Франческо Петрарка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:53, реферат

Описание

Данте Алигьери считается предтечей философии эпохи Возрождения. Собственно же первым ренессансным философом является Франческо Петрарка (1304–1374), может быть, известный больше как замечательный поэт, но, тем не менее, основавший гуманистическое направление в ренессансной философии — то самое, которое является первым этапом в общепринятой ее классификации.
Основные свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»). В начале первого трактата Петрарка говорит, что он ничего не знает, что он невежда в философии. Эти слова — одновременно ирония и истина, так как Петрарка действительно не имел философского образования. А далее он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 23.30 Кб (Скачать документ)

2. Франческо Петрарка

Данте Алигьери считается предтечей философии  эпохи Возрождения. Собственно же первым ренессансным философом является Франческо  Петрарка (1304–1374), может быть, известный  больше как замечательный поэт, но, тем не менее, основавший гуманистическое  направление в ренессансной философии  — то самое, которое является первым этапом в общепринятой ее классификации.

Основные  свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве»  и «Моя тайна» («О презрении к  миру»). В начале первого трактата Петрарка говорит, что он ничего не знает, что он невежда в философии. Эти слова — одновременно ирония и истина, так как Петрарка действительно  не имел философского образования. А  далее он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах.

Петрарка  иронически замечает: мы живем в  счастливое время, потому что раньше был один, два, самое большее семь мудрецов, теперь же их буквально толпы, стада, которые наполнили все  университеты. Он обличает университетское  образование и кажущуюся мудрость, которая в устах Петрарки предстает  псевдомудростью, которая оперирует различными терминами и словами, но ни к познанию Бога, ни к познанию человека не имеет никакого отношения.

Схоласты  взяли за образец для себя философию  Аристотеля, однако аристотелизм в трактатах схоластиков во многом извращен. Поэтому Петрарка оговаривается, что, выступая против современной философии, он выступает не против Аристотеля как философа, жившего в Древней Греции, а против аристотеликов. Чтобы знать Аристотеля, нужно изучать самого Аристотеля и всю античную культуру. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к такому гению античной философии, как Платон. Именно с Петрарки ведет свое начало платоническая линия в философии Возрождения.

Петрарка  возражает против «варварской латыни», на которой пишутся трактаты и  ведутся диспуты в университетах. Этой латыни, в которой нет ничего живого, он противопоставляет латынь, на которой писали Вергилий, Цицерон  и другие древнегреческие поэты  и философы. Главная проблема для  Петрарки —познание не Бога, а человека, ибо познанием Бога должны заниматься небожители.

Попутно он замечает, что если не все небожители преуспели в познании Бога, а некоторые, самые выдающиеся из них, даже отпали от Него, то что же говорить о человеке? Человек тем более не может познать Бога и поэтому должен изучать только сам себя. Поэтому акцент в философии Петрарка ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть. Именно в этом пафос всего творчества Петрарки и его философских трактатов, писем, стихов.

В трактате «О презрении к миру» Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни. Это произведение построено в  форме беседы трех действующих лиц  — Августина, Франциска и Истины. Однако Истина, хотя и обозначена участницей беседы, ни разу не вступает в спор. Поэтому трактат является, собственно, диалогом между Франциском и Августином. Иногда говорят, что существует аналогия между Франциском и Франческо, что  здесь идет спор самого Франческо  Петрарки с христианским мировоззрением, которое он представляет под именем Августина.

Но, скорее всего, здесь беседа Петрарки с самим  собой, и не случайно, что Истина все время молчит. Петрарка ищет истину, пытается разобраться в самом  себе, именно в этом и заключается  смысл диалога. Августин проповедует  истины христианской веры, говорит  о том, как следует жить, с чем  Франциск соглашается, но при этом говорит, что у человека есть и земные дела, которым он должен уделять внимание, и дела эти настолько увлекательны, что далее идут пространные им похвалы.

Августин  не возражает против такого понимания  ценностей земной жизни и не осуждает его, так что в самом диалоге  видно, что Петрарка пытается разобраться  с самим собой и решить вопросы  о смысле жизни и цельности  земного человеческого бытия  в рамках христианского миросозерцания. Насколько это ему удается, сказать  трудно: Истина молчит, а сам Петрарка не дает окончательного ответа.

Естественно, сам Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость  гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистического направления в ренессансной философии и — в более широком плане — основоположником гуманизма вообще.

Данте Альгьери

Первым  мыслителем эпохи Возрождения по традиции принято называть Данте  Алигьери, хотя он и жил с 1265 по 1321 гг., в эпоху расцвета схоластической философии. Именно у Данте впервые  появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического  философствования. За эти идеи Данте  и был изгнан из родного города (за выступление против папства). Известно его основное произведение — «Божественная  комедия»; менее известны трактаты — «Пир» и «О монархии».

Из сюжета «Божественной комедии» видно, что  для Данте проводником по аду, чистилищу и раю служит не некий  ангел, святой или отец Церкви, как  было бы логично предположить, а  Вергилий — античный мудрец, оратор, поэт. Именно он для Данте является человеком, который лучше всего знает то, что творится в мире земном и неземном. Одно это уже свидетельствует о том, что для Данте основными являются ценности не только христианские.

Сама  картина мира у него вполне укладывается в рамки католического миросозерцания, но отдельные штрихи ее не вписываются  в русло традиционного понимания: например, Сигера Брабантского, главу  аверроистов, Данте помещает в раю рядом с Фомой Аквинским, всю жизнь боровшимся с аверроизмом. Античных философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте также помещает не собственно в аду, несмотря на общепринятое мнение, а в лимбе — самом первом круге ада. Картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение.

Данте не противопоставляет земную природу  Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так  же божественна, а человек как  существо, имеющее тело и душу, причастен  двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Философия, таким образом, оказывается для  устроения земной жизни гораздо  более нужной, чем богословие, и  это тоже не укладывалось в рамки  католического и вообще христианского  миросозерцания. Философия нужна  для управления государством, а церковь  — для того, чтобы вести людей  в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно  себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а, наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства, помогающего  реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве, всеобщем и прочном мире. Данте  принадлежал к тем идеологам, которые свой гуманизм соединяли  с теорией так называемой двойственной истины. Концепция Данте содержит много наивных и схоластических аргументов, но она сильна своей основополагающей идеей: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму. 

2. Движение является способом существования материи, её атрибутом, то есть неотъемлемым имманентным свойством любого бытия. В философии движением считается всякое изменение[1]. Ещё в древности рядом мыслителей была высказана идея о движении как черте всего сущего. Достаточно вспомнить знаменитое высказывание Гераклита: «Всё течёт, всё изменяется».[2] Однако в античной традиции, напомним, существовала и противоположная тенденция, которая рассматривала движение как что-то ущербное, свойственное не столько бытию, сколько его противоположности. Так, иллюзорным и несовместимым с бытием считали движение представители элейской школы (Парменид, Зенон). Платон рассматривал всё подвижное, изменчивое как несовершенное, ущербное бытие. В философии, начиная с 18 в., утверждается представление о движении как неотъемлемом сущностном свойстве бытия. Это относится как к материалистическим, так и ко многим идеалистическим учениям. Французские материалисты 18 в. (П. Гольбах, Д. Дидро и др.) обосновали тезис о том, что движение не привносится в материю извне, а является изначально присущей материи характеристикой. Гегель, создавая систему диалектического абсолютного идеализма, постулировал изначальную изменчивость идеального первоначала, и определяемое ей движение всех материальных объектов. Открытия в естествознании 19 – 20 вв. подтвердили правоту представлений о движении как неотъемлемом свойстве материи. Следует согласиться с тезисом, что всё движется. Обычно мы противопоставляем движение и покой. Однако на самом деле состояния покоя не существует. С объектами, которые мы с обыденной точки зрения называем покоящимися, всё равно происходят некие изменения, может быть, незаметные нам. Покоем мы называем малую степень движения, которая именно в силу своей незначительна нами не замечается. Можно сказать, что движение абсолютно, а покой относителен. Покой является лишь моментом движения, в котором процессы изменения менее всего выражены. Виды движения подразделяются по формам всё более совершенствующейся материальной организации бытия (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное). Вместе с ней усложняются и свойственные каждому уровню бытия формы движения. Движение (изменение) объектов становится всё более многофакторным, однозначно не предсказуемым. Так механическое движение является самым предсказуемым, в то время как движение биологическое и социальное не подвергается столь жёсткой и однозначной детерминации.[3] Приведём примеры каждого из видов движения. 1. Механическое движение (перемещение тела в пространстве) является самым простым видом движения. В обыденном языке мы движением называем именно механическое движение. 2. Физическое движение. К нему относятся более сложные процессы, относящиеся к сфере изучения физики, в частности, тепловые и электромагнитные процессы. 3. Химическое движение. К химическому движению причисляются всевозможные химические реакции, то есть превращения веществ (окисление, нейтрализация, образование щелочей и солей и т.д.). 4. Биологическое (органическое) движение. Примерами этого вида движения являются физиологические процессы (движение крови по организму, дыхательные движения, обмен веществ), эволюционные процессы (генетические мутации, появление новых животных и растительных видов, сопровождающееся вымиранием прежних видов), распространение растений, миграции животных и пр. 5. Социальное движение, включает в себя все процессы, связанные с изменениями в обществе. К социальному движению относится, например, совершенствование производительных сил, научные открытия и технические изобретения; реформы и революции, развитие религии и художественной культуры, войны и т.д. Так же как и при рассмотрении уровней организации материального бытия, при анализе форм движения, встает проблема редукционизма. Следует помнить, что каждый последующий вид движения более сложен, и не сводим, не редуцируем к предшествующему.[4] Одним из видов движения можно считать циклическое движение, которое характеризуется возвращением объекта к исходной точке процесса и строгой повторяемостью всего хода движения. К циклическим процессам могут быть причислены смена времён года, фаз луны, чередование приливов и отливов. Однако полного «возвращения на круги своя» и в циклических процессах не происходит. Также одним из видов движения следует признать развитие – качественные, направленные, необратимые изменения объектов и их систем.[5] [1] Применяемое в физике определение движения как перемещение тела из одной точки в другую признаётся в философии недостаточным.

[2] Также  у знаменитого философа и историка  Плутарха (2 в. н.э.) встречаем утверждение:  «Бытие есть движение или связано  с движением».

[3] Предсказать  «поведение» биллиардных шаров  после их столкновения, зная законы  механики, очень легко, а спрогнозировать  в точности поведение животных  или человека невозможно. Животное, даже если оно голодно, может  отказаться брать пищу из рук  незнакомого человека. Социальное  поведение людей детерминировано  ещё более сложно. В частности  из-за приверженности неким идеям  или системе ценностей человек  может совершать поступки, противоречащие  биологической и житейской целесообразности.

[4] Иногда  можно встретить затруднение  при отнесении того или иного  процесса к определённому виду  движения из-за того, что он  подходит под черты нескольких  из перечисленных выше видов  движения. В таких случаях необходимо относить его к высшему из видов движения, который может проявляться в данном процессе. Так, процесс письма относится к социальному движению, хотя при этом могут происходить биологические действия (сокращение мышц) или механическое перемещение пальцев вместе с ручкой по листу бумаги.

[5] Подробнее  о развитии как виде движения  см. в ответе на вопрос 8. Движение является способом существования материи, её атрибутом, то есть неотъемлемым имманентным свойством любого бытия. В философии движением считается всякое изменение[1]. Ещё в древности рядом мыслителей была высказана идея о движении как черте всего сущего. Достаточно вспомнить знаменитое высказывание Гераклита: «Всё течёт, всё изменяется».[2] Однако в античной традиции, напомним, существовала и противоположная тенденция, которая рассматривала движение как что-то ущербное, свойственное не столько бытию, сколько его противоположности. Так, иллюзорным и несовместимым с бытием считали движение представители элейской школы (Парменид, Зенон). Платон рассматривал всё подвижное, изменчивое как несовершенное, ущербное бытие. В философии, начиная с 18 в., утверждается представление о движении как неотъемлемом сущностном свойстве бытия. Это относится как к материалистическим, так и ко многим идеалистическим учениям. Французские материалисты 18 в. (П. Гольбах, Д. Дидро и др.) обосновали тезис о том, что движение не привносится в материю извне, а является изначально присущей материи характеристикой. Гегель, создавая систему диалектического абсолютного идеализма, постулировал изначальную изменчивость идеального первоначала, и определяемое ей движение всех материальных объектов. Открытия в естествознании 19 – 20 вв. подтвердили правоту представлений о движении как неотъемлемом свойстве материи. Следует согласиться с тезисом, что всё движется. Обычно мы противопоставляем движение и покой. Однако на самом деле состояния покоя не существует. С объектами, которые мы с обыденной точки зрения называем покоящимися, всё равно происходят некие изменения, может быть, незаметные нам. Покоем мы называем малую степень движения, которая именно в силу своей незначительна нами не замечается. Можно сказать, что движение абсолютно, а покой относителен. Покой является лишь моментом движения, в котором процессы изменения менее всего выражены. Виды движения подразделяются по формам всё более совершенствующейся материальной организации бытия (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное). Вместе с ней усложняются и свойственные каждому уровню бытия формы движения. Движение (изменение) объектов становится всё более многофакторным, однозначно не предсказуемым. Так механическое движение является самым предсказуемым, в то время как движение биологическое и социальное не подвергается столь жёсткой и однозначной детерминации.[3] Приведём примеры каждого из видов движения. 1. Механическое движение (перемещение тела в пространстве) является самым простым видом движения. В обыденном языке мы движением называем именно механическое движение. 2. Физическое движение. К нему относятся более сложные процессы, относящиеся к сфере изучения физики, в частности, тепловые и электромагнитные процессы. 3. Химическое движение. К химическому движению причисляются всевозможные химические реакции, то есть превращения веществ (окисление, нейтрализация, образование щелочей и солей и т.д.). 4. Биологическое (органическое) движение. Примерами этого вида движения являются физиологические процессы (движение крови по организму, дыхательные движения, обмен веществ), эволюционные процессы (генетические мутации, появление новых животных и растительных видов, сопровождающееся вымиранием прежних видов), распространение растений, миграции животных и пр. 5. Социальное движение, включает в себя все процессы, связанные с изменениями в обществе. К социальному движению относится, например, совершенствование производительных сил, научные открытия и технические изобретения; реформы и революции, развитие религии и художественной культуры, войны и т.д. Так же как и при рассмотрении уровней организации материального бытия, при анализе форм движения, встает проблема редукционизма. Следует помнить, что каждый последующий вид движения более сложен, и не сводим, не редуцируем к предшествующему.[4] Одним из видов движения можно считать циклическое движение, которое характеризуется возвращением объекта к исходной точке процесса и строгой повторяемостью всего хода движения. К циклическим процессам могут быть причислены смена времён года, фаз луны, чередование приливов и отливов. Однако полного «возвращения на круги своя» и в циклических процессах не происходит. Также одним из видов движения следует признать развитие – качественные, направленные, необратимые изменения объектов и их систем.[5] [1] Применяемое в физике определение движения как перемещение тела из одной точки в другую признаётся в философии недостаточным.


Информация о работе Франческо Петрарка