фома. 
Но такого же рода "пространственноподобное", лишенное становления время мы находим в современной физике - а именно, в теории относительности. Поскольку согласно теории относительности пространственно-временной континуум невозможно однозначным образом разделить на временной и пространственный континуумы, - мы вынуждены здесь "мыслить" время как нечто подобное пространству - то есть как нечто уже ставшее, законченное, лишенное движения и становления. Иными словами, пространственно-временной континуум Эйнштейна-Минковского оказывается вполне аналогичным той самой Вечности, о которой писал Аквинат. Это обстоятельство и подчеркивается современными неотомистами. 
Одной из главных и постоянных мишеней критики неотомистов является дарвиновская эволюционная теория. И эта критика, надо признать, весьма солидно научно аргументирована. Следует признать, что за все те сто сорок лет, которые прошли со времени первого издания "Происхождения видов", так и не удалось собрать достаточно научных данных, подтверждающих существование дарвиновского механизма эволюции. До сих пор не найдены те самые предсказанные Дарвином "переходные формы", которые могли бы связать существующие виды животных и растений между собой и тем самым показать, каким образом одни виды возникают из других. (А этих переходных форм, по теории Дарвина, должно существовать огромное множество - и, таким образом, они должны постоянно встречаться среди окаменелостей). 
Результаты палеонтологических исследований показывают, что виды животных и растений хотя и возникли не одновременно, но тем не менее, каждый вид возникает как нечто уже законченное, полностью сформированное и далее практически не претерпевает каких-либо существенных изменений.

Весьма  сомнительной в настоящее время  представляется и концепция "животных предков" человека. Исследования показывают, что человек вполне современного вида сосуществовал почти со всеми  его предполагаемыми "предками" и, таким образом, не мог от них "произойти". Эти "предки" оказываются либо вымершими породами обезьян, либо вымершими  человеческими расами - они либо весьма существенным образом отличаются от человека, либо эти различия не превышают  той разницы, которая существует между современными человеческими расами. 
Потерпели также провал все попытки получить один вид животных или растений из другого вида посредством искусственного отбора и стимуляции мутагенеза. Мутации приводят лишь к рождению уродов. Они не способны создавать новый генетический материал, необходимый для создания нового вида. Искусственный отбор (который послужил для Дарвина моделью естественного отбора) способен на практике лишь порождать породы внутри одного и того же вида, но никогда не выводят за рамки этого исходного вида, то есть не возникают такие вариации, которые бы не скрещивались с исходным видом и давали бы жизнеспособное потомство. 
Невозможно с точки зрения естественного отбора объяснить механизм постепенного эволюционного происхождения таких сложных органов, как глаз или система эхолокации у летучих мышей, так как в "недоразвитом" состоянии эти органы нормально функционировать не могут и не могут дать организму каких-либо преимуществ в борьбе за существование. 
Также нет никаких доказательств, что живое могло самопроизвольно, путем случайного комбинирования молекул, возникнуть из неживого. Исследования показывают, что клетка даже простейшего одноклеточного организма - столь сложная конструкция, что возникнуть чисто случайно даже за миллиарды лет в самых благоприятных условиях она не могла. Более того, как показывают подсчеты, случайным образом не могут возникнуть даже отдельные белковые молекулы.

Так, белковая молекула, состоящая из 228 аминокислот 12 видов -может существовать в 10 в 300 степени различных модификациях, из которых только одна может служить  в качестве строительного материала  живого организма. Таким образом, вероятность  случайного возникновения такой  молекулы даже при самых благоприятных  условиях составляет 1/10 в 300 степени. Отметим, что если вероятность меньше, чем 1/10 в 50 степени, то она считается практически нулевой.

Подводя итог этим исследованиям, Мак-Уильяме  пишет в "Католической энциклопедии": "Нет и тени доказательства происхождения  живого из неживого, как и животной жизни из растительной жизни, как  и человеческого организма из низших животных. Стало быть, необходимо прийти к разумному выводу о воздействии  Творца, по крайней мере, на каждой из этих ступеней" (цит. по Гараджа В.И. Неотомизм. Разум. Наука. М., 1969. С.209). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

      Итак  с точки зрения философии, в наше время происходит интенсивное разрушение человеческого в человеке, и в 20 столетии он, по сути дела, стал Демиургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в 19 веке “Бог умер” (Ф. Ницше), то 20 веке “человек умер” (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и предпосылки глобальных противоречий и проблем в развитии современной цивилизации. 

      В наше время развитие человеческого  рода создает почву для глубоких тревог и опасений , ведь в 20 веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. И здесь основное направление философии является ускоренность разумных и нравственных начал в культуре общества, существования Человека и Природы. Многие философы считают, что будущее человечество возможно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не нарушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм своего существования в Космосе и новой миссии в нем. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Антология мировой философии в 4-х томах. М., 1972.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. Ч.1. – М.: Политиздат, 1989.
  3. История философии: Учебное пособие для вузов/ А.Н. Волкова, В.С. Горнев, Р.Н. Дальниченко и др. – М.: Изд-во ПРИОР, 1997.
  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991.     
  5.   Сартр Жан-Поль Экзистенциализм — это гуманизм// Сумеркибогов М., 1989.
  6. Хайдеггер Мартин. Письмо о гуманизме//Время и быти е. М.,1993
  7. Камю Альбер. Бунтующий человек. М. , 1990.
  8. Бердяев Николай. Философия свободного духа М., 1994.

Информация о работе Экзистенциализм – философия существования