Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:00, реферат

Описание

Одним из самых серьезных и актуальных вопросов на сегодня является решение глобальных проблем современности: философия рассматривает проблемы, которые, казалось бы, затрагивают почти каждую науку, в том числе экономику, географию, математику и много других. Над этими проблемами работают почти все сферы и отрасли наук, связанные с самим человеком и Землей. Почему тогда именно философия должна выдвигать решение проблем современности?

Содержание

Введение 3
1. Философия о глобальных проблемах современности 4
1.1. Глобальные проблемы современности 4
1.2.Происхождение и решение глобальных проблем 7
Заключение 10
Список литературы 11

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИЯ. готовая работа.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из самых серьезных и актуальных вопросов на сегодня является решение глобальных проблем современности: философия рассматривает проблемы, которые, казалось бы, затрагивают почти каждую науку, в том числе экономику, географию, математику и много других. Над этими проблемами работают почти все сферы и отрасли наук, связанные с самим человеком и Землей. Почему тогда именно философия должна выдвигать решение проблем современности? Это будет более понятным, если рассмотреть, какие именно проблемы входят сегодня в этот список. И, казалось бы, выход можно найти, ведь сегодня у человечества столько планов, решений и технологий... почему тогда все до сих пор стоит на месте? Ответ в том, что все зависит от самого человека, и все же он стоит в центре этих вопросов: его настоящее, его будущее. С семидесятых годов двадцатого века возникло направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем современности.

Что касается решения глобальных проблем  современности, философия рассматривает  каждую из этих проблем, способы решения, выдвигает гипотезы относительно будущего, прогнозирует ситуацию, в центре которой  человек и цивилизация. Сначала эти проблемы не были глобальными и касались только отдельных стран, но вскоре статус каждой из них менялся. Рассматривая решение каждой из них, мы, прежде всего, заботимся как о благополучном будущем нации, так и отдельных стран. Некоторые из проблем можно выделить для каждого человека непосредственно, в чем и заключается философия глобальных проблем.

На данный момент существуют различные типологии, по их объединению. Мы рассмотрим основные из них: проблема мира и войны, экономическая, демографическая, производственная проблемы, проблема преодоления отсталости стран, что развиваются, проблема освоения мирового океана, снижения роста численности населения на Земле, как и уменьшения нравственности людей. Сложно определить решение каждой из них, ведь мало просто констатировать факт их существования согласно современности.

В данной работе, мы рассмотрим каждую из означенных проблем подробнее, а  также постараемся проанализировать их с точки зрения философии.

 

1. Философия о глобальных проблемах современности

1.1. Глобальные проблемы современности

XXI век продолжил общую тенденцию,  которая сложилась в XX веке  – тенденцию общего роста масштабов  человеческой деятельности, которые  приобретают или уже приобрели  всеобщий характер, т.е. они становятся общезначимыми для всего человечества, носят глобальный характер.

Каковы же истоки глобальных процессов, которые сегодня происходят в  мире? Очевидно, что основным его  истоком является глобальность самой  человеческой природы и сущности, выражающейся в ее универсальности и изменчивости, «безбрежности способностей человека» (В.С. Барулин); его сознание, труд и творчество определяют, в конечном итоге, основные принципы глобальных процессов в мире).

Эта тенденция глобализации охватывает собой все социокультурное бытие цивилизации, что, с одной стороны, ведет к сближению стран и регионов мира, а значит – к необходимости перестройки всей системы мировых общественных отношений (эта позитивная сторона глобализации обеспечивает то, что достижения человеческого разума становятся достоянием всего мирового сообщества), а с другой стороны, в ходе этого процесса возникают антагонистические противоречия, конфликты, которые порой разрастаются, что ведет к глобальному противостоянию (эта негативная сторона глобализации ведет к нарушению достигаемого паритета, а значит – нарушению гармонии в мире.1

Если прежде человек был  «включен» в противоречия и конфликты своей страны или региона, то теперь он встал как бы лицом к лицу с противоречиями всего мира. Оказалось, что для жителя, например, Украины, имели и имеют весьма важное значение конфликты в Югославии, Ираке, Афганистане и других регионах мира.

XX век и начало XXI в. обнажили  и новые границы взаимозависимости  отдельного человека и человечества. Эта взаимозависимость выражается в общности угрозы, которая стала реальной, для уничтожения всего мира. Эта угроза небытия как бы уравняла весь род человеческий и каждого отдельного человека в том, что каждая человеческая жизнь и есть основа бытия всего человечества. Другими словами, меняется содержание и понимание ценности самой человеческой жизни.

Вывод, который напрашивается сам  собой, состоит в том, что глобальные проблемы, возникшие в мире по вине самого человека, должны быть разрешены  самим человеком и всем человечеством  в целом.

Что же собой представляют глобальные проблемы современности?

Как показывает реальный, конкретно  – исторический опыт XXв., в современных  условиях человечество столкнулось  с совокупностью проблем общемирового характера, получивших название глобальных. Эти проблемы порождены противоречиями процесса общественного развития в целом и затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете, всех стран и народов. От их позитивного решения в значительной степени зависит благополучие нынешних и будущих поколений. Решить их силами одного государства или группы государств просто невозможно, ибо для этого необходимо мировое международное сотрудничество на основе абсолютно полного взаимопонимания и равноправия, уважения и суверенитета каждого участника переговоров на основе общепринятых норм международного права.

Авторы учебного пособия «Введение в философию» (под ред. Л.Н.Никитина) выделили три группы глобальных проблем современности: к первой отнесли – проблемы войны и мира разоружения, выживания; ко второй – проблемы использования достижений научно – техничного прогресса, демографические, развития образования, здравоохранения, культуры; к третьей – это проблемы, связанные с природными ресурсами, энергией, продовольствием, экологией2.

Мы бы могли перечислить наиболее известную классификацию, означенную во введении, и рассмотреть названные проблемы подробнее.

Проблема мира и войны существовала всегда, когда существовало человечество. Его история наполнена войнами  и мирными договорами, причины  и последствия которых были самыми разными и непредсказуемыми. Но глобальной для всего населения эта проблема стала с появлением ядерного оружия, способов массового поражения. Для решения этой проблемы создаются мирные организации, мероприятия, как например в 1994 была создана программа НАТО «Партнерство ради мира», в которую вошли 24 государства. Содержание ядерного оружия контролируется, но все же существуют страны, которые находят способ удерживать оружие нелегально.

Экономичная проблема – это ухудшение  окружающей среды, что включает накапливание ядовитых веществ в земле, загрязнение атмосферы и гидросферы, вырубку лесов, которые так нам нужны для полноценной жизни во многих аспектах, так и для воздуха, деградация грунтов, - все это следствие вмешательства человека в природу. С этими проблемами связаны сырьевая и энергетическая, которые появились в 70-х годах двадцатого века. Это включает в себя использование природных ресурсов, запасы которых не восстанавливаются, увеличение темпов производства. Ресурсы, которыми мы пользуемся, бывают исчерпываемые и не исчерпываемые, и сожалению, исчерпываемых намного больше. Что будет делать человечество, когда ресурсов почти не останется, или они исчезнут вовсе? Проблема стоит остро для всего мира, и сегодня разделяют два пути решения этой задачи: экстенсивный и интенсивный. Либо человечество сможет найти новые источники, заменить их, либо сократить использование тех, которые мы используем сегодня.

Демографическая проблема включает в  себя голод, демографическое состояние  стран сегодня. Дело в том, что в одних из них наблюдается демографический кризис, в других – демографический взрыв. Это угрожает тем, что некоторые нации, как, например, европейские, могут вскоре совсем исчезнуть, в итоге их заменят другие, например азиатские. Решением этой проблемы может быть демографическая политика, пропаганда среди верующих, подъем уровня образования. Среди причин голода в некоторых странах: бедность, нехватка денег на оборудование, экспорт технических культур и недостаток продовольственных, раздробленность земельных участков. В решении проблемы этой отрасли есть два пути: увеличение посевных участков или получение больше продукции на существующих.

Для того, чтобы преодолеть отсталость малоразвитых стран, предусмотрены  такие решения: демографическая  политика в этих странах, новые реформы, ликвидация монокультуры, устранение межэтнических конфликтов, уменьшение военных расходов, перестройка собственного хозяйства. Для того, чтобы помочь отстающим странам, также создают организации и мероприятия. Например, после 1945 года создана организация ООН-ФАО для решения вопросов продовольствия и сельского хозяйства.

Кроме материальных проблем существуют также психологические, духовные, к  которым более причастна сама философия. Это падение нравственности, культуры народа. Решение этой проблемы уже зависит индивидуально от каждого из нас: какой путь мы выберем сегодня, в это время? Кого мы сможем научить мудрости и рассудительности? Говорят, для того, чтобы изменить нацию, нужно сначала начать с самого себя. Мы критикуем всех вокруг и теряем веру в лучшее, но каждый из нас чего-то ожидает, игнорирует себя и утопает в массовых стереотипах. Может, следует для начала каждому из нас работать над самим собой? Если большинство людей прислушается к этому, мир станет намного лучше и это будет эффективней массовой пропаганды.

Решение глобальных, касающихся всего  человечества, проблем современности  лежит на плечах каждого отдельного человека, однако и философия здесь  не на последнем месте. Нас затрагивают  различные проблемы, для которых  характерна причастность, как всей нации, так и каждого индивидуально. Не стоит оставаться в стороне до того дня, когда будет слишком поздно. Время действовать на благо будущего своих родных, детей и внуков.

Актуализация  глобальных проблем связана с  возникшем на Западе так называемом «Римском клубе», президентом которого был известный ученый А. Печчеи, ныне покойный. Если с самого начала работа этого клуба носила позитивный характер, то затем он стал политизироваться, что привело к его деградации и исчезновению.

В целом, можно сказать, что глобальные проблемы современности чрезвычайно разнообразны по характеру и содержанию, глубине и последствиям.

1.2.Происхождение и решение глобальных проблем

В социальной философии марксизма  выделены две их основные причины. В  XX в. они возникли: 1) в условиях «раскола» мира на две противоположные общественные системы; 2) в связи с растущей интернационализацией мировых хозяйственных, социальных, политических и культурно – духовных связей, с углублением международного разделения труда; 3) в связи с универсальной и изменчивой природой и сущностью самого человека.

Рассмотрим некоторые из них.

I. Одной из важнейших проблем глобального характера является проблема войны и мира.

В современный век главной опасностью для всего человечества является ядерная и термоядерная война. По сути своей ядерное и термоядерное оружие является аморальным, бесчеловечным, безнравственным… Оно указывает только на одно – насколько может быть глух и несовершенен, недальновиден человек или политик, от которого зависит приведение его в действие. Цивилизация уже в 60-х гг. XX в. стояло на грани ядерной войны между СССР и США. И только взвешенность и благоразумие Н.С. Хрущева и Дж. Кеннеди позволило избежать ядерной катастрофы.

Дорого человечеству обходились и  обходятся войны, ибо они «уносят» миллионы человеческих жизней. К сожалению, приходится константировать тот факт, что войны сопровождают всю историю человечества. С 3500г. до н.э. по настоящее время человечество жило без войн 300 лет. Остальное время в мире произошло 14 тысяч 530 войн3.

В XX в. масштабность войн была таковой, что они стали мировыми, ибо охватили собой целые регионы, континенты, десятки стран, в свое пекло вторгнули миллионы людей. Если в 1-й мировой войне приняли участие 38 стран, то во второй – 61 государство, т.е. 80% всего населения нашей планеты.

В XX в. локальные конфликты грозили перерости в мировые войны: американская война во Въетнаме, советская экспансия в Афганистане и нынешняя американская экспансия в этой стране, война США с Ираком и т.д.

Любая война является трагедией  для человеческого сообщества, ибо  несет человеческие жертвы. Так, в  XVIIв. в войнах погибло 3,3 млн. человек, в XVIII в. – 5,5 млн. чел., в XIX – 16 млн. В XXв в обоих мировых войнах погибло 60 млн. человек (сюда входят не только военные, но и гражданские лица).

Можно констатировать тот факт, что  в мировое сознание человечества вошла простая идея: от собственной  деятельности людей, от их благоразумия или его отсутствия, от человеческой дальновидности или близорукости зависит сохранение человека, всего человеческого рода, всей цивилизации в целом.

Очевидно, что без формирования современного политического мышления, опирающегося на реализацию норм международного права, мышления, отличающегося уважением  к людям и народам иного цвета кожи, иных взглядов или иной веры, а само международное право, окончательно очищенное от двойных стандартов – категорически и абсолютно объявляющего вне закона все войны и другие формы международного насилия.

Одной из глобальных проблем современности – является проблема экологическая.

На заре человечества, в условиях первобытного общества, существовало, хотя и примитивное, но все же единство человека и природы. Нарушилось это  единство в связи с общественным разделением труда и возникновением частной собственности на средства производства, когда началось бесконтрольное и широкомасштабное воздействие человека на природу. Сегодня уже сама природа взывает к человеку, homo fabier, с мольбой о пощаде и защите. В свое время К.Маркс предупреждал: «Природа, если развивается стихийно, а не управляется сознательно, оставляет после себя пустыню».

В последние десятилетия в науке  и философии появился новый термин «экология человечества». Само понятие «экология» в переводе с греческого означает «изучение собственного дома». Но для современного человечества таковым стала вся планета.

Информация о работе Глобальные проблемы современности