Формы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:51, творческая работа

Описание

Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое. С одной стороны в ней констатируется недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, невозможность объяснить на основе этого знания новые явления действительности. С другой стороны, проблема опирается на пусть и ограниченное прошлое знание, наличию которого она обязана даже своей постановкой.

Работа состоит из  1 файл

Формы научного познания.docx

— 22.10 Кб (Скачать документ)

Формы научного познания 

Форма Характеристика
          Проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. 
    
    Проблема  обращена не только в будущее, но и  в прошлое. С одной стороны  в ней констатируется недостаточность  достигнутого к данному моменту  уровня знания, невозможность объяснить  на основе этого знания новые явления  действительности. С другой стороны, проблема опирается на пусть и  ограниченное прошлое знание, наличию  которого она обязана даже своей  постановкой.

    Постановка  проблемы тесно связана с неполнотой и неточностью пред-шествуюшего знания об объекте. Следует отметить, что это же является одной из причин возникновения мнимых проблем науки. Такова, например проблема создания вечного двигателя, которая, как и всякая мнимая проблема, не только порождает, но и тормозит научный прогресс.

    Мнимые  проблемы отличаются тем, что их постановка противоречит фактам и законам. Так, постановка все той же проблемы создания вечного двигателя противоречит закону сохранения энергии, согласно которому получение вечного двигателя  без затрат энергии — необоснованная и неосуществимая мечта.

          Идеи форма мысли (Аристотель).

    Идея — форма отражения в мысли явлений объективной реальности, постигая действительность, идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического образования мира.

    Идея — не только основа теории, но и, по существу, ее граница.

    
    Широкие горизонты открываются перед  наукой в случаях, когда возникают  неожиданные и плодотворные идеи.

    Важнейшими  достижениями философской мысли  в понимании идей можно считать  следующие:

  • утверждение домарксистского материализма об идее как форме мысли и опытном происхождении идей;
  • представление об идее как специфической форме мышления, главная Функция которой состоит в систематизации, синтезе знания (И. Кант);
  • мысли Г. Гегеля об идее как высшей форме выражения объективной истины, о развитии идеи, ее связи с практикой и воплощении в действительность.

    В составе теории идея выступает как исходная мысль, центральное положение, объединяющее входящие в теорию понятия и суждения в целостную систему. Что же касается отличия идеи от понятий, входящих теорию, по содержанию, то суть его в следующем: в идее отражается фундаментальная закономерность, лежащая в основе теории, в то время как других понятиях отображены те или иные существенные стороны и аспекты этой закономерности.

    Идеи, выражающие весьма общие и фундаментальные  закономерности, могут не только служить  основой теории, но и связывать  ряд теорий в отрасль науки, отдельную  область знания. Имеются и такие  идеи, которые лежат в основе всей науки, в фундаменте познания вообще. Кроме того, идея может существовать до создания теории, как предпосылка  ее построения.

          Принцип — первоначальная, руководящая идея, основное правило поведения.

    Принцип — центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

    
     Принцип выражает фундаментальную закономерность, в связи с чем чрезвычайно общие и важные законы нередко называют принципами.

    По  отношению к идее принцип выступает как ее первое и самое абстрактное определение. Однако принцип не исчерпывает всего содержания идеи, так же как и не всякая идея раскрывается в принципах. И если в основе теории всегда лежит одна идея, то принципов, выражающих ее, может быть несколько.

    Вместе  с тем не всегда следует связывать  идею и принцип, поскольку в некоторых  случаях научные принципы выступают  как абстрактные выражения идей. Нередко в качестве идей рассматриваются  принципы, одни и те же важные научные  утверждения называются то принципами, то идеями (например, встречаются выражения: диалектический принцип развития, а  также — диалектическая идея развития).

    Если  функцией идеи является систематизация знания при формировании научной  теории, то подобным же образом и  принцип играет вполне определенную роль, но уже по отношению к эмпирическому, опытному знанию. Принцип в науке  выступает как непосредственное обобщение опыта, фактов. Принцип, будучи обобщением фактов, может в то же время использоваться при построении теории как основная ее мысль, т.е. играть роль идеи. Если же в составе теории он используется как обычное знание, то идеей теории назвать его нельзя.

    Любой принцип и любая идея представляют собой законы науки поскольку в них выражаются существенные и необходимые отношения действительности. В то же время закон не всегда выступает как принцип

    Если, скажем, в процессе развития какой-либо теории получено некоторое очень  важное утверждение, то оно не выступает  ни как принцип, идея, а рассматривается  именно в качестве закона. Однако это  не исключает необходимости и  возможности функционального различия законов, принципов и идей в системе  всего имеющегося в каждый данный момент знания.

    
          Закон — необходимое, устойчивое, существенное, неповторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

    ¨  специфические, или частные (закон  сложения скорости в механике);

    ¨  общие для больших групп явлений (закон сохранения и превращения  энергии);

    ¨ всеобщие, или универсальные (закон  диалектики). 

    
    Данное  понятие родственно понятию сущности. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности, познание которой  в теории совпадает с переходом  от эмпирических фактов к формулировке законов изучаемых процессов.     
       
    Теория — система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительности и сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу. 
    
    Построение  теории опирается на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализации  и принципов.

    К создаваемой вновь теории предъявляются  следующие важные требования:

    ¨  научная теория должна быть адекватна  описываемому объекту, что зволяет в определенных пределах заменить экспериментальные исследования теоретическими изысканиями;

    ¨  теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области  деятельности, т.е. все многообразие опытных данных в этой области  должно быть описано в терминах исходного  базиса теории, при помощи ее основных принципов, понятий, абстракций, идеализации, аксиом и т.д;

    ¨ должны быть объяснимы взаимосвязи  между различными компонентами в  рамках самой теории, должны существовать связи между различными положениями  теории, обеспечивающие переход от одних утверждений к другим;

    ¨ должны выполняться требования внутренней непротиворечивости теории и соответствия ее опытным данным. В противном  случае теори должна быть усовершенствована или даже отвергнута.

    Удовлетворяющие изложенным требованиям теории могут различаться по следующим основным признакам:

    ¨  эвристичность;

    ¨  конструктивность;

    ¨  простота.

    Эвристичность теории отражает предсказательные и объяснительные возможности. Она является веским аргументом в пользу истинности теории Особое значение имеет математический аппарат теории, который позволяет не только делать точные количественные предсказания, но и открывать новые явления, что уже случалось в физике неоднократно.

    Конструктивность  теории состоит в простой, совершаемой по определенным правилам, проверяемости основных ее положений, принципов, законов.

    Простота  теории достигается путем введения обобщенных законов, формулирования информации при помощи определений-сокращений. Следует иметь в виду, что теорию можно оценивать с точки зрения не только статической, но и динамической простоты; предпочтение отдается той теории, которую можно уточнить и распространить на более обширное множество фактов путем незначительных уточнений и переделок, т.е. которая оказывается более простой в своей динамике, движении. 

    
          Гипотеза, предположение, математическая гипотеза — форма осмысления фактического материала, форма перехода от фактов к законам.

  Теории:

    1) "гипотеза" обозначается особого рода научная теория.

    2)"гипотеза" отождествляется с предположением.

    Гипотеза  — это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.

    
    В гипотезе центральное место занимает именно предположение. Однако нецелесообразно  считать предположение гипотезой, поскольку существуют и такие  предположения, которые нельзя назвать  гипотетическими. Примером может служить  известное в математике методическое предположение при доказательстве от противного.

    В связи с этим, а также в связи  с многообразием предположений  целесообразно рассматривать их как особую форму мышления, имеющую  вполне определенное отношение к  гипотезе.

    Специфической особенностью гипотетического  предположения  являлся его мыслимая реальность. Предположение направлено на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого. Именно поэтому предположение способствует обнаружению новых фактов и их селекции исходя из определенной позиции.

    Предположение заставляет активно, целеустремленно исследовать различные явления, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающие его. Научный поиск, если им руководит гипотетическое предположение, перестает быть аморфным, обретает внутреннюю структуру и потому становится намного результативнее. В этом проявляется одна из важных гносеологических функций предположения в гипотезе.

    В своем развитии гипотеза проходит три стадии:

    1. накопление фактического материала  и высказывание на его основе  предположения;

    2. формирование гипотезы, т.е. выведение  следствий из сделанного предположения,  развертывание на его основе  предположительной теории;

    3.   проверка полученных выводов  на практике и уточнение гипотезы  на основе результатов такой  проверки.

    Если  при проверке полученных следствий  оказывается, что они соответствуют  действительности, тогда гипотеза превращается в научную теорию. Причем такое  превращение не есть одноактное действие, а процесс всестороннего развития и углубления гипотезы, все более  основательная ее практическая проверка.

    Если  полученные на основании некоторого предположения следствия противоречат опыту, необходимо или изменить, уточнить само предположение, или отбросить  его.

    При формировании гипотезы большую роль играют фантазия исследователя, его  научное воображение и математическая интуиция.

    
          Модель — условный образ исследуемой системы.
  • Материальная
  • Идеальная

    а) по целям исследования моделей в  процессе познания:

  • эвристические и дидактические модели;
 

    б) по способу воспроизведения в  моделях информации об оригинале:

  • знаковые и вещественно-технические модели;
 

    в) по степени участия человека в  создании моделей:

  • естественные и искусственные модели.
    Система конструируется субъектом исследования таким образом, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства системы  управления, взаимосвязи между ее элементами, структурные и функциональные параметры системы).

    К моделям предъявляются следующие  требования:

  • точное отражение структуры и процессов функционирования моделируемой системы управления;
  • минимальные допущения при описании системы управления путем моделирования.
  • число моделируемых параметров должно быть адекватно сложности системы управления.
  • наличие конкретных параметров оптимизации системы;
  • учет ресурса времени и достаточная оперативность создаваемой модели.

    При ближайшем рассмотрении оказывается, что жесткой границы между моделями в составе указанных групп нет, что существуют взаимопереходы противоположных видов моделей через некоторые промежуточные зоны.

    Основные  группы моделей, применяемые в системах управления: организационные, структурные, функциональные, информационные и математические.

Информация о работе Формы научного познания