Гипотеза и ее роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:01, реферат

Описание

Многовековая познавательная деятельность людей показывает, что всякое научное исследование производится не вслепую, а по строго разработанному плану, построенному на основе определенных соображений, мыслей и рассуждений. Поэтому, прежде чем научно объяснить причину того или иного явления, создать научно обоснованную теорию, открыть тот или иной закон развития природы или общества, исследователь часто строит предварительные догадки, предположения, которые в процессе дальнейшего исследования или отвергаются (если они оказываются ложными), или превращаются в достоверные истины, или становятся вероятными предположениями, т. е. гипотезами. Гипотезы в свою очередь могут в дальнейшем или подтверждаться, т. е. превратиться в научно обоснованную теорию, или могут быть опровергнуты дальнейшим развитием науки и общественной практики.

Содержание

Введение 3
1. Сущность гипотезы. 4
1.1. Определение гипотезы 4
1.2. Условия выдвижения и состоятельности научной гипотезы 8
1.3. Обоснование гипотезы и пути превращения ее в научную
теорию 12
2. Роль гипотезы в познании 15
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

3курс ФИЛОСОФИЯ Реферат.Гипотеза и ее роль в познаниии.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

5.                 Возможно более строгий язык, на котором излагается гипотеза. Это условие не всегда может быть выполнено, но оно значительно повышает логическую строгость гипотезы, делает возможным четкое изложение ее основ и получение выводов в количественной форме.

В логике исследованы различные формы проверки гипотез. Первая из них – непосредственная доступность наблюдений той причины, которая ранее была скрыта. Так, гипотеза о наличии жизни на Венере была опровергнута в результате полетов космических кораблей на эту планету. Вторая форма проверки состоит в сравнении всех гипотез о данном явлении и отбрасывание тех из них, выводы которых противоречат фактам. Оставшаяся гипотеза и будет истиной. Использование этой формы проверки ограниченно, ибо редко бывает, чтобы известны были все возможные объяснения. Третья форма проверки гипотезы состоит в выведении ее из некоторого более общего положения, которое является достоверным знанием. Все эти логические формы проверки гипотезы редко имеют самостоятельное значение, чаще выступая в качестве моментов основного пути превращения гипотезы в теорию. Этот главный путь достижения достоверного знания – практика. Если следствия, выводы гипотезы не соответствуют действительности, необходимо уточнить основы гипотезы или отбросить ее. Если следствия гипотезы подтверждается, в этом случае гипотеза может переходить в новую форму научного знания – теорию. Так, выдвинутая Планком квантовая гипотеза после проверки и подтверждения стала научной теорией.

Выступая в форме теорий, гипотез, моделей и т. д., научное знание в современных условиях оказывает двоякое воздействие на все формы практического сознания общества. Во-первых, через систему образования и обучения и, во-вторых, что самое важное, - через технологию, производство, методы планирования и управления и т. д., т. е. через социальные формы «жизни» науки. Поэтому выводы, полученные в результате социально-научных исследований процессов изменения в теоретическом знании, имеют важное мировоззренческое значение и, безусловно, будут способствовать дальнейшей разработке и конкретизации материалистической диалектики как теории развития, теории познания и диалектической логики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов. Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

Характеризуя значение гипотез в естественнонаучном исследовании, Энгельс писал: «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза. Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения, опирающегося сперва только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Если бы мы хотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона».

Когда гипотеза подтверждена наукой и человеческой практикой, она перестает быть гипотезой и превращается в научную теорию. Если гипотезы подтверждены, они становятся законами науки и, приведенные в логическую связь с другими ее законами, становится элементами новой теории.

Гипотезы важны также и тем, что они нередко приводят нас к новым исследованиям и новым открытиям. Это чаще всего бывает при проверке гипотезы, когда из нее вводятся все возможные следствия и сравниваются с фактами объективной деятельности. При этом исследователь может обнаружить такие следствия, которые открывают новые явления реального мира, новые связи и закономерности, которые раньше были не известны. Этим гипотеза наводит исследователя на правильный путь новых исследований и открытий. Ярким подтверждением этого является, например, открытие космических лучей.

Известно, что космические лучи были открыты в процессе проверки истинности гипотезы о том, что воздух является проводником электричества потому, что он ионизируется излучением радиоактивных веществ. Когда стали проверять истинность этой гипотезы, практически определяя степень ионизации воздуха на разных высотах, то оказалось, что на большой высоте воздух ионизирован значительно больше, чем у поверхности Земли. Было ясно, что воздух ионизируется не только излучением земных радиоактивных веществ, но и чем-то другим. Позже было установлено, что ионизируется воздух космическими лучами, пронизывающими атмосферу. Так были открыты космические лучи.

Гипотеза как особый прием, метод научного познания, занимает важное место в исследовании явлений действительности, находит широкое и плодотворное применение в изучении самых различных областей материального мира.

В целом я довольна выполненной работой. Все поставленные задачи выполнены.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреев И.Д. О методах научного познания. М.,1964.

2. Виноградов В.Г. Научное предвидение. М., 1973.

3. Меркулов И.П. Метод гипотез в истории научного познания. М.,1984.

4. Назаров И.В. История и философия науки. Екатеринбург, 2003.

5. Философия: Учебник для высших учебных заведений./ Под ред. И.В. Назарова. Екатеринбург, 2001.

6. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.,1978.



Информация о работе Гипотеза и ее роль в познании