Характерные черты эпохи Возрождения. Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание

Философия (филео - любовь, софос – мудрость.) - любовь к мудрости. Будьте мудрыми и все проблемы найдут плодотворное решения, вы почувствуете себя счастливым человекам и поймете, что овладеть внешним миром можно при условии осознания себя самого как микрокосмоса и Вселенной как макрокосмоса. Уже Протагор в 6 в. До н. э. говорил «Человек есть мера всех вещей!»

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 341.50 Кб (Скачать документ)

Эпоха Ренессанса – в  первую очередь переворот в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Это период духовного изменения общества, когда церковь утратила свои идеологические потребности и возникла потребность в новом мировоззрении.

Оглядываясь на достижения античности, можно сказать, что деятели  Возрождения создали новую культуру.[1] Это не могло не наложить отпечаток на развитие философии.

Важнейшей особенностью философии  Возрождения является антисхоластическая направленность взглядов и сочинений  мыслителей того времени. Другая типичная черта – создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу. По сравнению с теоцентричной философией Средневековья, характерной особенностью философской мысли стал антропоцентризм. Возникает убеждение в том, что человек является высшей ценностью, не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия.

В этот период меняется общая  ориентация философии и стиль  философствования. Обращение к человеку и его земному существованию  знаменует начало новой эпохи, зародившейся в Италии, которая стала на границе 15-16 веков общеевропейским явлением.

Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употребляющегося ещё в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась таким дисциплинам, как грамматика, риторика, поэзия, история, этика.[2] Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название гуманитарных дисциплин.

Родоначальником гуманизма  считается поэт и философ Франческо  Петрарко (1304 – 1374). Он считал, что  прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чём-то превзойти её. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

В трактате «Моя тайна» Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни. Это произведение он построил в форме  беседы трех лиц: Августина, Франциска  и Истины. Однако Истина, хоть и обозначена участницей беседы, ни разу не вступает в спор. Поэтому трактат является диалогом между Франциском и Августином. Петрарка ищет истину, пытается разобраться в самом себе, именно в этом и заключается смысл диалога.

Петрарка считал, что  содержанием подлинной философии  должны стать науки о человеке. Во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями  Петрарка заложил основу формирования Личностного самосознания эпохи  Возрождения. В эпоху Ренессанса человек постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие  деятельности. Сама ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью её деятельности.

Воплощением этого подхода  может служить деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Итальянский архитектор, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик эпохи Возрождения. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. В ряде трактатов он обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки.

Имя Леона Баттисты Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. Альберти сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечая  его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно  считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). Он был выдающимся итальянским гуманистом, одним из наиболее ярких мыслителей 15 века. Вала стоял в центре гуманистического движения своего времени. В своем главном философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека он провозглашает стремление к наслаждению. Критерием нравственности у Валлы выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль  второй половины 15 века обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых  стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. С одаренностью и разносторонностью человека гуманисты связывали представление о его достоинстве. Не случайно множество сочинений гуманистов так и назывались: «О достоинстве человека», «О человеке и его достоинстве» и так далее. Особенно знаменита «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы  (1463-1494), в которой доказывается, что человек, представляющий собой четвертый и последний мир после поднебесного, небесного и подлунного, есть максимальный синтез всех областей бытия, не свойственный никакому из других трех миров.

Утверждается, что Бог  не создал человека по своему образу и  подобию, но предоставил ему возможность  творить самого себя. Апогеем гуманистического антропоцентризма становится мысль о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его  удивительными творениями, мыслители  Ренессанса неизбежно приходили  к сближению человека с Богом. В подобных рассуждениях Джованни Пико Мирандолы,  Марсилио Фичино (1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека.

Но гуманисты не были еретиками или атеистами. В большинстве они оставались верующими. Но на первый план гуманисты выдвигали человека, а затем говорили о Боге.

Гуманистическое мировоззрение  включало в себя антиклерикальные взгляды  – воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

Выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков  служителей церкви и нравственной развращенности монашества содержатся в произведениях  Лоренцо Вала, Леонардо Бруни (1374-1444), Поджо Браччолини (1380-1459), Эразма Роттердамского (1469-1536) и других. Но все выше сказанное не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них были возведены в 15 веке на папский престол.

Особое место в философии  Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства – это основанные на реалистических принципах политические теории Николо Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиччардини (1482-1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Николо Макиавелли. В своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» наиболее последовательно выразил политическую мысль эпохи Возрождения.[3]

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Судьба – это те условия, в которых человек вынужден действовать, «это разрушительная река», которая может принести людям неисчислимые бедствия, но ее напору, по мнению Никколо, можно противостоять. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту – воплощение человеческой энергии, умения, таланта.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Политика, по Макиавелли, абсолютно автономна. Она есть порождение не морали и не религии – наоборот, мораль и религия есть порождение политики. Задача политической науки для него заключалась в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, не предаваясь утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Политическая цель – это высшая цель, для достижения которой годятся все методы. Провозглашенный им закон политической морали «цель оправдывает средства» принес Макиавелли дурную славу. Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против некоей политической цели. Критерием оценки могут быть лишь польза и политический успех. Политический успех же для Макиавелли есть успех общества. Он был демократом, республиканцем, но не монархистом, хотя одно из его произведений и называется, как было уже упомянуто, «Государь». Смысл и дух этого произведения заключается в том, что хороший государь должен служить на благо обществу. Высшая цель – цель общества, а не отдельного гражданина, даже если этим гражданином является  монарх. Поэтому не нужно выдумывать никакие идеальные государства, не нужно ничего строить, нужно просто познавать реальный общественный мир и жить в этом мире.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он спустил политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой – до искусства возможного.

В историю науки Макиавелли вошел как родоначальник политического  реализма и создатель доктрины моральной  целесообразности.

В этот период существенное развитие получила идея социального  равенства людей. Она воплотилась в целой серии проектов и моделей общественного устройства, в котором отношения между людьми должны были быть организованы с учетом личности и требований морали. Такого рода учения связаны, прежде всего, с именами английского гуманиста Томаса Мора и итальянского философа Томмазо Кампанеллы.

Томас Мор в своей  утопии развивает идею платоновского  «Государства», будучи убежденным, что  от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ  все доброе и злое». Он считал, что  главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозных преследований. У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.

Свой идеал общественного  устройства выдвинул Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца». Он считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Кампанелла считал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Существенным моментом в программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

Таким образом, в эпоху  Ренессанса начал формироваться  новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Важнейшим долгом гражданина было служение обществу и Отечеству.

Натурфилософия эпохи  Возрождения

Философская мысль эпохи  Возрождения была тесно связана  с развитием естествознания (но не с традиционной наукой университетов) Схоластическое знание о природе, достигшее наивысшего уровня в поисках парижских и оксфордских ученых XIV в., нашло адекватное выражение в философии позднего номинализма. В XV-XVI вв. происходят важные сдвиги в естествознании. Великие географические открытия приводят к пересмотру кардинальных положений традиционной картины мира, а XVI век ознаменован коперниканской революцией. Ренессансное естествознание послужившее одной из исторических предпосылок возникновения классической механики, было неразрывно связано с пересмотром методологических, философских основ тогдашней науки. Наиболее яркое стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Николая Коперника (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630), Галилео Галилея (1564 – 1642).

Леонардо да Винчи, получив образование в художественных мастерских, быстро становится первоклассным мастером живописи. Его картины "Джоконда", "Тайная вечеря" и другие представляют главные шедевры ренессанского времени. Сфера его инженерных интересов необозрима. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта — эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании ("Наука — полководец, а практика — солдаты"). По праву вошел в историю науки как пионер современного естествознания.

По мнению Николая  Кузанского, природа является производной  от Бога, который рассматривается  как высшее абсолютное бытие. Присваивает  природе божественные атрибуты (бесконечность  в производстве, но не в той мере, что Бог, но все же «Нельзя считать его и конечным, т.к. он не имеет границ, между которыми заключен». Выступает против теологического принципа о конечности Вселенной и сотворенности ее во времени, утверждает, что Земля не является центром Вселенной.

Важнейшим научным открытием рассматриваемого периода является гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. "Коперникианский переворот" подорвал многовековое господство Аристотелевско-птоломеевской космологии, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, повлёк далеко идущие выводы о несостоятельности религиозных представлений, способствовал формированию научного мировоззрения, оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие естествознания.[4]

Информация о работе Характерные черты эпохи Возрождения. Философия Сократа