Гегель и философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2011 в 11:38, контрольная работа

Описание

Проблемы философии права занимают большое место в творчестве Гегеля. Философ исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля. «Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, трактуемые под философским углом зрения, приобрели форму "философии права", философии государства.

Содержание

Введение………………………………………….…………………………..……...3

1. Развитие понятия права……………………………..…….………………………..4

1.1.Уровни развития права…………………………..…….……………………….5

1.2. Объективная и субъективная стороны права……..….……………………….7

2. Основные значения понятия «права»………..……………………………………9

Список используемой литературы……………………….……………………….

Работа состоит из  1 файл

11. Гегель и философия права - Контрольная по философии права.docx

— 37.11 Кб (Скачать документ)

Содержание

    Введение………………………………………….…………………………..……...3

1. Развитие понятия права……………………………..…….………………………..4

    1.1.Уровни развития права…………………………..…….……………………….5

    1.2. Объективная и субъективная стороны права……..….……………………….7

2. Основные значения понятия «права»………..……………………………………9

    Список используемой литературы……………………….……………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблемы философии права занимают большое место в творчестве Гегеля. Философ исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля. «Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, трактуемые под философским углом зрения, приобрели форму "философии права", философии государства. У Канта "практическая философия" делилась на философию права как учения о праве и на этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает право как объективное определение, санкционирование человеческой воли, свободы. Это своего рода телеологический принцип, "практическая философия" во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип "философии права", то, восходя здесь к определению Руссо, "практическая философия" становится и философской этикой, и учением о праве одновременно. Детально разработана система индивидуальных и общественных добродетелей. Речь идет также о праве, о философском осмыслении экономических проблем, о философской концепции конституционного государства. Здесь - удивительная плотность до сих пор актуальных проблем.

     Существует  множество понятий права и  собственности, но я постараюсь изучить  как можно больше понятий и  выбрать из них те, которые несут  больше информации и изложить их в  своей контрольной работе.

     Для Гегеля философия "есть проникновение  в разумное, есть постижение наличного  и действительного, а не выставление  потустороннего начала". Во введении к "Философии права" Гегель пишет: "Философская наука о праве  имеет своим объектом идею права - понятие права и его осуществление". 
 
 

1. Развитие понятия права.

     Уже в работе "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве" (1802—1803) Гегель различает три научных способа трактовки естественного права: эмпирический (концепции Гоббса, Руссо и других мыслителей до Канта); формальный (подход Канта, Фихте и их последователей) и абсолютный (свой подход)1.

     Теоретические конструкции гегелевской философии права - концепция разумной действительности, понимание и изображение процесса общественно-политической жизни в виде торжества конкретного (всеобщего и целостного) над его составными частями и абстрактными моментами, методология и приемы конкретизации понятия права, реализация свободы в иерархический ряд прав, трактовка государства как истины и цели всего объективно-духовного развития и т. п. - несут весьма существенную, политически значимую нагрузку во всей гегелевской философии права. С этими конструкциями связаны, в частности, различные аспекты антидемократичности, антииндивидуализма, конформизма, не критичности, свойственные гегелевской диалектике в сфере политики.

     Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие  свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства  реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. В том, что свободно, и есть наличие воли, так как  мышление и воля в гегелевской  философий отличаются друг от друга  не как две различные способности, а лишь как два способа - теоретический и практический - одной и той же способности мышления.

     Признавая заслугу Монтескье в выделении  исторического элемента в положительном  праве, Гегель вслед за ним утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень  его исторического развития, естественные условия его жизни. Но Гегель вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его. Те или иные обстоятельства исторического развития права и государства не относятся непосредственно к их сущности. Исторический материал, не будучи сам по себе философски-разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия. 

     1.1. Уровни развития  понятия права.

     В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными  уровнями развития понятия права  являются:

     1. Абстрактное право

     2. Мораль

     3. Нравственность.

Эти три этапа  развития понятия права осуществляют общий путь развития понятия в  гегелевской философии.

     Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие права пока еще абстрактно. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов2.

     Вторая  ступень в развитии идеи права - мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали - внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

     На  данной ступени свобода проявляется  в способности индивидов совершать  осознанные действия (умысел), ставить  перед собой определенные цели и  стремиться к счастью (намерение  и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед  другими людьми (добро и зло). В  учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности  индивида.

     Третья, высшая, ступень осмысления права  человеком - нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

     Различая гражданское общество и политическое государство, Гегель под гражданским обществом по существу имеет в виду буржуазное общество. "Гражданское общество, — пишет он, — создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право"1. Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права — это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности, моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в древности, ни при феодализме.

     Но на ступени гражданского общества, по схеме Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так как стихия столкновений частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы — в область государства.

     Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне - собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники)3.  

     1.2. Объективна и субъективная  стороны государства.

     С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

     Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его  верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя - палата депутатов - избирается гражданами по корпорациям и товариществам.

     Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести  до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит  чиновникам, осуществляющим правительственную  власть. Как считал Гегель, высшие государственные  чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя  чиновничью бюрократию, Гегель называл  ее главной опорой государства “в отношении законности”.

     С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство - это шествие бога в мире; “его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю”.

     Политический  идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу  с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.

     В учении о внешнем государственном  праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в  целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в  то же время оправдывает возможность  решения споров международного характера  путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная  оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

     Политическое  учение Гегеля оказало огромное влияние  на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные  положения послужили теоретической  основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации. 

     2. Основные значения понятия «права».

     До Гегеля понятие "право" не употреблялось в столь широком значении, охватывающем всю ту область, которая обозначается им как сфера объективного духа.

Информация о работе Гегель и философия права