3) Отпе ens est bonum quia omne ens est ens – 
"Все сущее есть благо, потому 
что все сущее – сущее". Этот 
тезис о благословенности всего 
сущего ясно характеризует томизм 
как христианскую метафизику. Все 
сотворенное, свободно излитое 
благой волей всевышнего, несет 
в себе благо. Нельзя выразить 
музыкальную идею одним звуком, 
богатство идеи требует богатства 
красок. Щедрость Творца – в 
бесконечно изумляющем разнообразии 
созданных форм. Всякий христианин 
не может не быть оптимистом. 
Быть исполненным неподдельным 
изумлением, чувствовать симфонию 
красок, звуков, форм в любом ничтожном 
создании, – значит, участвовать 
в божественной благодати, обладать 
высоким градусом бытия. Быть 
сумрачным, не замечать благого, 
умаляя сотворенное, пренебрегая 
им, значит, падать, утрачивая бытие.
 
 Коль скоро сущее 
благостно, и всякое сущее по-своему 
стремится к совершенству, значит, 
благое – объект воли, желания, 
аппетита. Добро – это желание 
совершенства. Сущее благословенно, 
ибо сотворено любящим Богом, 
его воля к любви изначальна, 
но производна у человека. По 
Аквинату, есть благо, достойное 
само по себе, его желают ради 
него самого; благо полезное, ибо 
его хотят для чего-то иного; 
благо-наслаждение, оно несет 
счастье. Первое и третье – 
это Бог, все земные блага 
– блага второго типа, ибо относятся 
к целям, которые преследуются.
 
 
 
 Аналогия бытия Фомы 
Аквинского
 
 
 В 4-й книге «Метафизики» 
Аристотель пишет, что вещи 
бытийствуют по-разному, но всегда 
в отношении к существу привилегированному 
и его особой сущности. Подобным 
образом медики говорят о "здоровом 
бытии" человека по различным 
эффектам, например, по цвету лица. 
И субстанция и акциденции 
– сущее, но субстанции – 
сущее привилегированное, первое, 
основное, акциденции суть ее 
модификации. Аристотеля интересует 
горизонталь отношений сущего. Аквинат 
же занят выяснением вертикального 
среза: аналогии, субстанции и 
акциденции, отношения Бог и мир, 
конечное и бесконечное.
 
 Между Богом и тварным 
нет тождества, как нет и 
двуначалия: ведь мир – образ 
и подобие Бога. Зато есть отношение 
подобия и неподобия, аналогии 
в том смысле, что все, приписываемое 
созданному, принадлежит и Богу, 
но по-разному и с иной интенсивностью. 
Метафизическое основание аналогии 
заключено в факте, что обуславливающая 
причина сообщается, в определенном 
смысле, сама с собой. Сходство 
не дополнительное качество, а 
нечто, существующее в природе эффекта. 
Имея в виду импликации бытия и его свойств, 
нельзя не признать, что в бытие мира, как 
зависимого от Бога, вписана его сакральность.
 
 Как очевиден смысл 
сходства, так ясен и смысл 
различия Творца и тварного. Здесь 
томизм устанавливает понятие 
трансцендентности Бога в значении 
негативной теологии. Если верно, 
что мы знаем что-то о Боге, 
то верно и то, что это нами 
сформулированное знание. Отражает 
ли оно природу Бога? Если Бог 
не имеет сущностей, совпадая 
с бытием, и если наше познание 
– попытка уточнить его природу 
то понятно, почему негативная 
теология превосходит позитивную. 
Нам лучше известно, что не 
есть Бог, чем то, что он есть. 
Именно поэтому полагают, что 
аналогия ближе к многогласию, 
чем к единогласию. Существа 
участвуют в бытии, и это 
значит, что их бытие не есть 
Бытие: это различие и есть 
само участие. Многие суть небытие 
единого: они другие, но не вне 
единого. Благодаря этому различию, 
Бытие и тварное оказываются 
тесно связанными и максимально 
дистанцированными в одно и 
то же время. Участвовать, значит 
иметь, но это и небытие акта, 
вместе с тем, это совершенствование, 
в котором тварное участвует, 
– участвует, но и только.
 
Лит: Лега В.П. История западной 
философии
 В. Татаркевич. История 
философии. Античная и средневековая 
философия
 Э.Жильсон «История 
христианской философии в Средние 
века»