Формулировки основного вопроса философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:55, реферат

Описание

Философский вопрос- вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств (“видимого мира”) и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей (“сверхчувственного, скрытого мира”), С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под “видимым миром” понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. “Скрытый мир” – законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.

Работа состоит из  1 файл

Основной вопрос философии.docx

— 34.08 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Философия»

на тему:

«Формулировки основного  вопроса философии»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса  гр.ФН-101

заочной формы  обучения

Сайфуллина Ю.Р.

 

 

 

Старый Оскол-2011

Основной вопрос философии.

Впервые термин «основной  вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом.

Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия.

Графическое изображение  основного вопроса философии  выглядит следующим образом:

 

 

Философский  вопрос- вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств (“видимого мира”) и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей (“сверхчувственного, скрытого мира”), С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под “видимым миром” понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. “Скрытый мир” – законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности. Религиозные философы обычно понимают под основным вопросом философии следующую серию вопросов: а) скрывается ли за являющимся нам миром порождающая его первопричина (Бог) или есть только посюсторонний мир, несотворенный и вечный; б) если миром правит потусторонняя сила (Бог), то можно ли познать эту силу и в какой мере; в) какого поведения Бог от нас ожидает? Другие мыслители предпочитают более общие и краткие формулировки основного вопроса философии, например, одну из таких: “Как наше мышление относится к бытию?”, “Каково соотношение материи и сознания?”, “Как в наших телах взаимосвязаны дух, душа и плоть?”. Подразделив сущее на мир идей (прообразов) и мир материальных вещей (образов), Платон одним из первых остро поставил основной вопрос философии. Вместе с тем далеко не все мыслители в прошлом и настоящем соглашались с необходимостью вычленять основной вопрос философии и отправляться от него, как от ядра всей философской проблематики. Более полное представление об основном вопросе философии дает описание трех его важнейших аспектов – онтологического, психофизического и гносеологического. Онтологический аспект – проблема соотношения сущности (“сокровенного”), явления (“откровенного”) и субъективной кажимости. В этом случае речь может идти о любого рода сущности и произвольной сфере ее проявления. Логически возможны такие варианты решения основного вопроса: 1) есть только чувственные качества, кажимость, но нет никаких объективных “вещей в себе” и сущностей (субъективный идеализм сенсуалистической окраски); 2) за кажимостью могут стоять “вещи в себе”, объективные феномены, которые нам еще предстоит познавать в чистом виде (феноменализм); 3) предельных объяснений чувственных данных и стоящих за ними явлений можно добиваться только посредством ссылок на глубинные сущности, открывающиеся нам наружу в форме явлений; “сущность является, явление существенно” (Гегель, эссенциализм); 4) сущность никогда не проявляется полно и совершенно, поэтому феномены (и тем более кажимости) всего лишь намекают нам на бытие недоступной сущности, но принципиально не дают нам о ней истинного знания (символизм); 5) совершенные проявления сущности иногда все же случаются – они открываются избранным людям и транслируются через пророков (профетизм); 6) сущности не прячутся, они всегда проявляются так, что от их проявлений можно истинно умозаключать к им самим (наивный реализм).

Продолжая задавать вопросы  о природе сущности (противоречива  она или проста, однопорядкова или многопорядкова по своей сложности, имеет ли она пространственно-временные свойства и т. д.), можно далее продолжать список вариантов решения основного вопроса философии. Психофизический аспект – проблема соотношения духа, души и плоти в человеке как целом; данный аспект конкретизирует онтологический аспект, ограничивая изучение соотношения видимого и невидимого миров сферой человеческого тела. Возможны такие варианты: 1) одномерный плотский человек, в котором нет ничего, кроме “материального” (материализм, физикализм); 2) одномерный человек-дух, состоящий исключительно из “духовного” (спиритуализм); 3) двумерный человек состоящий из плоти и души, имеющих между собой массу взаимопереходов (идеализм); 4) дуальный человек, в котором Богом совмещены и скоординированы две независимые друг от друга субстанции – тело и душа (дуализм Декарта); 5) трехмерный человек, состоящий из плоти, души и привходящего “извне” свободного духа; тело – зеркало души, а душа – зеркало духа (модель ап. Павла); 6) психика – эпифеномен, интериоризованные схемы внешних движений организма (бихевиоризм, операционализм). Промежуточные варианты ответов сопряжены с вопросами о вечности или смертности души, о характере взаимоотношения души и оплодотворяющего ее духа, об активности или пассивности души внутри тела, о ее способности или неспособности выходить за пределы своего тела.

Гносеологический аспект – проблема соотношения человеческого сознания (как “части” души), человеческой деятельности и объективной реальности, независимой от сознания и деятельности человека. Иногда этот аспект упрощают до вопроса о соотношении сознания человека и объективной реальности, существующей до человека и независимо от человечества. Варианты: 1) материалисты полагают, что материя первична, а сознание человека вторично, поскольку сознание является высшим продуктом материи и формой ее отражения; 2) объективные идеалисты отправляются от посылки о генетической первичности объективного мира идей к вторичности мира вещей и субъективного мира человека; 3) абсолютизация субстанциальной роли человеческой практики в производстве окружающего мира и форм общественного сознания характерна для прагматизма, инструментализма, операционализма, некоторых направлений марксизма; 4) субъективный идеализм полагает первичным сознание человека; 5) абсолютизация овеществленной силы знания (“искусственной природы”) возвращает человеку и его сознанию объективную обусловленность: человек подчинен продуктам своего творчества (социальным институтам, борьбе классов, объективированному знанию и т. п.); к такому варианту склоняются трансценденталисты; 6) “лингвистический идеализм” пытается вывести “сознание” и “культуру” из природы человеческого языка. Пересечение между собой выделенных выше основных вариантов основного вопроса философии

 

 

 

 порождает в исторической  практике огромное множество  философских течений.

 

Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого философского учения. «Философы, - пишет Ф. Энгельс, - разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только  марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что: 

  1. материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;
  2. сознание - результат длительного процесса развития материального мира;
  3. сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 
  4. существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 
  5. сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;
  6. сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

 

Дуализм, как мы уже знаем, утверждал, что в основе мира лежат два независимых начала: материя и дух. Из этой архаической предпосылки, идеалистическое решение которой предложил один из первых философов-теоретиков Платон, родилось то, что в XIX веке сформулировал Ф. Энгельс  как «великий основной вопрос» об отношении духа к материи, так называемый «основной вопрос философии» /ОВФ/. По Энгельсу он имеет две стороны: «Что первично, материя или дух?» и «Познаваем ли мир?». В советские времена студенты заучивали: «Материя первична», «Сознание вторично», «Мир познаваем». В постсоветские времена некоторые перевёртыши стали говорить наоборот: «Дух первичен». Что таким прикажут – то они и скажут.

Но мир не состоит из двух субстанций (духа и материи), поэтому основной вопрос философии не может быть даже поставлен. Генетически человеческое сознание вторично в том смысле, что оно действительно возникло в результате длительной эволюции материального мира. Мышление - свойство и функция мозга, посредством которого человек получает информацию о себе и среде своего обитания. Мышление - свойство, а не субстанция. Поэтому первая «онтологическая» сторона ОВФ теряет смысл, а вторая, «гносеологическая» сводится к выяснению отношений между материальной субстанцией и одним из её свойств, - сознанием. Но это уже не «ОВФ», так как проблемами познания занимается теория познания, современная эволюционная эпистемология, методология научного исследования. Многие современные учебники даже не упоминают ОВФ, но мне думается представление о нём будет не лишним, хотя бы потому, что до сих пор кое-где у нас его ещё решают. Как справедливо пишет наш современный философ Виктор Мерцалов «Драма философии – это драма иллюзий ложного сознания, скрывающего истинное невежество. И самым выразительным символом этой драмы служит её «основной вопрос»… единственный способ окончательно «решить» его заключается в том, чтобы перестать его «решать»…   Так же, как в своё время алхимики перестали искать философский камень. А как же быть с библейским «…и сотворил»? Да никак.

 
 
  При постановке основного вопроса философии возникает вопрос не только о приоритете материального или духовного, но и относительно того, что считать материальным, а что духовным. Отсюда проистекает возможность многочисленных модификаций в решении основного вопроса философии как в материализме, так и в идеализме. Гегель, например, принимает за первичное некое вне человека существующее мышление («абсолютную идею»), А. Шопенгауэр исходит из представления о бессознательной космической воле, Э. Мах считает, что все вещи состоят из ощущений. 
 
  Многие домарксистские и немарксистские философы не считают вопрос об отношении духовного к материальному основным вопросом философии. Для Ф. Бэкона, например, основной вопрос философии - это проблема овладения стихийными силами природы. Французские философ 20 в. А. Камю полагал, что основной вопрос философии есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие из философов, в первую очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к правильной формулировке основного вопроса философии. Вычленение же основного вопроса философии и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Энгельсу . Энгельс рассматривал основной вопрос философии как теоретический итог интеллектуальной истории человечества. Уже в религиозных верованиях первобытных людей содержится определенное представление об отношении психического к физическому, души к телу. Однако теоретическое рассмотрение этого отношения стало возможным лишь благодаря развитию абстрагирующего мышления, самонаблюдения, анализа. Исторически эта ступень интеллектуального развития совпадает с образованием противоположности между умственным и физическим трудом. В средние века, когда религия стала господствующей формой общественного сознания, основной вопрос философии, по словам Энгельса, «... принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века» . Но лишь благодаря ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе буржуазных революций основной вопрос философии «... мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение...». 
 
  При формулировании основного вопроса философии марксизм-ленинизм исходит из того, что понятия духовного и материального, субъективного и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному. Основной вопрос философии заключает в себе, помимо вопроса об объективно существующем отношении психического и физического, духовного и материального вообще, также вопрос о познавательном отношении человеческого сознания к миру: «... Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?» . Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма, агностицизма. Положительное решение этой проблемы принципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений. Историческая ограниченность домарксистского материализма (метафизичность, механицизм, идеалистическое понимание истории) сказывалась и в решении им основного вопроса философии. Эта ограниченность была преодолена лишь философией марксизма, которая понимает духовное как специфический продукт развития материи, распространяет диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии на познание общественной жизни. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия». Это положение составляет отправной пункт материалистического понимания истории. В решении основного вопроса философии выявляются два главных философского направления - материализм и идеализм, борьба которых составляет содержание историко-философского процесса.

 


Информация о работе Формулировки основного вопроса философии